1. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  2. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  3. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  4. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  5. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  6. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  7. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  8. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  9. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси
  10. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  11. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  12. Суперлиги пока не будет. Большинство клубов отказалось от участия
  13. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  14. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  15. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  16. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  17. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  18. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  19. «Он не тот человек, который привык жаловаться». Девушка Эдуарда Бабарико — о его 10 месяцах в СИЗО
  20. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  21. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  22. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  23. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  24. Вот что Apple показала на своей первой презентации года
  25. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  26. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  27. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  28. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  29. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  30. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику


Андрей Коровайко, Елена Папкова,

Вечерний эфир на TUT.BY-ТВ раскрывает бывшего пресс-секретаря Национального банка Республики Беларусь Анатолия Дроздова как писателя-фантаста.



О чем пишет банковский работник и как ему удается успешно продавать свои книги в России? Почему его персонажи с эльфийскими ушами и что это за жанр – альтернативная история? И какая серия романов, задуманных Анатолием Дроздовым, сделает его профессиональным писателем, живущим на авторские гонорары? 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Какие события в 2011 году стали для вас самыми заметными? Какой для вас был год?

Год для меня выдался бурным. Я не припомню, чтобы в моей жизни происходило столько событий, как в 2011 году. Всем известно, что произошло в 2011 году в нашей стране в финансовой сфере. Естественно, это тяжело переживалось работниками Нацбанка, досталось всем. Этот год для меня лично уникален тем, что у меня вышли сразу три книги.

Как вы умудрились со всеми проблемами и работой написать три книги?

Это не значит, что я их написал за этот год. Я писал романы, и они складывались, издательства долго думали, издавать меня или нет. Первая книга вышла летом 2010 года. Я так понимаю, она вызывала скепсис у издательства "ЭКСМО". Но после того как первая книга была переиздана в течение полутора месяцев, издатели поняли, что со мной можно работать, и у меня стали брать все, что есть. И в течение 2011 года издали сразу три моих книги.

Я печатаюсь только в России в одном и том же издательстве. Помимо холдинга "АСТ", "ЭКСМО" - самое крупное российское издательство. У них 8 тысяч наименований в год. Это конвейер. Они признали меня как автора, и книги выходили одна за одной – в феврале, апреле, мае. В январе выходит еще одна книга. Естественно, этот всплеск больше не повторится, потому что я работаю и не могу писать в таком темпе.

Какие еще события для вас были примечательны?

В марте у меня родилась внучка Марина. Сейчас ей 9 месяцев.

Почему все-таки не стали издаваться в Беларуси?

Я не единственный белорусский писатель, который издается в России. В Беларуси издавать художественную литературу бесперспективно: тебя выпустят мизерным тиражом, попросят заплатить за издание и отдадут тебе тираж. Дело в том, что в Беларуси не существует книгоиздания как бизнеса. У нас с советских времен сохранилось государственное издательство, государственная сеть распространения.

В Беларуси нет такой системы, как в России. Там автор не думает о том, как продать книгу. Он делегирует издательству авторские права на какой-то срок, оно само выпускает книгу, само ее продает, а автор получает моральное удовлетворение и материальный гонорар.

Книги, которые печатает "ЭКСМО", ориентированы на белорусский или на российский? Или вас это не интересует?

Мои книги продаются по всему миру. Я точно знаю, что их продают в США, Канаде, Израиле, Прибалтике. Конечно, они расходятся там не массовыми тиражами, может, даже единичными экземплярами, но их можно там приобрести. У крупных российских издательств есть своя сеть сбыта, свои агенты, с ними работают книжные интернет-магазины.

Есть ресурс "ЛитРес", который продает электронные копии книг. Я удивился, что там на две мои книги наклеили ярлык "бестселлер". Я так понимаю, была какая-то цифра продаж. Я удивился, потому что все мои книги есть в свободном доступе в интернете. Я выкладывал их на свои страницы, откуда они мгновенно растаскивались по всем сайтам. Тем не менее, люди покупают книги в электронном виде на "ЛитРесе".

