опубликовано: 
обновлено: 

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%3A%20photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
В Беларуси вводится единый порядок учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства жилья. Такое решение принято постановлением Совета министров от 30 декабря 2011 года № 1781, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.

Данным постановлением утверждено положение о едином порядке учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов. До 1 марта 2012 года облисполкомы и Минский горисполком должны сформировать единый список граждан, желающих получить земельные участки для строительства домов. Причем это будет сделано с учетом ранее сформированных очередей и списков таких граждан. Граждане, состоящие в последующей очереди (списке), включаются в единый список граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, после граждан, состоящих в предыдущей очереди (списке).

Постановка граждан на учет осуществляется посредством формирования местными органами власти списка очередности предоставления земельных участков для строительства домов. При выделении земельных участков в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, других, определенных исполкомами городах, учитываются интересы государства, местные условия и экономическая эффективность. Там участки предоставляются по результатам аукционов либо без их проведения только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В те списки не включаются граждане ряда категорий, в том числе не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В список, формируемый в Минске, включаются многодетные семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный список формируется Минским городским исполнительным комитетом на основании информации, предоставляемой администрациями районов столицы.

Постановка граждан на учет осуществляется на основании заявления, которое подается в соответствующий местный исполнительный комитет, а в Минске - в администрацию района по месту постановки на учет нуждающихся.

Списки и информация об условиях включения в них граждан размещаются местными исполкомами в доступных для ознакомления местах на информационных стендах, официальных сайтах, а также могут доводиться до населения иными доступными способами, в том числе через СМИ.

Формируется также перечень свободных (незанятых) земельных участков. Такие участки предлагаются гражданам, желающим их получить. Но здесь будет также учитываться дата и время включения гражданина в список.

Постановление вступило в силу с 1 января 2012 года. Оно принято в соответствии с указом от 23 сентября 2011 года №431 "О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков".

Как заявил в беседе с корреспондентом БЕЛТА начальник управления правовой и кадровой работы Государственного комитета по имуществу Беларуси Александр Савин, комментируя постановление №1781, при формировании единой очереди на земельные участки права граждан не будут ущемлены.

Единый порядок учета предусматривает в том числе и реорганизацию существующих очередей граждан, которые желают получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов. Таким образом, создается единый по республике порядок учета таких граждан. Он начнет действовать с 1 марта 2012 года.

В настоящее время существует несколько разрозненных очередей, ранее созданных решениями местных исполнительных комитетов, областных исполкомов и Минского городского. В каждом из них установлен свой порядок учета граждан, желающих получить участки под строительство домов. С 1 марта этот порядок будет единым.

"Возникает вопрос о реорганизации этих очередей, - отметил Александр Савин. - Но постановление №1781 предусматривает переходную норму, согласно которой в рамках существующих очередей никто граждан переставлять местами не будет. То есть, если в Минском районе существуют четыре очереди в зависимости от нуждаемости в улучшении жилищных условий, от места проживания гражданина, от наличия у него объектов жилой недвижимости, то данные четыре очереди просто последовательно будут объединены в одну. Были четыре списка, теперь они раскладываются один за другим, очередность останется та же, но это будет единый список. Таким образом, в рамках конкретной административно-территориальной единицы преобразование происходить не будет".

Специалист также подчеркнул, что создание единой очереди никак не повлияет на скорость продвижения в ней. "На скорость продвижения повлияет только создание массивов для индивидуальной жилой застройки, - сказал он. - Чем больше исполнительными комитетами будет создаваться новых земельных участков, включаться в списки, в перечни свободных, незанятых земельных участков, тем быстрее будет продвижение по очереди".

Что касается граждан, которые будут подавать заявления на получение земельных участков после 1 марта 2012 года, то они уже будут становиться в конец созданной единой очереди. И здесь уже не будет приниматься во внимание ни нуждаемость их в улучшении жилищных условий, ни место проживания. То есть они, как в порядке живой очереди, будут ожидать получения участка.

Смысл объединения очередей в том, чтобы определить единый порядок учета граждан, отметил Александр Савин. Дело в том, что при проверках контролирующими, правоохранительными органами возникал ряд вопросов, почему нет единообразия при постановке на очередь. Возникали также различные вопросы с критериями постановки на очередь, почему в одном исполнительном комитете прописка имеет значение, в другом - нет, в одном районе наличие жилых объектов недвижимости имеет значение, в другом - опять же нет. Поэтому для соблюдения прав всех граждан и введен единый порядок учета.

Представитель Госкомимущества также пояснил, что получить земельный участок можно только при наличии свободных незанятых земельных участков, которые включены в соответствующий перечень. "То есть, по мере формирования массивов для индивидуальной жилой застройки любой гражданин Беларуси в населенном пункте, где земельные участки предоставляются без аукциона (а есть такие, что предоставляются только с аукционов), и если этот гражданин нуждается в улучшении жилищных условий, он вправе получить земельный участок в соответствующем населенном пункте", - сказал Александр Савин.

Многодетные семьи выделяются как особая группа нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем только в Минске. "В остальных населенных пунктах они не выделялись в особую категорию, они учитывались там как обычные нуждающиеся в улучшении жилищных условий", - констатировал собеседник. Но в соответствии с данным постановлением в Минске очередь претерпит наименьшее изменение, поскольку там и так была одна очередь на участки для многодетных семей. "То есть для города Минска не изменится ровным счетом ничего, здесь многодетные семьи останутся с правами, которые существовали до 1 марта", - уточнил специалист. При этом он напомнил, что многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, с 1 января получили возможность приобретать участки в собственность бесплатно. Эта льгота за ними сохраняется. Но в течение 8 лет они не могут полученный участок продать, поскольку государство выделило его бесплатно.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-50%
-21%
-10%
-15%
-10%
-25%
-45%
-10%
-30%