Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  2. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  3. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  4. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  5. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  6. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  7. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  8. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  9. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  10. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  11. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  12. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  13. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  14. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  15. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  16. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  17. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  18. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  19. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  20. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  21. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  22. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  23. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  24. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  25. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  26. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  27. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  28. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  29. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  30. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу

опубликовано: 
обновлено: 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%3A%20cies.us
Фото с сайта: cies.us
Подключение Беларуси к Болонскому процессу обеспечит признание белорусских дипломов в Европе. Об этом сообщил во время online конференции на сайте БЕЛТА ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук.

"В Европе будет признаваться диплом, выданный белорусским вузом, и наоборот. Но о стопроцентном признании никто не говорит. Всегда создаются какие-то комиссии, специалисты которых еще раз смотрят на уровень подготовки и т.д. Тем не менее общие какие-то правила игры будут", - сказал Михаил Демчук.

Вся атрибутика вхождения в Болонский процесс, необходимая документация, дипломы европейского образца в Беларуси уже есть. И с января это будет включено в работу, отметил профессор. "Это не значит, что мы полностью уберем свои документы, свои дипломы. Наш выпускник получает диплом государственного образца, а если ему потребуется диплом с приложением европейского образца, то он его получит", - пояснил он. Современное приложение к диплому европейского образца более объемное (там и знание языков, где пройдена практика и другая информация).

"Болонская идея - это не панацея от всех бед. Она касается университетов, где образование на неком среднем уровне", - подчеркнул Михаил Демчук. Первая сотня в иерархии университетов мира не нуждается в Болонской идее. Там свои правила, свои традиции. Это гигантские вузы Англии, Германии, Скандинавии и т.д.

Белорусские вузы специалист отнес к вузам среднего уровня. "И у нас есть возможность подтянуться, позаимствовать какие-то идеи. Болонская идея не помешает нам как минимум, а как максимум мы будем готовить специалистов по тем направлениям, которые пока у нас нельзя освоить", - сказал Михаил Демчук. Он добавил, что для подготовки специалиста современного уровня необходима соответствующая учебно-научная база, критическая масса преподавателей, ученых, которые смогут обеспечить качественное образование.

Демчук: Болонская инициатива даст возможность обмениваться информацией, организовать подготовку специалистов по более прогрессивным методикам 

"Сейчас у нас на повестке дня организация отрасли атомной энергетики в связи со строительством АЭС в Беларуси. Понятно, что сегодня в стране нет соответствующей базы для подготовки специалистов ядерной физики. Поэтому необходимо каким-то образом организовать подготовку специалистов на плановой основе за пределами страны. Болонский процесс даст возможность более осмысленно организовывать такого рода программы", - сказал Михаил Демчук.

При этом он отметил, что сейчас нет особых преград для того, чтобы обучать белорусских граждан за пределами республики, и можно обойти Болонский процесс. "Но Болонская инициатива даст возможность обмениваться информацией, организовать подготовку специалистов по более прогрессивным методикам. Это главное ее преимущество", - подчеркнул ректор РИВШ. Он также добавил, что Болонская идея позволит выигрывать и в экономике образования.

"Каждая страна готовит специалистов по-разному, и иногда сложно организовывать подготовку у себя, создать необходимые условия. Сейчас подготовка специалистов по многим наукоемким специальностям - вещь дорогостоящая: необходимо создавать современную учебную и научно-производственную базу, а это очень большие деньги. Думаю, чаще выгоднее обучать специалистов за пределами страны или договариваться с другими странами, другими вузами о совместной подготовке, совместных образовательных программах. Вхождение в Болонский процесс дает возможность построить таким образом подготовку специалистов", - сказал ректор РИВШ. По его мнению, сама Болонская идея позволяет более предметно, более рационально построить всевозможные образовательные траектории и создает больше точек соприкосновения в развитии университетского образования разных стран.

Среди других преимуществ вступления в Болонский процесс Михаил Демчук назвал заимствование передового зарубежного опыта путем обмена студентами и преподавателями, а также возможность реально оценивать возможности Беларуси в деле подготовки специалистов. "Мы часто говорим о том, что имеем успехи, но эти уникальные успехи никто не замечает. На самом деле есть реальные методики оценок, и здесь мы должны объективно взглянуть прежде всего на себя", - сказал он.

На вопрос - не лишит ли присоединение Беларуси к Европейскому пространству высшего образования выбора образовательных программ для вузов и в целом разнообразия национальных систем образования, ректор РИВШ ответил: "Сегодня много идет разговоров о Болонском процессе, и, я думаю, будет правильно сказать, что никто до конца не читал все, что касается этого процесса, никто не расшифровывал саму идею Болонского процесса. В нем речь идет не о единой модели образования, а о наднациональных принципах организации университетского образования. Понятно, что, скорее всего, жизнь сподвигла к идее организации неких общих подходов. Но каждый вуз в каждой стране волен выбирать собственную траекторию образования", - сказал он.

По словам Михаила Демчука, Европейское пространство высшего образования строится на принципах согласования и открытости, а не унификации и установления единой модели. Он особо подчеркнул, что формирование Европейского пространства высшего образования всегда происходило в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. "Болонская декларация не навязывает странам единственно возможную модель формирования национальной системы высшего образования, а только определяет принципы, на основании которых рекомендуется строить национальные модели, что зафиксировано в Лондонском коммюнике "На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализированного мира" (16-17 мая 2007 года)", - резюмировал ректор РИВШ.

Вузы Беларуси в перспективе могут перейти к системе "бакалавр - магистр"

"В перспективе, может быть, перейдем на схему "бакалавр - магистр". Просто сейчас нельзя перейти, потому что рынок бакалавров не ясен. Хорошо оформлен рынок специалистов", - сказал Михаил Демчук. Профессор напомнил, что сейчас в Беларуси после первой ступени обучения получается статус не бакалавра, а специалиста. Вторая ступень - магистратура.

Он также отметил, что возможен и переход с пятилетнего обучения на четырехлетнее на первой ступени. По мнению Михаила Демчука, условие перехода на четыре года обучения - более рациональное построение учебных планов и программ. Более того, он отметил, что подобная практика уже существует в ряде вузов.

Кроме того, затрагивая тему подготовки специалистов-практиков, Михаил Демчук отметил, что в этом плане современное образование идет по двум направлениям. Первое - это создание современных учебно-научных производственных комплексов, а второе - дуальное образование. Последнее предполагает, что два-три года студент учится в университете, а дальше - на учебно-производственной базе заказчика.

Михаил Демчук также сообщил, что сейчас в Беларуси обсуждается проект по созданию современного вуза эталонного уровня, до которого затем подтянутся другие. "Тут, конечно, есть увязка и с Болонским процессом", - считает он. Болонский процесс даст возможность более эффективно организовывать подготовку специалистов.

-20%
-50%
-17%
-5%
-20%
-25%
-10%
-30%