Александр Николайчук, Александр Власкин,

В вечернем эфире TUT.BY-ТВ побывал руководитель пресс-службы Государственного пограничного комитета Александр Тищенко. С ним мы обсудили самые животрепещущие проблемы, связанные с пересечением границы нашей родины в любую сторону – как на въезд, так и на выезд.



Среди прочего мы говорили об очередях и о том, когда они закончатся; о том, как вести себя на пограничных переходах; о том, что делать, если вы столкнулись с невежливым поведением или другими проблемами во время перехода границы Беларуси. Александр Тищенко также ответил на вопросы о том, что можно сделать, чтобы сократить время ожидания при пересечении границы, и куда следует обращаться для получения права проезда вне очереди.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Есть ли телефоны доверия по работе пограничников? Нужны ли они, по-вашему?

Такие телефоны есть. Их не нужно искать в интернете: на каждом пункте пропуска есть специальные объявления. Телефоны доверия нужны, потому что они помогают осуществлять общественный контроль за несением службы представителями пограничного пункта пропуска.

К нам дозвонился блогер, который постоянно пересекает границу. Давайте выслушаем, какие у него есть замечания и наблюдения.

"Буквально вчера я пересекал границу. Сложно понять, почему при пересечении границы ты сталкиваешься с сотрудниками государственных служб три раза, а на литовской стороне – от одного до двух раз. У нас есть первый шлагбаум, остановка внутри пункта пропуска, остановка на втором шлагбауме.

Во-вторых, мы получаем карточку, с помощью которой организован некий технологичный процесс. Тем самым мы участвуем в обслуживании этого процесса. Мы ходим с этой карточкой, ставим штампы на талон, сдаем его. Всего этого нет на литовской стороне.
В-третьих, почему на литовской стороне есть отдельный канал для граждан Европейского союза, а у нас такого канала нет? Можно выделить отдельный канал для граждан Евросоюза, и пусть они перемещаются через пункт пропуска не в нашей очереди.

Я понимаю, что эти вопросы не только к погранкомитету, потому что в функционировании пункта пропуска участвуют несколько служб. Когда я пересекаю таможенную границу по красному коридору на въезд в Республику Беларусь, меня почему-то отправляют в службу "Интеравтотранс". Сотрудник, не осуществляя никаких контрольных действий, получает талончик, ставит печать, подпись и тут же мне его отдает. Это занимает немного времени, но вопрос, зачем это нужно?

Четыре-пять часов пересечения границы, на мой взгляд, это очень много. Это время работы государственных служащих, которые обеспечивают пункты пропуска, но это и время нашей жизни, и оно драгоценно. Сегодня доводят информацию об очередях на границе через интернет, радиостанции. Но я знаю, как собирается эта информация: участники сбора не заинтересованы в том, чтобы давать реальные цифры. Сколько раз я пересекал границу, и цифры в интернете никогда не совпадали с действительностью.

Поставьте веб-камеры, и можно будет видеть реальную ситуацию на границе. Причем, это важно не столько людям, которые пересекают границу, сколько людям, которые организуют пересечение".


Достаточно объемный вопрос. Пограничная служба запускает в пункт пропуска, проверяет документы, осуществляет паспортный контроль и выпускает. На ЧПП, там, где получают талончик, не выходят из машины. Просто записываются данные, чтобы вести учет. Пограничный контроль ведется разными службами, поэтому есть определенный набор процедур контроля. Последняя точка на выезде, где сдается талон со всеми печатями, нужен для того, чтобы был санкционированный выезд.

Почему у ваших коллег этих точек меньше?

У нас отличаются принципы. К тому же пункт пропуска – это территория с особым режимом, поэтому здесь не обойтись без определенных действий, связанных с контрольными функциями. Существуют специальные правила, которые не отличаются от правил наших соседей. Мы пытаемся унифицировать все эти процедуры и свести их к минимуму, чтобы не надо было бегать по пункту пропуска. Проектировка пунктов пропуска шла 10-15 лет назад. Естественно, на то время таких потоков не было. Поэтому их инфраструктура и пропускная способность немного отстала от времени. Чтобы ее сменить, нужны средства, программы.