У меня нет забот, я даже не бывал в издательстве "ЭКСМО" и не разговаривал по телефону с людьми, которые меня издавали, только пару раз поговорил с редактором. Я отправляю им рукопись по электронной почте, мне приходит издательский договор, я его подписываю, почтой отправляю обратно, мне возвращают мой экземпляр с печатями, а потом на мой счет перечисляют гонорар. В конце года я собираю выписки, иду в налоговую инспекцию и плачу налоги.

А что делать белорусским писателям, чтобы ими заинтересовалось "ЭКСМО"?

Издательствам все равно, кто автор, их интересует рукопись. Им высылается рукопись по электронной почте, но надо соблюсти определенные правила. Почти все издательства требуют синопсис, краткое изложение. Высылаешь рукопись и ждешь, когда они ее посмотрят. Если рукопись им не подходит, это не значит, что она плохая, просто они не издают такого рода литературу. Поэтому надо знать, куда посылать, что выпускает издательство.

Потом они предлагают тебе издать книгу на определенных условиях. Конечно, можно поторговаться, но если ты начинающий автор, с торгом мало что получится. Достаточно большое число белорусских авторов издается в России. Самый популярный белорусский писатель, который издается в России, Ольга Громыко. Последнюю ее книгу "Космобиологи" я прочел с огромным удовольствием. Ее стартовый тираж 50 тысяч экземпляров.

В то время как в Беларуси книги издают тиражом 700 экземпляров.

Рассчитывать на стартовый тираж 10 тысяч в Беларуси нереально.

Что нужно сделать, чтобы заинтересовалось издательство? Есть ли какой-то круг удачных тем, жанров…?

Естественно, издательства издают то, что, на их взгляд, продается. Они ориентируются на вкусы читателя и ближе к этому, потому что у них есть своя маркетинговая служба. Автор пишет синопсис не для редактора, а для маркетинговой службы. Они видят, что написано, например, про эльфов, значит, это будут покупать. Соответственно, выставляют тираж: если про эльфов, тираж побольше, если история, тираж поменьше. Самая популярная литература – дамский роман.

Кстати, в Беларуси есть писательницы, которые успешно пишут дамские романы и издаются в России. На втором месте по популярности детектив, а на третьем месте фантастика. Там масса направлений. Когда я начинал, я понятия не имел, какие там жанры. Когда я издал первую книгу, с удивлением обнаружил, что работаю в жанре альтернативной истории.

Во многих ваших произведениях жанр определяется как истории, фантастика. Почему такой жанр? Связано ли это с коммерческой выгодой? Вы писали, чтобы издаться или просто хотелось писать?

Мне это интересно. В январе выйдет пятая моя книга, но по счету это уже одиннадцатая изданная. До этого в Беларуси я издал шесть книг, но меня, как писателя, никто не знал. Как только начал издаваться в России, ситуация изменилась. На трех библиотеках у моей последней книги 60 тысяч скачиваний.

Вы считаете себя сетевым писателем?

Я и есть сетевой писатель, я открыл свою страницу, выкладывал там свои книги. Их читали, но слабо: когда у меня было 300 читателей за месяц, я очень радовался. А когда появился "Интендант", ситуация изменилась. Мой личный рекорд – 1200 скачиваний в день.

В интернете невозможно потеряться. Есть специальные методики, как сделать себя популярным в интернете: можно пиарить себя в соцсетях, производить определенные действия, чтобы Google выдавал тебя первым. Но если ты плохой писатель, ничего не поможет.

Мне просто интересна история, я ее очень люблю. Я прочел массу книг, и мне стал интересен жанр. Когда выяснилось, что это альтернативная история, мой интерес совпал с интересом читателя. Читатель, который читает мои книги, не читает дамские романы. Мой читатель начитан, интеллектуально развит. Если автор плохо знает историю, ему достанется от такого читателя в интернете. У авторов этого жанра хорошим тоном считается знать историю. Есть даже такой термин "заклепки": если у тебя все заклепки на месте, все исторически достоверно, тогда автора уважают.



Я приведу цитату из вашей статьи: "Говорят, мужчины любят историю, потому что страдают комплексами. Их устремленность в героическое прошлое компенсирует тусклое настоящее".

