Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  2. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  3. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  4. Терапевт — о лайфхаках, которые сохранят здоровье офисным сотрудникам
  5. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  6. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  7. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  8. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  9. Что происходит в стране 13 апреля
  10. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  11. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  12. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  13. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  14. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев. Он — подозреваемый по уголовной статье
  15. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  16. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  17. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету
  18. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  19. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  20. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  21. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  22. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  23. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  24. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  25. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  26. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  27. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  28. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  29. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  30. В Купаловском в третий раз объявили о наборе актеров. Что происходит в театре?


Александр Николайчук, Александр Власкин,

С генеральным директором Белфакта-медиа Олегом Тетеревым мы говорили о совместном проекте его предприятия с Государственным пограничным комитетом, а также о том, каким образом можно получать практически любую информацию о всех аспектах пересечения границы.



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

У нас уже есть звонок: "Хочу купить камин. Он весит не 35 кг, а 40 кг в коробке. Без коробки – 37 кг. Надо ли платить "растаможку" за эти лишние килограммы. Если надо, то сколько?"

Александр Тищенко: Придется платить не ниже 4 евро за лишний килограмм. Но это вопрос к таможенным органам.

Может, имеет смысл позвонить в Гостаможкомитет. Я звонил, они достаточно полно отвечают на вопросы.

Александр Тищенко: У них работает горячая линия, всегда можно получить экстренную консультацию.

Где консультироваться, в черных ты списках или нет? Как быстро может поменяться твой статус?

Александр Тищенко: Вообще, это не черные списки, а базы учета. То, что пытаются называть черными списками, это базы лиц, в отношении которых действуют ограничения на выезд. Эти базы ведут не пограничники, они просто ими пользуются. На границе мы можем узнать это, только пропустив паспорт через АСПК (автоматизированную систему пограничного контроля).

Получить информацию, находится человек в этих базах или нет, он может по месту жительства в органах внутренних дел. За их хранение и формирование отвечают они. Есть определенные ограничения по роду деятельности, службе, ограничения, связанные с уголовно-процессуальными причинами, ограничения для должников.

Почему данные об очередях на сайте не совпадают с реальностью? Почему не вся очередь на камере?

Александр Тищенко: Несколько лет назад мы выступили инициатором того, чтобы информация об очередях стала доступна для граждан. Мы создали и модернизировали ресурс, который предоставляет ту информацию. Им сейчас пользуются не только лица, пересекающие границу, но и грузоперевозчики, туристические порталы. Мы постарались довести ресурс до современного технологического уровня, чтобы эта информация была доступна современным гаджетам.

Белорусская пограничная служба единственная на сегодняшний момент ведет эту работу. У наших соседей такой информации нет. Наши польские коллеги дают это раз в сутки и только в будние дни. Естественно, от такой информации мало проку. Литовские коллеги не отвечают за этот вопрос, там за это отвечает аналог Минтранса. У российских и украинских коллег такой информации нет. Мы же каждые два часа собираем информацию.

К сожалению, пока подсчет приходится вести чуть ли не вручную. По сопредельной территории информация собирается методом опроса. При пересечении границы задаются уточняющие вопросы. Иногда такую информацию сообщают коллеги по сопредельной территории. Но такую информацию невозможно собрать точно. Главное, дать хотя бы общее представление о нагрузке на пункты пропуска. Нас никто не обязывал это делать.

Очередь постоянно меняется и живет по своим правилам. Все можно просчитать по пиковым нагрузкам: как правило, очереди ближе к вечеру или с утра пораньше, на выходные или праздничные дни. Все зависит от ритма жизни и интересов пересечения границ. Если вы в пятницу решили выехать за границу, естественно. Таких, как вы, десятки сотен. В этом плане все думают одинаково.

У нас еще один звонок: "Я проживаю в Бресте. Я хотел узнать, когда брестчанину можно будет в Буге рыбу половить?"

Александр Тищенко: Мы уже начали эту работу: мы начали допускать местных к Бугу. Отношение к пограничной полосе все время было достаточно строгое. На пограничную реку половить рыбу можно попасть при наличии специального пропуска в пограничную зону. Есть определенные соглашения, которые пока сдерживали этот процесс. В этом году мы стали снимать ограничения в этом вопросе. Мы проводим модернизацию этого участка границы, меняем технологию охраны границы. При замене систем мы будем определять пути допуска наших граждан половить рыбу на Буге.

Какие временные рамки для Бреста? Год? Два? Пять?

Александр Тищенко: Все будет зависеть от того, как пойдут программные процессы. Есть программа модернизации белорусско-польского участка. Дойдет очередь и до Бреста.

