Людмила КОНОПЕЛЬКО,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20ng.by
Фото с сайта ng.by
Но пока система дифференцированной оплаты проезда в общественном транспорте только в планах. Начальник управления автомобильного, городского, электрического транспорта и метрополитена Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Юрий Коровайкин уточняет, что специалисты, разрабатывающие проект, преследуют две основные цели — обеспечить удобство пассажиров при оплате и исключить возможность безбилетного проезда.

— Бесконтактные смарт-карты будут завязаны на навигационную аппаратуру, установленную в автобусах, троллейбусах и трамваях, — рассказывает Юрий Викторович. — Войти и выйти из транспорта, не отметив свою карточку, будет нельзя. Кроме того, безбилетники войти в транспорт уже не смогут. Много дискуссий было посвящено способу оплаты — по времени или по километражу. Мы склоняемся ко второму. Это позволит пассажиру не переплачивать и убережет его от незапланированных ситуаций вроде застрявшего в пробке автобуса.

— Закупать смарт-карты и навигационные системы планируете за рубежом?

— Ни в коем случае! Это должен быть только белорусский продукт, стоимость которого будет зависеть от количества выпускаемого товара. В ближайшее время нужно продумать множество факторов: систему взаиморасчетов, внедрить консалтинговый центр, определяющий движение средств, запустить пилотный проект в одном из городов и только потом — по всей Беларуси. В феврале мы представим правительству на утверждение необходимые документы. Ну а пока собираем мнения, в том числе и пассажиров. При министерстве создан общественный совет, который рассматривает все поступающие идеи. Прислать свои предложения по улучшению системы оплаты проезда в общественном транспорте можно на наш сайт www.mintrans.gov.by.

А как у них

В столице ФРГ Берлине введена система зон передвижения на транспортном средстве. Зона А — три остановки — обойдется пассажиру примерно в 1 евро 20 центов. Зона В — неограниченное количество остановок — уже стоит около 2 евро 30 центов. Зона С предполагает, что за 3 евро вы можете не только полностью объехать город, но и укатить на городской электричке в Потсдам.

В Чехии
проездной билет действует только чуть больше часа с момента активации. Зато он подходит для всех видов транспорта.

В Варшаве похожая ситуация: можно купить билет на 20, 40, 60 или 90 минут. Или же однодневные, трех- и семидневные проездные. Причем компостер у поляков не просто бьет дырки: узор шифрует дату и время проезда.

Мнения

ЗА

Лидия Говорун, пенсионерка, в прошлом водитель троллейбуса в Могилеве:
— Целиком и полностью за то, чтобы плата за проезд была дифференцированной в зависимости от расстояния. Одно дело, когда едешь от конечной и до конечной. Совсем другое — когда подъезжаешь всего одну или две остановки. Да и талончики давно пора заменить. Люди возмущаются, когда киоски на остановках закрыты, а у меня, водителя, нет необходимой сдачи.

ПРОТИВ

Вадим Троекуров, курьер:
— Боюсь, выйдет по принципу “хотели, как лучше, получилось — как всегда”. Прежде чем вводить эти смарт-карты, господам чиновникам не помешало бы прокатиться в московских автобусах, где турникет установлен в одних дверях, а выход осуществляется через другие. В результате автобус по 10—15 минут стоит на каждой остановке. Кстати, после того как установили турникеты и ввели электронную плату за проезд, в Москве не стало больше автобусов. Теперь давайте представим, как в Минске переполненный 29-й троллейбус “зависает” на каждом остановочном пункте после Комаровского рынка. У людей на дорогу с работы и на работу будет уходить вдвое больше времени!

{banner_819}{banner_825}
-20%
-52%
-25%
-15%
-15%
-50%
-21%