Александр Мишин,

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20therecycler.com
Фото с сайта therecycler.com
Президент Беларуси подписал многострадальный Закон "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь". Тем самым фактически подписан смертный приговор, который обрекает на медленное вымирание юристов-хозяйственников.

По информации, распространенной Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, новый закон призван комплексно регламентировать деятельность адвокатуры по оказанию юридической помощи. Якобы он учитывает актуальные тенденции в сфере защиты прав и представления законных интересов физических и юридических лиц, соответствует современному уровню социально-экономического развития и сменит действующий с 1993 года и в значительной степени устаревший Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре".

Законом значительно расширен перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. К такой помощи, в частности, отнесены правовая работа по привлечению инвестиций в республику, проведение правовой оценки документов, совершение от имени и в интересах клиентов юридически значимых действий. Кроме того, адвокатам предоставлена возможность выступать в качестве примирителей, медиаторов и третейских судей.

Законом также предусмотрены новые организационные формы осуществления адвокатской деятельности. Адвокаты смогут осуществлять адвокатскую деятельность не только в составе юридических консультаций, но и индивидуально или в адвокатском образовании в форме бюро.

Новый закон будет способствовать повышению профессионального уровня белорусской адвокатуры, усилению ее роли в обеспечении конституционного права граждан на юридическую помощь.

В общем, новый закон "усилит", "защитит", "обеспечит", "повысит" и т.п. Ну просто манна небесная для наших граждан и субъектов хозяйствования, которые, видимо до этого не могли в полной мере реализовать свое право на юридическую помощь.

На самом деле все далеко не так, как рисуют официальные государственные органы. Самым главным и негативным моментом, ложкой дегтя в данном законе является фактический запрет на профессию для более чем 1300 юристов-лицензиатов, которые согласно этому закону, не смогут больше представлять своих клиентов в хозяйственных судах Республики Беларусь. Отныне такое право предоставляется только адвокатам либо работникам юридических лиц.

Не хочется в очередной раз приводить все доводы, обосновывающие нелепость и вредность, для государства и для общества, устанавливаемых ограничений.

Стоит лишь отметить, что в докризисном 2010 году из всех 84 270 исковых заявлений, рассмотренных хозяйственными судами, более 12% рассматривалось с участием именно юристов-лицензиатов. В то же время доля участия адвокатов в хозяйственных процессах колебалась фактически в рамках статистической погрешности - 1%. И это отнюдь не потому, что субъектам хозяйствования был заказан туда ход. В отличие от государственных чиновников, бизнесмены умеют считать деньги, соответственно, обращаются они именно туда, где, по их мнению, лучшее соотношение цены и качества услуг.

Государство вмешалось в эту "несправедливую" ситуацию, почему-то решив, что нужно защитить "обиженных" адвокатов, убив их конкурентов. Фактически юридическим фирмам и индивидуальным предпринимателям, чьи услуги пользовались устойчивым спросом, государство запретило производить эти популярные услуги. Одновременно с этим, за другим производителем аналогичных услуг, который до этого популярностью у субъектов хозяйствования не пользовался, закрепляется монопольное право на оказание этих услуг. Если это не проявление коррупции, то что это?

У любого, радеющего за интересы государства руководителя сразу должен был возникнуть вопрос, на кого работают чиновники, продвигающие этот закон? Если они работают на государство, то какими экономическими законами, расчетами или хотя бы законами логики они руководствовались, убивая лидера в угоду аутсайдеру? С чего это вдруг юристы-хозяйственники стали без вины виноватыми?

К сожалению, ни новый министр юстиции, ни депутаты, ни президент не задумались над всем этим. В очередной раз действующий в Беларуси государственный механизм принятия нормативных актов продемонстрировал свою полную недееспособность противодействовать коррупции на самом высоком ее уровне – законодательном. 
-20%
-20%
-50%
-15%
-20%
-20%
-10%
-10%
-50%
-54%