Олег Васильевич, расскажите о вашей службе. Как к вам обращаться? Много ли звонков? Какие вопросы задают? В каких областях вы можете помочь?

Олег Тетерев: Наша служба работает уже давно и обладает значительной информацией не только по стране, но и по СНГ, Европейскому союзу. Инициатива сотрудничества шла от нас. К ней отнеслись очень серьезно, мы обсуждали многие вопросы взаимодействия. К средине октября служба была практически готова. За месяц с небольшим мы обработали до 1,5 тысячи звонков. В сложных вопросах мы прибегаем к услуге "отложенный звонок", принимаем запрос и консультируемся с более узкими специалистами.

Обращаются по поводу базовых вопросов, определенных законодательными актами, по поводу документов для несовершеннолетних, порядка пересечения границы гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Интересуются информацией о пограничных пунктах, времени работы, о страховании. В частности, спрашивают, почему пограничники проверяют страховку. Звонят граждане, которые собираются в поездку с детьми или товаром определенного веса.

То есть вы консультируете не только по пограничным, но и по таможенным вопросам.

Олег Тетерев: Приходится. Я думаю, в ближайшей перспективе мы организуем плотное взаимодействие с таможенным комитетом, чтобы удовлетворять любой запрос. Я думаю, каждый человек, который покидает пределы Беларуси, будет иметь возможность обратиться за консультацией по поводу любой страны пребывания. У нас есть несколько собственных проектов по пограничью. Человек, который находится в Литве, Польше или Украине, может обратиться и получить необходимую консультацию по поводу гостиниц, билетов. У нас лозунг: "Мы знаем ответ на все". Телефон – 185.

Возможен ли такой сервис в Беларуси, когда в случае проблемы, можно позвонить, и тебе помогут? Потому что этот сервис только информационный…

Олег Тетерев: Человек, который обращается в сервис, передает свою проблему в службу сервиса, которая решает проблему. А потом мы сами перезваниваем.

Скажите, зачем белорусы ездят за границу?

Александр Тищенко: Одно простое слово – шопинг. Судя по этой неделе, шопинговый рывок был в польском направлении. С понедельника все пункты пропуска были забиты по 200-250 автомобилей.

Когда на границе наступает тихий период? Когда очереди больше?

Александр Тищенко: Сейчас очереди всегда из-за всплеска поездок, связанных с шопингом. Подключилось много желающих с тыловых районов. Больше всего очередей в праздничные и выходные дни.

Имеет ли смысл гражданам, которые действительно едут посмотреть на костелы, ехать после Рождества, когда все магазины закрыты?

Александр Тищенко: Не обязательно все едут за покупками. Может, кто-то едет к родственникам или посмотреть на костелы. Я думаю, после 26 декабря станет свободнее.

"Кто ответит за беспредел, творящийся в данный момент на "Каменном Логу"? Ни одна машина с литовскими номерами не досматривается. Пешком иди куда хочешь, в фуре вези кого хочешь. Принцип одной остановки, преступная контрабандная схема".

Александр Тищенко: Вопрос не конкретный. Что значит, хожу и езжу где хочу. Где факты?

Люди пишут: "С дочерью инвалидом 1 группы ехал в Латвию через "Урбаны". На вопрос пограничнику, где туалет, получил ответ: "Вы лучше вернитесь немного назад в лес, там будет будка лучше, чем у нас". В реальности это четыре стены и дыра в полу. Это предложение для инвалида-колясочника. Терпели до Латвии. Они нас опережают на два века, при этом тоже стояли в очереди за латышами, несмотря на предъявленное удостоверение инвалида. Хватит таким положением на границе позорить страну".

Александр Тищенко: Я уже говорил об этом – профессионализм. В пункте пропуска есть туалеты. В данном случае отправлять в лес некорректно.

Я так понимаю, у нас срочный вопрос в Twitter: "Иностранный турист опоздал на самолет. Виза заканчивается этим днем. Следующий самолет только завтра. Его выпустят? Или продлевать визу?"

Александр Тищенко: Вообще визу надо продлевать. Нужно обратиться в департамент по гражданству и миграции либо обратиться в консульский пункт. Этот человек может получить выездную визу. Этим вопросом нужно заняться прямо сейчас.

Человек хочет пригласить родственников из Польши. Какие документы для этого надо иметь? Куда обращаться?

Александр Тищенко: В департамент по гражданству и миграции. Там оформляются приглашения.

Спрашивают, довольны ли вы работой пунктов пограничного контроля в аэропортах?

Александр Тищенко: Я пользовался услугами аэропорта и пункта пропуска. Это нормальная стандартная работа. Мне даже больше понравилась работа наших служб, чем работа наших коллег в некоторых странах Евросоюза.