В один момент это не поменять. В "Каменном Логу" уже идет эксперимент: мы сформировали отдельный канал для граждан Таможенного союза. Этот канал работает, мы прорабатываем все алгоритмы, чтобы это пересечение было удобным и быстрым. После этого эксперимента мы будем выбирать пункты пропуска, способные использовать этот алгоритм. Чтобы выделить отдельный канал, нужно иметь отдельную полосу движения. Но нашим соседям не очень нравится наш эксперимент.

Чем не нравится?

Видимо, их что-то не устраивает. Мы попробуем сделать особенное положение для наших граждан.

В чем выражается недовольство?

Почему мы пытаемся выделить граждан Беларуси в общем потоке? Хотя с той стороны потоки точно так же разделяются. Наши граждане стоят в очереди, в то время как граждане Евросоюза проходят вне очереди.

То есть, есть шанс, что отдельные коридоры для граждан Беларуси и Таможенного союза появятся на всех пропусках. В какие сроки?

Все зависит от инфраструктуры. Какие-то пункты пропуска строились раньше, какие-то посовременнее, там больше полос. В первую очередь это будет внедряться там, где это возможно. В дальнейшем в ходе модернизации пунктов пропуска отдельная полоса будет внедряться и в других пунктах.

Почему надо выходить из автомобиля?

Из-за таких же проблем, не везде есть возможность создать условия одной остановки. Выезжая летом в Украину, я не выходил из машины. У меня точно так же, как у всех проверили багажник, дверки, бардачки. Все проходило как обычно. Но я проехал контроль за одну остановку и не делал никаких лишних движений. Это заняло 5 минут. Там, где есть такие возможности, этот принцип действует.

Сейчас стоят кабины. Почему гражданин должен выйти и стоять перед кабиной, а не пограничник подходит ко мне? Жаловались, что на некоторых пунктах эти окошки расположены низко и приходится нагибаться.

Такие раньше были проекты.

С польской стороны окошки расположены на той же высоте, но там, подъезжая к окошку, просто передаешь документы. У нас же необходимо выходить.

Существуют разные процедуры контроля на въезд и на выезд. В основном все виды контроля работают на въезд. На выезде они проще, и контроль выборочный. Пограничные службы любого государства в мире заинтересованы в том, что ввозится, поэтому процедура въезда проходит дольше.

Англичане в коридорах для граждан Соединенного королевства просто машут паспортом, у них паспорт вообще не смотрят…

Когда у нас пересекают границу с Россией, можно даже паспортом не махать.

Задавали вопрос, почему на разных пограничных переходах разные процедуры? Мы тоже столкнулись с этим, когда ездили через литовскую и польскую границы. Когда привыкнешь ездить одним переходом и оказываешься на другом, находишься в растерянности, потому что все по-другому, приходится бегать.

Я не сказал бы, что у нас в пунктах пропуска приходится бегать. Есть примеры более сложных процедур. На сопредельных территориях я встречался с тем, что вообще неизвестно куда идти. Мы сделали наши процедуры простыми и доступными.

Но процедуры все-таки разные…

Есть требования сопредельных сторон, чтобы человек мог въехать в это государство. Есть пункты пропуска, отличающиеся видами контроля: где-то санитарный, где-то транспортный контроль. Все зависит от требований, подписанных в рамках межгосударственных соглашений. Вопросы контроля прорабатываются в соответствии с договором о режиме государственной границы.

Именно этим объясняется, что границу с Литвой можно перейти пешком, а с Польшей – нет? Или есть какие-то другие причины?

Количество и характер пунктов пропуска определяются этими соглашениями. На белорусско-литовской границе у нас были межгосударственные пункты пропуска. Но после того, как Литва вступила в Шенген, вопросы соглашения были пересмотрены и были внесены изменения. Остались только международные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска. Все межгосударственные были переведены в разряд упрощенных.

