Снежана Инанец,

О том, в каких белорусских городах нужны объездные дороги, где они появятся вот-вот, а где – придется подождать, узнавала корреспондент TUT.BY.
 
Кривые дорожки… в хорошем смысле
 
Некоторые поклонники автостопа со знанием дела говорят: плох тот город, у которого нет объездной. Почему? Такое утверждение вполне объяснимо хотя бы тем, что по объездной удобно миновать города, не пробираясь пешком или на общественном транспорте к другому выезду на трассу. А в целом - крупный населенный пункт без объездной дороги, расположенный на современном подобии пути "из варяг в греки" (читай – оживленном направлении), рано или поздно превращается в проходной двор. Транзитные автомобили приносят с собой целый ворох проблем. Каких именно – на примере Барановичей рассказал нам корреспондент одной из местных газет:
 
- Неподалеку от нашего города проходит трасса М1, "олимпийка". Прямо через город идет еще несколько значимых трасс. Объездную дорогу обещают построить уже несколько лет, но подвижки в обещанном строительстве стали заметны только в конце прошлого года. Пока транзит как шел, так и идет через город. Особенно это чувствуется на улице Брестской – там обычно много припаркованных фур. Пробок не наблюдается, но дороги разбивают изрядно – наши асфальт не успевают латать.
 
Как добавляют пользователи нашего портала, "задыхается от транзита, идущего направлениями Ганцевичи, Ляховичи улица Тельмана".
 
Все эти проблемы – и разбитые дороги, и загазованность перегруженных грузовым транспортом улиц – должна стать менее актуальными с появлением объездной. В конце прошлого года наконец начались долгожданные строительные работы. Как сообщает местная пресса, обход Барановичей будет длиной более девяти километров и соединит автодороги Р2 Столбцы - Кобрин и Р4 Барановичи – Ляховичи. Если ничего не изменится, строительство объездной закончат в нынешнем декабре, и будет стоить оно примерно 30 миллиардов рублей.
 
Как отметила в разговоре с корреспондентом портала TUT.BY начальник управления и научно-технического развития департамента "Белавтодор" Светлана Куцая, появление новых обходов городов в интересах не только их жителей, но и самих "транзитников".
 
- Благодаря обходам, сокращается время в пути, быстрее попадают к месту назначения грузы. Город можно оставить в стороне, вместо того, чтобы пересекать насквозь. Поделюсь собственным опытом. Мне с семьей приходится ездить к родным мимо Бобруйска. Когда не было обхода Бобруйска, приходилось ездить через сам город. Он очень большой по площади, там много частного сектора, несложно было перепутать дороги. В результате - только на то, чтобы проехать Бобруйск, уходило часа полтора-два. С открытием обхода стало значительно удобнее и быстрее, - называет еще одну причину строить объездные дороги Светлана Куцая.
 
Запрограммированные объездные
 
В программе "Дороги Беларуси", принятой Совмином еще в 2006-м, черным по белому прописано задание: до 2015 года построить обходы 11 городов. В списке – Барановичи, Верхнедвинск, Витебск, Калинковичи, Волковыск, Гродно, Лида, Слоним, Могилев, Молодечно, Пинск и поселок городского типа Пограничный. Всего при подготовке программы планировалось построить 142 километра объездных дорог общим финансированием 302, 8 млрд рублей.
 
Сегодня из всего списка мы имеем обходы Могилева и Слонима, а также западный обход Лиды. Появился обход и у Несвижа. За рекордные сроки (около полутора лет) по поручению президента построена объездная вокруг Беловежской пущи.
 
Остальные пока на очереди… Причем очередь в минувшем году растянулась на более долгий срок из-за сокращения финансирования госинвестпрограммы. Получается, для многих городов надежда – на год новый.
 
И, хочется верить, не беспочвенная. По крайней мере, на заседании правительства в минувшем декабре премьер-министр Михаил Мясникович пообещал, что в 2012 году будет завершено строительство объездных дорог вокруг Витебска и Гродно.
 
Участок обхода Витебска, соединяющий трассы Р20, М3 и Р25, был сдан в эксплуатацию еще в 2009 году. Сейчас идет строительство длинных отрезков Дыманово-Старинки и Старинки-Новка, которые свяжут Р25, Р87 и М8. В отдаленной перспективе дорожники хотят соединить новым участком трассы Р20 и Р115, а потом на северо-западе замкнуть кольцо вокруг Витебска.
 
 
 Карта увеличивается по клику
 
Гродненскую объездную должен завершить восьмикилометровый участок с мостом через Неман (от Р44 до М6). Как отмечает "Вечерний Гродно", новая дорога сделает путь из Брузгов в Минск короче на пять километров. Скорее всего, эти пять километров для водителей не расстояние, но самим гродненцам дышать явно станет легче.
 
  Карта увеличивается по клику

Новостью этого года стал указ Александра Лукашенко о строительстве западного обхода Бреста, подписанный 5 января. Новая дорога должна оптимизировать транспортные потоки между левым и правым берегом реки Мухавец, а также погранпереходов "Варшавский мост" и "Козловичи". В ближайшие два года обещают построить автомобильный мост через реку Мухавец и реконструировать улицу Зубачева. Потом возьмутся за создание путепровода через железную дорогу, а также за реконструкцию улиц Героев обороны Брестской крепости и Смирнова, а также сделают съезд с автомагистрали М1/Е30 в створе улицы Смирнова. Все строительство западного обхода Бреста должно завершиться в 2015 году.
 
Что касается остальных городов, то на различных форумах в интернете можно найти просьбы жителей Пинска и Молодечно (напомним, что в программе "Дороги Беларуси" эти города указаны) побыстрее построить объездные дороги и вокруг их городов. Особенно надеялись на строительство объездной накануне "Дожинок-2011" жители Молодечно. Однако, по словам Светланы Куцей, острой необходимости в этом пока нет.
 
- Пока проект обхода Пинска не делали, но стоит вопрос полукольца, от М8 до Р147 и Р6, - отмечает специалист "Белавтодор", - в перспективе есть обход Молодечно, в прошлом году дали задание на его проектирование. Однако, из-за недостатка финансирования, проектирование было приостановлено.
 
Интересная деталь: на карте Минской области, изданной в 2006 году РУП "Белкартография", объездная у Молодечно есть! Дороги на Вилейку и Радошковичи соединяет, если верить карте, обход Молодечно. Но лучше в данном случае карте не верить…

 
В прошлом году начались работы по строительству второй кольцевой вокруг Минска. Ее протяженность должна составить 158 километров. Рассчитано реализовать проект к 2017 году. Заметим, что в конце прошлого года финансирование начатых работ было также приостановлено. Сейчас инвестпрограмма на этот год ждет одобрения (или неодобрения) правительства.
 

Карта увеличивается по клику
-11%
-20%
-36%
0066814