Чем наши пограничники отличаются от европейских?

Александр Тищенко: Я бы не сказал, что только наши пограничники такие серьезные. Когда у нас таможенный контроль в аэропортах производится на месте, а в Европе нужно стоять в очереди в бахилах босиком. Везде есть свои нюансы. Просто у них такие правила, и, как их добросовестный гость, я вынужден был их соблюдать.

Олег Тетерев: В Европе к пассажирам относятся с подозрением, и чувствуешь себя не очень уютно. У меня есть опыт поездок в Великобританию и Швецию, когда я чувствовал себя некомфортно. Мне пришлось объяснять, почему мой паспорт действителен до 2055 года. Меня все время отсаживали и просили ждать. А я приехал на конференцию, попросил позвать старшего офицера. Тот оказался более доброжелательным, но я ему точно так же объяснял, что третий паспорт выдается нам до ста лет. Мы же не спрашиваем, почему у них другое движение. Отправить меня назад он не мог, но чувство ненависти у него было. На нашей границе к пограничникам никогда не было претензий или обид.

У меня был случай, когда у меня проверяли паспорта в Вене. Пограничный офицер флиртовал с пограничной дамой, они настолько смеялись, что он поставил мне штамп сверху на другие штампы, причем с другой датой. На меня они даже не посмотрели. У нас такое возможно?

Александр Тищенко: Занятие посторонними делами – это нарушение правил службы. Всегда возникают претензии по поводу того, что человек чувствует себя унизительно во время контроля. Но поймите, психологически при любых видах контроля человек чувствует себя в чем-то ущемленным. Если он подвергается анализу, контролю, даже если ничего нет, человек все равно чувствует себя некомфортно. Вы едете на машине, ничего не нарушаете, и вас останавливает сотрудник ГАИ. Вы знаете, что ничего не нарушили, но все равно начинаете сомневаться. При пересечении границы вы подвергаетесь нескольким типам контроля сначала с одной стороны, потом с другой. Какие бы комфортные ни были условия, человек все равно получает стресс.



Вы чувствуете стресс, когда пересекаете границу?

Александр Тищенко: Я подхожу к этим вопросам более профессионально. Я понимаю, что происходит. А для гражданина, который не связан с этим, многие вещи – загадка.

Читатели спрашивают: "Какие вопросы имеют право задавать на пограничном контроле?" Что должен спросить пограничник?

Александр Тищенко: Если у человека спокойное и адекватное поведение, то к нему будет меньше вопросов. Если человек начинает дергаться, у него лишняя мимика, у него начинают кое-что уточнять. Бывают, у людей неуравновешенная психика, они нервничают, устали. А есть люди, которые нервничают, потому что им есть что скрывать. Пограничник просто обязан это выяснять, ведь он получает первые сигналы того, что что-то не так. После этого принимается решение провести углубленный досмотр, вызвать таможенников.

У нас была ситуация, когда на польской территории у нас разбирали автомобиль. В нас заподозрили контрабандистов, забрали паспорта. Мы объясняли, что мы спешим, что мы пресса. Польские таможенники смеялись и говорили, что мы уедем только через 8 часов. А потом они сами нам объяснили, что это сделано, чтобы загрузить свою службу, так как после 5-дневного лимита упали очереди. Где искать правду, если попал в такую ситуацию? Где можно узнать о правомерности действий белорусских, польских и литовских пограничников?

Олег Тетерев: На границе роуминг еще не включается, сети работают, поэтому можно позвонить в справочную службу. У нас есть все контактные телефоны. Если ситуация критическая, мы можем дозвониться до поляков. Хотя, насколько я знаю, на любой сопредельной территории, есть телефоны горячей линии.

Если я передумал, я могу вернуться домой?

Александр Тищенко: Да.

Как мне вернуть свой паспорт?

Александр Тищенко: Это частная ситуация. Но если к вам нет претензий и в отношении вас сняты подозрения, то вам возвращают паспорт, вы можете передумать и вернуться.

Я могу обратиться к нашей пограничной службе?

Александр Тищенко: Мы не соприкасаемся. Вы можете обратиться в инстанции польской стороны. Там тоже вопросы решаются адекватно, и службы заинтересованы в том, чтобы их сотрудники соблюдали все нормы и правила.

В вашей службе можно узнать, правомерно ли конкретное действие служащего с нашей и польской стороны?

Олег Тетерев: Мы можем дать консультацию. Например, мы можем подтвердить, что надо платить 4 евро за лишний килограмм.