Эта фраза принадлежит не мне. Это сказала одна очень хорошая журналистка, к сожалению, покойная. Среди мужчин это очень распространено. Но не каждый сумеет найти применение своим знаниям. Я не стесняюсь спросить совета. Основное действие "Господина военлета" происходит во время Первой мировой войны. Главный герой летчик. Людей, которые разбираются в авиации Первой мировой войны, очень мало. Когда я начал писать эту книгу, я прочел много тематической литературы. В папке к этой книге у меня 43 издания, не считая того, что я читал в интернете.

Есть сайт, на котором собираются знатоки Первой мировой войны. Он малопосещаем, поскольку таких людей немного, и, насколько я понял, многие из них сами летчики. Я зарегистрировался и сказал, что хочу написать книгу, дал ссылку на свою страницу и попросил помочь разыскать литературу. Несколько человек откликнулось.

Администратор форума Борис Степанов, петербуржец, добровольно стал моим научным редактором. Я выкладывал книгу частями на своей странице, и он жестко все критиковал. Мне приходилось иногда переписывать главы. Он оказал мне большую помощь, и я упомянул его в предисловии. Всем, кто мне помог, я послал книги с благодарственной надписью. Эта тема практически не освещена в художественной литературе.

Вы похвалили своего читателя. Значит, вы не относите свою литературу к массовой…

Трудно сказать, если 60 тысяч человек прочитали в интернете только одну из книг.

Но вопрос массовости не относится к тиражу…

Я не могу рассчитывать на тиражи Акунина и Донцовой.

В данном случае массовую литературу я противопоставляла элитарной.

Я сомневаюсь, что люди, которые смотрят сериалы, читают мои книги. Я сомневаюсь, что они вообще что-нибудь читают. После распада Советского Союза мы немало приобрели, но и много потеряли. В частности, мы потеряли любовь к книге. В советское время было престижно читать. Читали продавцы, рабочие… Литературные журналы выходили массовыми тиражами. Пусть это была мода, и не всем это шло на пользу, но человек, который читает книги, интеллектуально на голову выше человека, который книги не читает вовсе. Когда человек читает, он работает, он словно смотрит фильм, но создает его сам. В зависимости от качества прозы картинка может быть ярче, слабее, но происходит сотворчество читателя и автора.

Но, по-моему, литература тоже теряет в качестве…

Я согласен, но все упирается в непрестижность писательской профессии. Если бы во времена Советского Союза я издал бы книгу тиражом 10 тысяч экземпляров, на полученный гонорар, я мог бы жить два-три года.

У нас звонок: "Вы так уничижительно прошлись по любителям эльфов, а ведь в вашей последней книге треть героев эльфы… Вы решили забраться в чужую малину, расширить круг потенциального читателя?"

Я покажу обложку книги, которая выйдет в январе. Если присмотреться к ней внимательно, у персонажей острые уши. На своей странице я выложил пять глав. Я решил больше не выкладывать книги в интернете, у меня есть претензии к пиратским библиотекам. На одном ресурсе команда не любит хороших авторов. Если выходит хорошая книга, они первым делом начинают писать гадости. Пусть бы писали, но они начинают оскорблять автора. Но ведь их ресурс существует за счет авторов, он никому не был бы интересен, если бы они не выкладывали книги писателей. Благодаря этому они получают материальную выгоду. Но если они бесплатно пользуются чужой работой, пусть хотя бы не оскорбляют людей.

В этих пяти главах у персонажей острые уши, но это не эльфы. Это люди. Автор позволил себе пошутить. В этих пяти главах объясняется, почему у этих людей острые уши, но, наверное, человек невнимательно прочел. В дальнейших главах я позволил себе немного поиздеваться над эльфийской тематикой. Я не хочу писать про эльфов, мне это не интересно.

Герой попадает в параллельный мир, в котором живут люди, чуть-чуть отличающиеся от нас. Благодаря тому, что в этот мир попали люди из нашего мира, они создали два государства, которые все равно воюют между собой. Причина войны не в ушах, а в экономических и социальных различиях.