Давайте объясним, потому что когда я столкнулся с этим в первый раз, я не понимал разницы. Международные – это границы, которые могут пересекать граждане всех государств и третьих стран.

Межгосударственные – когда границу могут пересекать граждане сопредельных государств. Пункты упрощенного пропуска только для обслуживания приграничного населения. Житель Минска не пройдет через пункт упрощенного пропуска.

С какими специальностями высшего образования можно попасть на службу пограничником?

У нас есть свое учебное заведение – Институт пограничной службы. В институте национальной безопасности есть наш факультет. Есть факультеты и группы, которые получают образование в различных университетах. Все зависит от специализации, на которую ориентируется кандидат на службу. Например, я не заканчивал пограничного учебного заведения. Журналист может поступить на службу в пресс-центр. Конечно, есть определенные требования к физической подготовке, нужно, чтобы человек был готов служить.

Пресс-служба должна уметь остановить нарушителя, если придется?

Если придется, то да.

Спрашивают, можно ли пересекать границу с незначительными повреждениями автомобиля? Есть ли ограничения?

Эти ограничения устанавливаются стороной, куда въезжают.

То есть белорусская сторона может выпустить, а литовская не впустить. Что делать, если машина зависла?

Она не зависает: оформляют возврат.

Вопросы по бензину: сколько можно брать с собой? Можно ли брать канистру? Сколько заправлять?

Некоторые пытаются объяснить это как ограничения по выезду за границу. Это ни в коем случае не ограничивает число выездов за границу: вы можете выезжать за границу хоть сто раз в день. Речь идет о том, что топливо в любых емкостях является товаром личного пользования только один раз в 8 дней. Все остальные дни оно облагается пошлиной. Учет таких пересечений ведется как по физическим лицам, так и по транспортным средствам. Если это транспортное средство пересекало границу с беспошлинным топливом, в следующий раз оно может пересечь границу беспошлинно только через 8 дней. Если физическое лицо ехало в машине в качестве водителя и ввозило топливо, к нему применяется точно такой же порядок. Если это был пассажир, то он не ввозил и не вывозил топливо.



Я так понимаю, была схема, при которой люди пересаживались на разные машины и гоняли их.

Когда пошлина была раз в пять дней, меняли водителей, машины. Те, кто занимаются переправкой топлива через границу, формируются в группы. Все это было учтено.

Легче стало после 8 дней?

Количество пересечений, связанных с бензином или сигаретами на транспортных средствах, стало меньше. А количество пересекающих границу не стало меньше, потому что начался предновогодний шопинг, и по традиции все едут в соседние государства.

После Нового года станет легче?

С 25 декабря шопинг уменьшится. Но я думаю, попытаются воспользоваться нерабочим временем, чтобы вывозить топливо. Тем не менее 8 суток сыграли определенную роль. Если бы этого не было, все было бы проблематичнее, чем сейчас.

Есть уточняющий вопрос: "Я гражданка Беларуси. Имею вид на жительство в Литве, работаю там в адвокатской конторе полную рабочую неделю. На выходные езжу домой. Я прилично зарабатываю, поэтому у меня и мыслей нет о контрабанде или сливе бензина. Я даже не знаю, как это делается. Теперь я не могу ездить домой на машине, так раз в неделю – это все же чаще, чем раз в 8 дней. Зеленая карта стоит 50 евро в месяц, из которых с моим графиком и вашим пропускным режимом я могу выехать лишь два раза. Можно ли на основании документов о работе получить индивидуальное разрешении? Почему существует дискриминация между работниками государственных и частных организаций?"

Есть совместное постановление таможенного комитета и пограничного. Люди, работающие в сопредельных странах или с другими индивидуальными проблемами, могут решать эти вопросы через пограничные группы.

Как это сделать? Приехать, написать заявление?