Александр Тищенко: Мы принимаем жалобы и вопросы. У нас есть раздел "часто задаваемые вопросы" и ответы на них. Инфолиния 185 может сориентировать, но она не может прокомментировать, правомерные это действия или нет. Она может дать телефон горячей линии или телефон доверия, чтобы человек мог реализовать свои права, и в отношении неправомерных действий были приняты соответствующие меры.

Но вот я попал в беду, куда мне звонить? Мои права не соблюдают, куда позвонить, чтобы донести эту информацию?

Александр Тищенко: По телефону доверия и телефону горячей линии.

Насколько быстро будут предприняты какие-то действия?

Александр Тищенко: Если действия носят преступный характер, реакция будет мгновенная.

Вы можете влиять на своих коллег?

Александр Тищенко: На территории другого государства эти вопросы входят в компетенцию посольств и консульств.

Олег Васильевич, вспомните самое необычное обращение, связанное с границей. Сколько всего было обращений?

Олег Тетерев: Всего 1 477 обращений с 19 октября по 22 декабря. Неожиданных вопросов пока не было. Наиболее распространенные вопросы – об очередях на границе.

Александр Тищенко: Мы создаем максимум возможностей, чтобы эта информация была доступна. Есть инфолиния, горячая линия, сайт, мобильная версия сайта, специальное приложение для Android. Мы хотим еще сделать специальное табло на развилках, чтобы можно было выбрать более свободный пункт пропуска. Но все это требует определенных затрат. Но в любом случае вся эта информация есть в интернете и доступна круглосуточно.

Спрашивают: "Стоит бусик, общей массой 5 т. При выезде из РБ он должен стоять за фурами, в общей очереди?"

Александр Тищенко: Ему проще спросить в пункте пропуска. Если он с товаром, это требует таможенного декларирования.

Когда пограничная служба начнет переходить на контрактную основу?

Александр Тищенко: Мы уже начали переходить. Но практика показывает, что полностью отказываться от срочной службы нет резона, потому что это своеобразная платформа, на базе которой можно подбирать кадры. В ходе срочной службы юноша получает определенные навыки, определяется с профессиональным выбором. Потом он уже приходит с четким понимаем, куда он идет и зачем. Самое важное – профессиональное ядро, и контрактник – это важный кадровый потенциал на границе.

Что бы лично вы сделали, чтобы очередей было меньше?

Александр Тищенко: Это как сосуд с водой: сколько дырок, столько и воды протекает. Чем больше пунктом пропуска, тем лучше. К тому же пункт пропуска надо ставить на трассах, его не поставишь абы где. Все боковые пункты пропуска идут на "Новую гуту", потому что есть трасса, которая идет из Питера и Минска. Все близлежащие пункты пропуска пропускаются, потому что все идут по кратчайшему пути. Почему все едут на "Каменный Лог"? Потому что это самый короткий путь в Вильнюс. Но иногда сделать крюк быстрее, чем идти по кратчайшему пути.

Насколько корректны бывают ваши коллеги? Я помню, когда пограничники соревновались, кто лучше…

Александр Тищенко: У наших коллег есть нормативы, и они стараются их придерживаться. Проблематично заставить их сделать больше, чем положено по нормативу. Наши пограничники готовы делать больше, чем положено.

Какой норматив? Сколько минут на одного человека?

Александр Тищенко: По линии пограничного контроля хватит 3 минут.

С литовской стороны была информация, что литовские пограничники добивались повышения зарплаты и устроили итальянскую забастовку. Вы можете их как-нибудь усовестить?

Александр Тищенко: Об этом пишут польские СМИ. Появилась информация, что с польской территорией будет итальянская забастовка. Мы не получали официальных уведомлений. У нас уже была практика, когда в 2008 году бастовали польские таможенники. С их стороны очередь стояла чуть ли не с Варшавы. Пункт практически не работал, пропускали только скоропортящиеся грузы, а остальные мучились. Очередь была 50 км.

Польские коллеги предупреждают вас об этом?

Александр Тищенко: Они должны нас предупреждать, что возможны какие-то проблемы в функционировании пунктов пропуска. Но такое бывает не всегда.

Может ли вырасти какой-то сервис, который улучшит ситуацию на границе?

Олег Тетерев: Мы разговаривали о приеме жалоб онлайн.

