Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


24 января журналисты впервые получили возможность общения с новым министром культуры Леонидом Гуляко. Темой пресс-конференции были прошедшие в России Дни белорусской культуры, а поделиться впечатлениями об этой акции пришла вся элита белорусской культуры. Пользуясь случаем, мы поинтересовались у Леонида Гуляко его мнением о будущем культуры в Беларуси и о концепции ее дальнейшего развития. Судя по всему, новый министр хорошо вписывается в команду Лукашенко: говорит конкретно, обещает перемены и берет в свидетели знаменитых людей.

По словам Леонида Павловича, за время его работы в должности министра он уже семь раз встречался с президентом. Не за горами и следующая встреча - 31 января и 1 февраля пройдет расширенное совещание у Лукашенко, на котором будут присутствовать порядка 500 работников сферы культуры. Министр сообщил, что с президентом уже оговорены направления, на которых Минкульт сосредоточит свое внимание в ближайшее время. Одним из главных вопросов (видно, в продолжение темы развития сельских клубов) станет обогащение культурной жизни регионов. Как сказал Леонид Гуляко, "стоит задача выйти на регионы со столичными возможностями". Особо министр подчеркнул необходимость активизации деятельности белорусской государственной филармонии, "которая сегодня не может похвастаться, что она белорусская государственная - она, скорее, минская филармония". Министерство культуры призвано также отдать долг ветеранам белорусской сцены: заняться коллективами, которые прославили страну. В первую очередь это касается ансамбля "Песняры", который с огромным успехом выступил в Москве (перед концертом билеты с рук продавали за $100). На самом деле несправедливо, что найти сегодня деньги на концерты в Беларуси ансамбль не в состоянии, хотя, как заметил главный дирижер государственного концертного оркестра Беларуси Михаил Финберг, в советские времена именно "Песняры" содержали на свои гонорары почти всю минскую филармонию.

А вот развитие самых знаменитых за пределами страны театров - оперы и балета - пойдет по странному пути. В новом театральном сезоне обе труппы начнут осваивать сцену Дворца республики. Ремонт, в страхе ожидания которого театр живет уже порядка 10 лет, - дело решенное. Директор, главный дирижер театра оперы Сергей Кортес в растерянности разводил руками: "Я не представляю, как мы это переживем. Балет сразу теряет две трети репертуара, и у нас много вопросов - петь оперным певцам при акустике Дворца республики будет очень сложно. Боюсь, сначала мы начнем терять артистов, а потом и публику. Мы ведь билеты продаем на месяц вперед. А здесь скажут: послезавтра республиканское совещание, отменяйте спектакль, и что? Зрителя не волнует, по какой причине его подвели, - он просто в следующий раз не придет в театр".

Несмотря на скандальную славу картины Михаила Пташука "В августе 1944-го", съевшую бюджет нескольких фильмов, министерство, безусловно, с одобрения президента ставит перед собой задачу наработать уже не один, а два-три подобных кинопроекта. Что необходимо прежде всего для того, чтобы не простаивала киностудия "Беларусьфильм", были задействованы белорусские режиссеры и максимально занята творческая молодежь. Откуда страна собирается брать столь огромные средства, непонятно - с меценатством у нас плохо, а государство сегодня не в состоянии профинансировать и малобюджетные картины. К слову, присутствовавший на пресс-конференции Михаил Пташук поделился впечатлениями о показе своей картины в Москве, коим он остался очень и очень доволен. "Зал был забит профессионалами. Собралась практически вся кинематографическая элита Москвы, а после картины зритель устроил овацию. Хочется оставаться скромным, но когда вся эта публика повалила за кулисы, я был горд", - заметил режиссер, вероятно, в качестве ответного слова на нелицеприятные отклики о его работе в белорусской прессе.

По мнению нового министра, должен измениться и формат взаимоотношений Министерства культуры и каждого конкретного коллектива. "Системы, когда отправляют письмо в министерство, а потом раз в неделю звонят и узнают о его судьбе, не будет. Коллективы будут решать свои вопросы совместно с соответствующими отделами министерства", - заверил Гуляко. Подход к планированию мероприятий также кардинально изменится. Министр был буквально возмущен разработанным его ведомством планом развития театрально-зрелищных мероприятий до 2015 года. "Нам бы с планами на три года разобраться, - сказал он. - А так я уверен, что все серьезные вопросы будут отложены до 2014 года". Помимо сроков, должна измениться и система составления планов. Согласно новой концепции планы министерства не должны включать все мероприятия, проводимые в рамках системы культуры. Планы должны ни много ни мало отражать имеющиеся проблемы и варианты их решения.

Естественно, что с приходом нового министра, помимо творческих аспектов, должны претерпеть изменения подход к финансам и степень ответственности за состояние культуры. Судя по всему, Леонид Гуляко решил разобраться с финансами по всем параметрам, начиная с отрабатывания зарплаты своими сотрудниками ("а то некоторые забыли, что зарплату надо зарабатывать") и заканчивая схемой распределения бюджетных средств и поиском дополнительных источников финансирования культурных мероприятий.

В качестве одного из таких источников рассматривается союзный бюджет, который, к слову, выделил средства (2 млн. российских рублей) на проведение Дней культуры Беларуси в России. "Не хочу сказать, что большая, но уж точно значительная часть наших мероприятий будет финансироваться из бюджета Союза. Договоренность об этом есть. За министерством - способность вовремя представлять финансово-экономическое обоснование мероприятия", - сообщил Гуляко, подчеркнув, что надо стремиться использовать и местные бюджеты, а сэкономленные деньги пускать на иные нужды. При проведении Дней культуры Беларуси в России и эта методика была проработана: губернаторы нескольких российских регионов взяли на себя значительную часть расходов по размещению белорусских артистов, а Белорусская железная дорога - по доставке артистов в Россию и обратно.

Если на деле новый министр окажется столь же активным, как и на словах, возможно, белорусскую культуру ждет более светлое будущее и менее нищенское существование. Надо сказать, привлечение в сторонники Союзного государства Беларуси и России деятелей культуры - шаг продуманный. Возможность реализовать свой творческий потенциал в обмен на независимость при нынешней бедности культуры - штука заманчивая. Оправданность подобного шага, правда, сомнительна. Но сегодня это, похоже, мало кого волнует. Пока министр с удовольствием демонстрирует свои демократические взгляды: "Я на подсказки, на критику, на все замечания реагирую нормально. Это на пользу созидания". Впрочем, относится это только к замечаниям вышестоящих чиновников или просто специалистов, Леонид Гуляко не уточнил. Но журналистов обещал информировать обо всем происходящем в министерстве - гласность, как известно, один из важнейших принципов демократии.

Белорусская Газета
0058648