Можно приехать в отряд, подать заявление, представить документы, подтверждающие, что это насущная необходимость. Такие проблемы исчезают. Кто-то ездит на лечение, кто-то учится, работает, и подвергать таких людей рамкам проблематично. Эти 5 дней убрали, потому что все сориентировалось на выходные. Допустим, вы едете отдохнуть, но стоите в очереди за теми, кто вывозит бензин. Создаются еще и искусственные пробки: коридоры, через которые потом вне очереди въезжают подельники.

Но процедура заявки индивидуальна?

Это предусмотрено совместным постановлением: человек обращается, получает разрешение. На сайте есть информация об этом.

Спрашивают, можно ли взять канистру?

Нет, только бак, предусмотренный конструктивными особенностями. Доходит до абсурда, когда люди пытаются заправлять даже омыватели стекла. Они отключают бак, чтобы не тратить топливо в баке и подключают это к системе. Получается, что ни капли не тратится из бака.

Но это же копейки! Буквально полтора-два литра. Спрашивают, почему пограничники контролируют наличие зеленой карты? Почему ее надо покупать здесь, где она стоит дороже, а не за границей, где она стоит дешевле? Здесь она стоит 30 евро, а в Украине 8 евро. Можно ли будет ездить с годовой зеленой картой, купленной в Литве?

Есть определенные интересы наших страховщиков. Это процедура, которой мы обязаны следовать.

Правда или нет, что со следующего года запретят ввоз электротехники?

Это относится к таможенным аспектам.

Зачем стоят две лишних будки: на въезде дают бумажку и на выезде проверяют ее?

Это нужно, чтобы не было несанкционированного выезда из пункта пропуска. Бывают случаи, когда гражданина разоблачают, выявляют лишний или запрещенный груз, и он пытается вырваться из пункта пропуска. Для этого и существует контрольный талон.

Как надо вести себя на пункте пропуска? Где останавливаться? Можно ли дальше ехать? Кто должен дать команду? Можно ли спрашивать разрешения проехать? Люди говорят, что если дергать, нарвешься на дополнительную проверку.

Я могу говорить о вопросах пограничного контроля. Пограничный контроль не занимает столько времени, которое могло бы испортить настроение. В основном настроение портится в очередях. В пунктах пропуска желательно ничего не делать без команды. В наших пунктах пропуска все эти алгоритмы четко регулируются. На первом посту вам скажут куда ехать или вы сами можете поинтересоваться, уточнить. Лучше спросить, чем ошибиться.

Если у вас бестоварное пересечение границы, то для вас зеленый коридор. Если у вас есть товары, подлежащие декларированию, эти процедуры связаны с таможней, поэтому вам надо ехать на красный коридор.

Может, имеет смысл повесить памятку на первом пункте…

Вы когда-нибудь ехали по зеленому каналу?

Да, и стояли столько же, сколько на красном. И трясли там не меньше.

Переконтроль всегда существует.

Пограничник смотрит на человека как на потенциального преступника? Существует ли на границе презумпция невиновности?

Наука пограничного контроля достаточно сложная. Это не просто сервис, потому что все ваше поведение прочитывается. Взгляд, нервозность – первые признаки того, что у человека не все в порядке. Невозможно выявлять нарушения, если не обращать внимания на эти вещи. С одной стороны это сервис, а с другой – большая работа. Трудно научиться делать это незаметно, чтобы это не бросалось в глаза. Если вы этого не заметили, значит, перед вами стоит профессионал высокого класса. Но на всех границах вас психологически сканируют, исходя из этого принимается решение. Если пограничник и таможенник допускает промахи, к нему потом возникают вопросы.

Пишут, что представитель Государственного пограничного комитета вводит в заблуждение: на "Каменном Логу" нет никакого эксперимента по выделению канала для граждан Таможенного союза.

Его ввели недавно, три недели назад, мы объявляли об этом, показывали это.