Александр Тищенко: Определенный поток информации или претензий будет идти через инфолинию. Со следующего года вступают новые законы по поводу обращения граждан. Вся электронная переписка становится основанием для разбирательств. Хотя мы уже несколько лет работаем через обратную связь, и вся информация, которая поступает через почту сайта, перепроверяется. Просто иногда люди в эмоциях выплескиваются информацию без конкретики, мы уточняем, вступаем с ними в диалог. Если есть такая информация, всегда есть возможности выявить недобросовестного сотрудника или неправильные действия.
Если жалоба поступит на инфолинию, нам ее передадут. Это закон, и мы обязаны его соблюдать: мы должны обращать внимание на все жалобы. Надо искать совместные пути решения. Граница является отражением того, что связано со страной, поэтому надо держать марку.

Вы не думали привлекать граждан?

Олег Тетерев: Была идея. Я приехал на "Котловку" и тоже не знал, что делать. Обратился к дежурному смены, он посмотрел на меня удивлено. У меня родилась идея: собрать известных людей и провести совместное дежурство. Это будет пиаром, можно будет узнать проблемы двух сторон.

Можно повесить баннер: "Пересек границу – позвони и сообщи информацию о границе".

Александр Тищенко: Этот вариант работает давно. Люди высказывают впечатления. Все эти вопросы мы изучаем и направляем службам, которые их решают. Сколько пересекающих, столько и мнений, поэтому социологический опрос ведется постоянно. Информация об очередях собирается в дежурной части. Ее не так быстро собрать, потому что пунктов пропуска много, и пока информация стекается, обобщается, проходит время и обстановка может поменяться.

Спрашивают, почему не ставим камер. На финской границе, варшавском мосту стоят камеры, но вы видите, что очередь есть или ее нет, но камера не показывает, какая это очередь. Камера не решает проблему полностью. Мы хотим поставить камеры на основных направлениях, но нужно решить ряд технических вопросов, потому что не так дешево и не так просто активизировать столько изображений.

"Прошло два месяца со дня катастрофы пограничного вертолета в Поставах. Расскажите о ходе расследования и причинах крушения".

Александр Тищенко: Расследование ведут не пограничники, а прокуратура, поэтому мы тоже в ожидании. Председатель Госпогранкомитета объявлял, что причина техническая.

Давала ли какие-то комментарии фирма, которая продала вертолет?

Александр Тищенко: Нет.

Будет ли закупаться вертолет взамен потерянного?

Александр Тищенко: Все будет после расследования. Могу только сказать, что вопрос возобновления полетов решен.

Проходили ли какую-то проверку вертолеты той же марки?

Александр Тищенко: Они все проходят проверку. Невозможно сказать, что это плохая машина, весь мир ими пользуется. Во всем мире это признанный патрульный вертолет, маневренный и эффективный. Это просто трагическое совпадение разных факторов.

"Могут ли польские пограничники начать бастовать?"

Александр Тищенко: Эта информация распространялась польскими СМИ. Мы всегда готовы к этому. У нас есть алгоритм оперативного информирования граждан. Мы сразу начинаем модерировать ситуацию, чтобы не допустить скопления очередей. Прошлый раз на нашем участке не было очередей.

"Могут ли бастовать белорусские пограничники?"

Александр Тищенко: Не могут, потому что нам это запрещено законом.

Как вы считаете, должны ли такие службы иметь право бастовать?

Александр Тищенко: У вас работа, а у нас служба, мы не можем бастовать.

Получается, вашим коллегам это разрешено?

Александр Тищенко: Видимо, у них есть профсоюзы. Я думаю, службы, от которых зависят условия жизни, которые работают с людьми, не могут бастовать. Как может бастовать МЧС или скорая помощь? Это ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Кто позаботится о людях, которые застряли на границе?

В каком состоянии техническое оснащение пограничной службы? Насколько новые технологии преобладают над старыми?

Александр Тищенко: Старых форм становится все меньше и меньше. Белорусская служба единственная в СНГ имеет автоматизированную систему пограничного контроля по всему периметру границы. Мы построили современную границу с Прибалтикой, перешли к модернизации польского участка. Мы приобрели современные вертолеты, более приспособленные к охране границы. Мы ставим новые комплексы, комендатуру. На некоторых участках ситуацию контролирует в больше степени техника. Там, где она применяется, не надо срываться на сработки из-за ветра, кабана или воробья, который что-то зацепил.

Чего вам не хватает на границе?

Александр Тищенко: Человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает. Лично мне не хватает спокойных моментов, потому что граница – это напряженная работа. Мы постоянно находимся в оперативном тонусе, потому что всегда есть что решать.

Олег Тетерев: Главным образом, чувства единства, что мы на одной стороне. Но у меня нет ни единой персональной обиды. Я еще хочу предложить не только жалобы, но и хорошее, потому что на границе все может быть, даже роды.
-99%
-25%
-10%
-30%
-20%
-20%
-10%
-10%
-50%
-50%
-30%