Ирина ФИЛИПКОВА,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%9C%D0%9E%D0%97%D0%9E%D0%9B%D0%95%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Ржавая машина на спущенных колесах, с разбитыми стеклами и вырванными сиденьями — такими "достопримечательностями" может похвастаться если не каждый второй, то каждый третий минский двор. Годами печально стоят они у подъездов, занимая дефицитные стояночные места и мозоля глаза жильцам. В обозримом будущем ситуация должна измениться: с 1 января вступил в силу указ президента № 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации". Лом, получается, тронулся?

— Решение по работе с бросовым транспортом принято еще в 2006 году. Однако у нас не было правового поля, которое позволяло бы вывозить такой транспорт из дворов. Если, скажем, владелец отказывался убирать неиспользуемую машину или приводить ее в надлежащий вид, мы не могли ничего сделать. ПДД он ведь не нарушал, — объясняет начальник отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением ГПО "Минское городское жилищное хозяйство" Маргарита Язинская. — В последние годы ситуация с парковочными местами очень обострилась, особенно в столице. Поэтому Мингорисполком инициировал разработку этого документа.

По мнению Маргариты Язинской, указ значительно облегчит работу жилищных и дорожно-эксплуатационных служб. Во-первых, в нем дано четкое определение неэксплуатируемого транспортного средства. Во-вторых, документ запрещает размещение таких транспортных средств вне охраняемых стоянок. В-третьих, прописывает порядок выявления брошенных автомобилей.

Плата за постой

Отправляюсь в ЖРЭО Московского района Минска. В декабре прошлого года здесь насчитали 420 бросовых автомобилей, 410 владельцам уже разосланы извещения. Все авто на контроле, но это не итоговая цифра. В объединении поясняют: кто-то может отремонтировать и почистить машину, накачать колеса, пройти техосмотр, а кто-то, наоборот, привезти ржавую "старушку" из соседнего района.

Исследованием дворовых территорий на предмет бесхозных авто занимаются мастера ЖЭСов. Среди брошенных автомобилей на территории Московского района много "залетных", владельцы которых прописаны в Минском районе, Минской и даже других областях. Бывает очень трудно установить собственников, если первый владелец живет в регионе, а машина была продана по доверенности, да еще неоднократно. В ЖРЭО заметили, что автохлама меньше во дворах старой застройки. Среди брошенных машин попадаются и дорогие. Но и они могут закончить свой век в утиле.

— Многие из тех, кто хранит неиспользуемый транспорт во дворе, считают, что раз их машина не мешает проезду "скорой" и пожарной, то все хорошо. Это не так. Дворовая территория не предназначена для длительного хранения транспорта. Так почему лом должен находиться там годами? Человек приезжает к кому-то в гости, машину поставить негде. Где он припаркуется? На детской площадке или зеленой зоне, потому что парковочное место занимает лом, — говорит заместитель директора по благоустройству и санитарному содержанию жилфонда ЖРЭО Владимир Романюк. — Когда чью-то машину принудительно переместят на платную стоянку, владелец задумается.

Сейчас плата за эвакуацию около 74 тысяч рублей, а за месяц хранения машины на стоянке придется выложить 85 тысяч. Так что нежелание приводить в порядок неиспользуемое авто может вылиться пусть не в очень большую, но ощутимую статью расходов. Пока же, констатируют в ЖРЭО, много владельцев автохлама, которые "качают" права. Причем порой делают это самым неблаговидным образом. В Московском районе рассказали одну историю, произошедшую в ЖЭС № 116. Владелец пяти или шести машин, захламленных внутри и хранящихся во дворе, весьма своеобразно отреагировал на извещение: ворвался в кабинет мастера в здании ЖЭСа и избил ее.

Разобрать по винтикам

Заглядываем в один из дворов на проспекте Любимова. На парковке напротив дома № 33 — видавшие виды "жигули", занесенные снегом и без номерных знаков. Как быть, если машина без номеров? ГАИ в любом случае попытается выяснить имя владельца, при необходимости могут даже вскрыть капот и посмотреть номер кузова. Если же собственника установить не удастся, "темной лошадке" дают последний шанс: на лобовое стекло кладут записку с указанием даты эвакуации. Не найдется хозяин в течение трех дней — брошенная "ласточка" отправится на платную стоянку.

— Была в этом дворе еще одна машина без номеров. Суд признал ее бесхозяйной, мы повесили объявление о том, что эвакуируем ее. И, знаете ли, быстро нашелся владелец, — вспоминает начальник ЖЭС № 108 Сергей Витвор.

Кто будет оплачивать эвакуатор и стоянку, если собственника автохлама так и не найдут? Ответ очевиден: ЖЭС. За счет средств, вырученных от сдачи лома. На предприятии "Вторчермет" в поселке Гатово под Минском за тонну металла организациям платят 649 тысяч рублей. Надо понимать, что машину на лом примут без обшивки, колес, стекол и прочих неметаллических элементов. В таком виде среднестатистическое авто завесит примерно 500 кг. Получается, если ЖЭС будет заниматься утилизацией бесхозяйного авто, плата за лом едва покроет расходы на транспортировку и хранение машины, о прибыли речи не идет. К слову, гражданам за тонну металлолома заплатят значительно больше — около 1,8 миллиона рублей. Но это при условии, что они сами будут заниматься доставкой "железа" в пункт приема.

Железный поток

В прошлом году ЖЭСы Московского района подали 36 исков в суд по поводу бросовых автомобилей, 32 машины признаны бесхозяйными — процент близок к ста. И это только в одном из девяти районов! Хватит ли в городе стоянок, чтобы разместить весь неэксплуатируемый транспорт, если его владельцы не станут разбираться с ним сами? Ведь, кроме дворов, такие машины есть и на проезжей части, и на территориях гаражей, только ими занимается не ЖКХ, а другие службы. Вопросы мест на платных стоянках находятся в ведении администраций районов города, и в теории их должно хватить. Но как будет на самом деле, покажет время.

— Безусловно, нагрузка на ЖЭСы будет очень большой. Пока мы взяли на контроль те машины, которые долго не эксплуатируются, но под указ могут попасть и другие. Тем не менее у нас хватит сил и средств, чтобы справиться со всем потоком, даже если большинство автовладельцев откажутся приводить свои брошенные авто в надлежащий вид, — уверен Владимир Романюк.

Обещают справиться с любыми объемами лома и на "Вторчермете".

— Мы готовы принимать его в неограниченном количестве. Раньше у нас скапливались очереди на сдачу металла, люди стояли по 3—4 дня. Сейчас никаких очередей нет, все по записи, — говорит заместитель генерального директора гособъединения "Белвтормет" по заготовкам Николай Бондарь.

На "Вторчермете" отслужившую свой век "старушку" спрессуют и отправят на переплавку на Белорусский металлургический завод. Так старое авто может обрести вторую жизнь. Пожалуй, это лучше, чем бесполезно гнить во дворе.

Если кратко

Владельцев неэксплуатируемого транспорта выявляет ГАИ. Затем местные органы направляют собственнику извещение о необходимости в течение 30 календарных дней отвезти автомобиль на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. Если по истечении месяца владелец не принял должных мер, ЖЭС транспортирует автомобиль на платную охраняемую стоянку. В течение трех месяцев владелец может потребовать возврата машины, отсутствие такого требования считается отказом от права собственности на нее. После этого документы передаются в суд, и если автомобиль будет признан бесхозяйным, он будет снят с учета в ГАИ и утилизирован. Все затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением машины, возмещает ее владелец.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-30%
-34%
-10%
-10%
-29%
-80%
-10%