Есть ли твердая процедура пересечения границы в поезде или автобусе? При пересечении границы на автобусе иногда паспорта забирают сразу в салоне, потом возвращают. Иногда заставляют выходить. В поезде разные пограничники ведут себя по-разному: некоторые просто забирают паспорта и штампуют, некоторые заставляют спускаться с верхних полок, некоторые заставляют выходить из купе.

Обстоятельства бывают разные, разные направления. И все зависит от профессионализма. Кто-то четко разбирается в ситуации, кто-то страхуется. Бывают вопросы, связанные с контролем при пересечении границы железнодорожным транспортом. Специфика пограничного таможенного контроля на железнодорожных пунктах пропуска отличается. За короткое время без ущерба для графика движения нужно проверить весь состав: не только пассажиров и их личные вещи, но и те места, где может быть спрятана контрабанда или запрещенные предметы.

В каких-то случаях вы говорите обо всех вместе, а в каких-то разделяете на пограничников и таможенников. В чем разница?

За вопросы пограничной безопасности отвечают и пограничники, и таможенники. Если пограничник выявляет контрабанду, он вызывает специалистов таможенного органа.

Есть звонок: "Ходят слухи, что запретят возить из Польши телевизоры для собственных нужд. Так ли это?"

Пограничники не оформляют подобные товары. Если такие документы будут приняты, будем работать вместе с таможенным контролем.

Было много вопросов по поводу туалетов на пограничных переходах. Я знаю, что на каждом пограничном переходе есть туалет, просто граждане точно не знают, где они находятся.

Я думаю, да. Этих вопросов не надо стесняться, если не знаете где, спросите у персонала. Конечно, существует проблема сервиса, и мы поднимаем этот вопрос. Не мы строим и оборудуем пункты контроля, мы просто выполняем там пограничные функции. Но мы доводим эти проблемы до сведения тех, кто их решает. Это целый комплекс: за это отвечает таможенная служба, местные органы власти. Конечно, уровень инфраструктуры будет повышаться.

"Я гражданка Литвы, живу в Минске с видом на жительство. Ребенку 3,5 года, он инвалид. Приходится часто стоять с ним в очереди на границе. Можно ли заезжать с ребенком-инвалидом на постшлагбаум без очереди, как с детьми до 3 лет? Я вынуждена выезжать каждый месяц в Вильнюс к медикам-специалистам или навестить бабушку. Ребенок просто не выдерживает в очередях. Можно ли обратиться в комитет, чтобы ребенку-инвалиду разрешили проезжать без очереди?" Кто может ехать без очереди? И вообще может ли кто-то? Есть мнение, что только блатные…

Вопрос с блатными давно решен.Есть определенный порядок решения таких вопросов. Когда ребенку менее 3 лет, данное транспортное средство въезжает в пункт пропуска без очереди. Границу невозможно пересечь без очереди, это касается только дипломатических каналов. Все пропуски выдаются путем административной процедуры. За нее взимается госпошлина. Как правило, это субъекты внешнеэкономической деятельности, ИП, юридические лица, которые имеют контракты. Это могут быть представители иностранного государства. Многие вопросы решаются в индивидуальном порядке, и вопросы, связанные с лечением в том числе.



А если у человека плохо со здоровьем, и он торопится на родину?

Эти вопросы можно решать в пункте пропуска со старшим смены, с начальником пункта пропуска.

Как можно выйти и попросить начальника смены? Как это правильно сделать? На что, как гражданин, имею право?

Можно подъехать, там стоит часовой пункта пропуска. Через него можно вызвать старшего смены. Он для того там и находится, чтобы решать проблемы и обеспечивать функционирование всей системы.

Насколько вежливыми должны быть сотрудники пограничного комитета? Может ли пограничник накричать, ругаться нецензурно?

