Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


На днях единственный в Беларуси кинотеатр стереоскопического кино "Мир" отметил свое 25-летие. К сожалению, в последнее время его стереорепертуар нельзя было назвать современным и интересным. Как сообщил "Белорусским новостям" генеральный директор объединения "Киновидеопрокат" Василий Коктыш, "все это связано с моральным старением технологии стереоскопических фильмов в целом".

История зарождения и развития стереокино в СССР корнями уходит в 20-ые годы прошлого столетия. Но самым этапным стал 1941 год, когда в феврале в Москве в кинотеатре "Москва" состоялась премьера стереоскопического фильма "Концерт". Уникальность данного события заключалась в том, что, благодаря установленному в зале светопоглощающему растровому экрану зрители могли наблюдать объемное изображение без каких-либо индивидуальных сепарирующих устройств (лорнеты, очки и т.д.). Это был первый в мире коммерческий показ стереофильмов без очков.

К сожалению, начавшаяся через несколько месяцев война оборвала работу "Москвы", первого в мире коммерческого кинотеатра с растровым экраном, обеспечивающим сепарацию левого и правого изображений стереопары.

В целом, все когда-либо созданные системы получения объемного киноизображения можно разделить на две принципиально различные технологии, первая из которых предусматривает киносъемку на двух пленках, а вторая — фиксацию на одной пленке сразу двух кадров стереопары. В обеих технологиях есть свои плюсы и минусы.

Если не вдаваться в технические подробности производства стереоскопических фильмов, то можно сказать, что в СССР начало коммерческого внедрения стереокино в прокат приходится на 60-е годы, и связано оно с созданием системы "СТЕРЕО 70". Но по сравнению с другими странами по-настоящему бурного всплеска в производстве стереофильмов и роста количества стереокинотеатров у нас никогда не было. К 1990 году, за 25 лет развития отечественной системы, показ стереофильмов был организован в 40 городах, а фильмов было снято не более двух десятков.

Однако именно в марте 1990 года успехи коммерческого внедрения стереокино в СССР были отмечены наградой за техническое достижение Американской академии кинематографических искусств и наук ("Оскар"). К этому времени нигде в мире уже не существовало стабильной сети кинопроката стереоскопических фильмов. Множество нерешенных проблем качественного показа стереофильмов в кинотеатрах других стран свело на нет интерес зрителей к объемному кинематографу.

В целом же во всем мире стереокино (3D Movies) как кинотеатральный вид показа игровых фильмов (в отличие от паркового аттракциона демонстрации короткометражных стереоскопических фильмов — Диснейленд, Futeroscop, IMAX 3D) имело волнообразное коммерческое распространение в мире с начала 50-х годов. В США, Европе, Японии, Китае, Индии — во всех перечисленных кинодержавных регионах рано или поздно наступал всплеск бурного распространения стереокино.

Как правило, во всех странах техническое оснащение, необходимое для демонстрации стереофильмов, принадлежало компаниям — дистрибьюторам по продвижению стереофильмов в кинопрокат и не являлось собственностью кинотеатров.

Однако, как уже отметил Василий Коктыш, стереоскопическое кино переживает на сегодняшний день кризис: "Большинство кинокомпаний предпочитают снимать фильмы в стандарте 3D. Таким образом, производство стереофильмов в нашем старом понимании практически прекратилось. Это связано с рядом технических сложностей, возможностью просмотра фильмов только в специально оборудованных кинотеатрах и т.п."

При этом собеседник поспешил успокоить всех поклонников объемного кино и сообщил о том, что "в ближайшее время в Беларуси появятся новые 3D-фильмы. В частности, к рождественским каникулам мы планируем организовать показ в минских кинотеатрах третью часть фильма "Дети шпионов". Конечно, фильм рассчитан в основном на подростковую аудиторию, но мы не собираемся останавливаться только на этом. В ближайшем будущем мы планируем возродить добрую традицию семейных кинопросмотров, что довольно распространено сегодня на Западе".

По словам Коктыша, "технология 3D-фильмов позволяет организовывать просмотр в любом кинозале. Вместе с фильмом поставляются специальные очки, что позволит нам демонстрировать новые объемные фильмы не только в "Мире", поэтому стереозал кинотеатра планируется переоборудовать под ставший уже обычным Dolby-зал".

Среди других приятных новинок, Василий Коктыш отметил, что уже в октябре в рамках ежемесячного кинофестиваля 4x4 (в течении 4 дней в 4 кинотеатрах демонстрируются 4 фильма, получившие кинопремии на международных фестивалях) "планируются очень даже неплохие премьеры".

Он также заверил, что специалисты белорусского кинопроката "не останавливаются на достигнутом и постоянно отслеживают новости кинопроката по всему миру".

Захар ТУЗОВ
0058045