Пользователи спрашивают, реально ли было для вас выжить за счет одних гонораров? Хватило бы этого на жизнь?

Смотря на какую жизнь. Если жить достаточно скромно, то вполне хватило. Моя давняя мечта - заниматься только литературным трудом. Сейчас я начал работу над одним литературным проектом. Впервые в своей жизни я пишу книгу вместе с другим автором, талантливым белорусским писателем Андреем Муравьевым, который, как и я, печатается только в России. Ему только 35 лет, он инженер, строитель по образованию и пишет книги в том же жанре. Мы подружились через интернет и выяснили, что живем в километре друг от друга. У нас большая разница в годах, он мне годится в сыновья, но мы очень близки по взглядам на литературу, творчество, хотя мы разные люди. Вдвоем мы написали уже половину романа и рассчитываем закончить его к марту. Это очень интересный проект.

Благодаря интернету я познакомился с очень интересными людьми. Есть писатель Сергей Буркатовский. Его книга "Вчера будет война" стала маяком жанра альтернативной истории. Он программист, ведущий дизайнер игры Word of tanks. Я как раз закончил книгу "Рота его величества" и был в творческом простое. У Андрея много идей, и он предложил мне написать книгу. Но моя сфера компетенции заканчивалась на этой идее: я не играю в компьютерные игры, и он предложил написать книгу вдвоем. У моего соавтора много знакомых, которым он показал пять глав романа. Они прочли и сказали, что им это очень интересно, и они готовы заказать серию таких книг. Но подробности станут известны в январе.

Авторские права на уже изданные книги принадлежат издательству "ЭКСМО" сроком на три года. Там совершенно другой проект. Если удачно будет организован маркетинг, мы с автором сможем рассчитывать на тираж не 10 тысяч, а 50 тысяч экземпляров и больше. Это книга о Великой Отечественной войне, о самых первых ее днях.

Чем больше я изучаю историю, тем больше я убеждаюсь, как мало мы об этом знаем. В представлении многих людей первые дни войны – большущий провал. 22 июня началась война, а Минск взяли уже 29 июня. Когда я начал изучать историю, я понял, что все было совершенно не так: на самом деле шли ожесточенные бои. Немцам ничего не удавалось взять без боя. Они несли ужасающие потери и писали, что это не Польша и не Франция. Отступали мы, потому что были совершенно не готовы к войне. Немцы напали в период, когда шла реорганизация всего: полностью менялась штатная структура дивизии. Вы слышали, что когда началась война, в танковых дивизиях нехватка командиров составляла 50-80%? Это были новобранцы.

Кто из нас знает, что знаменитый генерал Гудериан едва не попал в плен под Слонимом? Этот факт отражен в воспоминаниях самого Гудериана, правда, немного хвастливо. Об этом же есть воспоминания начальника штаба Четвертой армии в Кобрине. Гудериан нигде не попадал в такую ситуацию, в которую попал в первые же дни войны.



Это исторически достоверная хроника. Почему же тогда это фантастика?

Это фантастика, потому что главные герои романа из нашего времени. Это самый распространенный прием альтернативной истории: человек из другого времени попадает в прошлое. Это тривиальный сюжет, который очень нравится читателям. Если писать классический исторический роман, его никто не будет издавать, потому что такие романы не читают.

Есть много направлений в альтернативной истории. Можно, как в "Мы из будущего": герои попадают туда и просто выживают. Есть прогрессия: герой попадает в другое время и начинает менять историю.

Вы бы написали историю про наше время, в которое попадает человек из будущего?

Я считаю наше время не слишком интересным в историческом плане.

То есть вы считаете, что то, что происходит сейчас, никак не отразится на будущем?

Отразится. Но есть известная фраза: чем эпоха интереснее для историка, тем она печальней для современника. Когда изучаешь историю и видишь, что было там, возвращаешься сюда и понимаешь, что курс доллара, зарплаты и процентные ставки – не сопоставимые величины. Там было очень тяжело, какой период ни возьми. Наши предки хлебнули горя, а сейчас проблемы мельчают.