Нет, конечно. Никто не имеет права ни на кого кричать, тем более выражаться нецензурно. Все должно быть предельно корректно, спокойно и вежливо. Это является основным требованием поведения сотрудника пограничной службы. Если существуют какие-то факты, можно звонить по телефону доверия, по телефону горячей линии. Все они есть в пунктах пропуска. В конце концов есть книги жалоб и предложений. Информацию об этом можно направить на почтовый адрес официального сайта. Ни одно обращение мы не оставляем без ответа.

Где получить пропуск, если ребенок - инвалид?

Можно обратиться в пограничный комитет. Можно обратиться письменно, можно записаться на прием. Ни одна информация, касающаяся проблем, нарушений, не остается без внимания. Приоритет отдается тому, что думает гражданин, у него больше преимуществ, чем у сотрудников.

Сегодня читал материал коллеги. Он утверждает, что белорусские пограничники всегда излишне серьезны.

Я читал этот материал. Я бы сказал, что это сиюминутное субъективное впечатление. Я не думаю, что серьезное отношение к выполнению обязанностей – это минус. Был вопрос, почему спрашивают о целях поездки. Но это спрашивают везде. Этот опрос позволяет выявлять тенденции, проблемы. Нет ничего оскорбительного в том, что пограничная служба любого государства спрашивает о цели визита.

В Мексике любители экстрима делают нелегальные границы и водят граждан нелегальными тропами. Как вы считаете, это хорошее развлечение?

У нас тоже такое было. Под Минском находили вьетнамцев, которые три дня искали границу с Литвой. Их точно так же привезли, взяли деньги, кинули.

Почему на границе очереди? Когда это закончится?

Посмотрите на весь внешний контур Евросоюза – он весь в очередях, что на украино-польской, белорусско-польской, белорусско-литовской, польско-российской, российско-финской границах. Это тенденции современного движения: потоки возрастают, существует потребность товарообмена.

Есть звонок: "Недавно пересекал белорусско-польскую границу на таможенном переходе "Берестовица" и столкнулся с хамством и фамильярным отношением работников. Хотелось бы знать, ведется ли какая-то работа в этом направлении? Была ощутимая разница в отношении наших работников и польских. Польские работники вели себя как люди в погонах, а наши допускали в общении хамство и фамильярность. Я чрезвычайно редко пересекаю границу на автомобильных переходах, поэтому у меня не отработаны действия до автоматизма. Возможно, я допустил промах и поехал не туда. При этом я услышал: "Куда прешь?" Мне кажется, эта фраза непозволительна для человека в погонах. Кроме того, предположим, я в первый раз в жизни пересекаю границу, и я у меня нет опыта. Мне надо разобраться, в каком месте подписать. Мне кажется, в этом случае работники должны помочь советом, подсказать, как это сделать правильно и быстро, а не ухмыляться и не смеяться над человеком, который, возможно, делает это впервые".

Я полностью с вами согласен. Вы в принципе не должны знать все нюансы и тонкости пересечения границы. Вам должны подсказывать и помогать. То, что сотрудник обронил фразу, которая вас оскорбила, это тоже не допустимо. Если вам не сложно, отправьте более подробную информацию на почтовый адрес погранкомитета post@gpk.gov.by, мы будем разбираться.

Интересный комментарий: "На границе стоим 5-й час, очереди почти нет, просто таможня не выходит нас проверять". Как должна работать служба? Предусмотрены ли пересменки?

В пункте пропуска есть телефон горячей линии, можно позвонить в таможенный комитет, и он ускорит процесс. Если таможня не выходит 5 часов, это плохо.

"Живу в США, гражданин Беларуси. Последние пару лет мои родственники в Беларуси настырно спрашивали насчет моих отпечатков пальцев, но я не имел возможности. Если я сейчас приеду в Беларусь, пограничники сдадут меня в милицию как злостного уклониста или нет?"

У нас на границе отпечатки пальцев не берут. Я думаю, что этот человек уже сдал отпечатки пальцев на американской границе. Просто когда будете в Беларуси, сдайте отпечатки.
-25%
-50%
-50%
-50%
-40%
-16%
-50%
-15%
-50%
0067704