Есть категория авторов, которые пишут о современности, например, все дамские романы о современности. Это тоже востребовано, ведь если книгу читают, значит, она кому-то нужна, она затрагивает какие-то струны. Одна английская учительница написала книгу (причем, на мой взгляд, совершенно скучную книгу) про мальчика, который решил стать волшебником. В Англии не принято обращаться в издательство, там обращаются в литературное агентство, которое ищет издателя. Она послала рукопись в 21 агентство, и ни одно не согласилось печатать, но 22-е напечатало, и за книгой выстроились очереди. Эта книга называется "Гарри Поттер". Ведь в агентствах сидят неглупые люди, профессионалы, и они в этой книге ничего не увидели, а читатель увидел, и в результате Джоан Роулинг мультимиллионерша. Она затронула сокровенные струны человека, и книга оказалась всем нужна.

У вас есть статья "Литература и графомания", в которой вы говорите, что объективных критериев оценки литературы не существует. С точки зрения науки невозможно понять, почему одним дают Нобелевскую премию, а других называют графоманами. Есть ли кто-то из наших современных писателей, кого вы считаете переоцененными или недооцененными? Может быть, кого-то зря изучают в университетах, или, наоборот, не изучают?

Я боюсь рассуждать на эту тему. Есть ряд белорусских писателей, которых, я считаю, совершенно незаслуженно изучают в школе. Из тех, кого действительно стоит изучать, это Янка Купала, Якуб Колас, Василий Быков и Владимир Короткевич. В промежутке есть несколько неплохих писателей, но это уже не тот уровень. Потому что Быков – писатель мирового уровня. Вот кому надо было давать Нобелевскую премию! Когда я учился в Литинституте в Москве, нам говорили, что у нас работает гений. Украинцы говорили, что у них вообще нет писателей такого уровня. Короткевич тоже гений, но национальный.

В Беларуси литературных талантов на душу населения больше, чем в любой другой республике бывшего Советского Союза. Я назвал только несколько имен писателей и писательниц, которые печатаются в России, но их гораздо больше. Есть люди, которые издаются большими тиражами, у которых гораздо больше читателей. И это молодые люди, у которых уже по десятку книг, их знает интернет, блогосфера. А в Беларуси их не знают, потому что их книга стоит больше 50 тыс. руб. Ее не купят из любопытства, не зная, что там внутри. Мои книги продаются в Беларуси, но я уверен, что их мало покупают, потому что дорого. Для москвича 5 долларов за книгу – это не деньги, а у нас другой уровень жизни.

Вы упомянули блогосферу и много говорили об интернете. Вы ведете свой блог? Почему?

Я еще для этого не созрел. Кроме того, вспомните, какую должность в свое время я занимал в Нацбанке. Если я заведу блог, сразу множество людей напишут гадости, ведь человек, который объявил о девальвации, – враг народа. Но ведь не я привел к этой ситуации. Я всего лишь выполнял свою работу. К счастью, я ее уже не выполняю. В банке поменялась информационная политика, время спикера ушло. Может, это к лучшему. Я читаю, что обо мне пишут.

Но в блоге можно высказать свое мнение по этому поводу…

Мне бы не хотелось заводить блог и собачиться там со всеми, хотя будет расти популярность.

Пишите в блоге о книгах…

Если я перейду на литературную работу, наверное, заведу. У меня будет больше времени, потому что сейчас его не хватает.

В каких условиях вы пишете? Когда находите время?

Моя взрослая дочь живет отдельно. Вечера у меня свободные, по телевизору я смотрю только новости. Я пишу вечерами, в выходные дни, в отпуск. Я не могу написать одну книгу за три-четыре месяца: у меня уходит семь-восемь месяцев. У моего соавтора еще хуже со временем: у него работа и двое маленьких детей. Он пишет ночью. Мы оба пишем не ради денег, хотя это приятное дополнение. Мы не живем на эти деньги, но нам это интересно. Кто-то собирает монеты, клеит модели, а мы пишем книги.
-40%
-30%
-50%
-35%
-20%
-10%
-10%
-20%
-50%
-20%
0073079