154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  2. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  3. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  4. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  5. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  6. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  7. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  8. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  9. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  10. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  11. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  12. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  13. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  14. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  15. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве проходит встреча Лукашенко и Путина
  16. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  17. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  18. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  19. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  20. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  21. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  22. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  23. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  24. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  25. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  26. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  27. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  28. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  29. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  30. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти


Ольга Лойко,

Забота о белорусских детях вдохновила правительство на расширение перечня социально значимых товаров, на которые регулируются рентабельность и торговые надбавки, товарами детского ассортимента. Вот только благие намерения чреваты серьезными последствиями - производители предупреждают, что белорусские магазины рискуют вообще остаться без детской обуви. Производство это импортоемкое, а серьезные ограничения на внутреннем рынке делают его неинтересным производителю. О специфике производства детской обуви и о том, почему белорусские дети могут оказаться без нее, корреспонденту TUT.BY рассказал директор могилевского ОАО "Обувь" (торговая марка Shagovita) Сергей Бурмистров.
 
Все лучшее - взрослым. Или на экспорт
 
Раньше предельная торговая надбавка и предельная рентабельность для производителя устанавливалась только на детскую обувь до 26 размера и одежду для детей до одного года. Но постановлением Совмина №1655 от 7 декабря перечень был расширен, и теперь в него попала детская обувь до 40 размера и вся детская одежда.
 
Любое ограничение в ценообразовании в детской обуви и одежде будет толкать производителя "уходить от этого ассортимента", аргументирует Сергей Бурмистров. Тем более в условиях более высокой доходности экспорта (его рентабельность после девальвации превышает 50%, а по некоторым позициям - и 80%) и более высокой доходности производства взрослого ассортимента (рентабельность здесь законодательно не ограничена). "Себестоимость производства (в силу равных материалоемкости и трудозатрат) детского девичьего сапога 38 размера и аналогичного женского 38 размера одинакова. Цены же могут отличаться в разы", - сетует директор предприятия.
 
Проблему ОАО "Обувь" усугубляет то, что предприятие занимается только детским ассортиментом - доля взрослой обуви в общем объеме мизерная. "Последние 30 лет мы специализировались на детском ассортименте. Но сейчас будем выпускать и взрослую обувь", - замечает Бурмистров. Не увлекались и экспортом - поставки в 2010 году составляли 32% от общего объема производства. Сейчас, после девальвации, эта цифра будет гораздо выше, предупреждает он. "А всю продукцию, которую мы не в состоянии будем продать на экспорт, будем стремиться заменить на товары взрослого ассортимента", - добавил собеседник.
 
"Мы намерены поднять вопрос ограничения рентабельности и надбавок на самом высоком уровне: подготовили обращение в Минэкономики и Могилевский облисполком, который будет нормативы рентабельности устанавливать. Как мы будем работать в 2012 году, пока представляется весьма смутно. Все зависит от того, какой норматив рентабельности утвердит исполком", - неохотно говорит Бурмистров о планах.
 
Ограничение рентабельности для всего детского ассортимента уровнем в 30% (пока именно такой лимит установлен для обуви до 26 размера) эксперт называет патовой ситуацией для внутренних поставок.
 
"Этим летом была очень показательная ситуация. Предпосылки, правда, чуть другие, проблема с покупкой валюты, но смысл тот же. Белорусский рынок к началу школьного сезона обнаружил пропажу детской обуви. А то, что именно так случится, было понятно еще в мае, когда ограничили доступ к валюте. В Беларуси для выпуска детской обуви практически ничего нет, что бы ни говорили на семинарах по импортозамещению. Нет у нас ни меха натурального, ни термоэластопласта и полиуретана для подошвы. И белорусское кожевенное сырье для детской обуви фактически не выпускается: наши кожзаводы в основном производят продукцию черного и коричневого цвета, а для детской нужна широкая цветовая гамма, широкий ассортимент. В результате в структуре себестоимости практически 80% - импорт", - рассказал Бурмистров.
 
Кроме того, обувь - товар сезонный, девальвационные ожидания в 2012 году высоки, валютные кредиты нужно возвращать. "А кто скажет, какая будет фактическая рентабельность реализации товара в сезон, когда на склад его нужно начинать складировать за полгода до его фактической реализации. Переоценить склад с учетом фактических издержек и новых курсов законодательство запрещает", - сыплет директор риторическими вопросами.
 
Можно возразить, что 30% рентабельности - весьма приличный по мировым меркам уровень. По мировым - действительно, но не по белорусским, отметил эксперт, где уровень годовой инфляции перекрывает 100%, хроническая неопределенность на валютном рынке и тотальная порочная практика раздачи длинных товарных кредитов.
 
"Постановление ограничивает рентабельность производства, при планировании которой невозможно просчитать и заложить в цену ожидаемые инфляцию, рост зарплаты, внереализационные расходы, курсовые разницы и т.д. Так, например, ОАО "Обувь", имея предельный норматив рентабельности не более 30% в производстве обуви до 26 размера, более 15% в "сухом остатке" за последние 5 лет никогда не имело. И убыточность производства ясельной и малодетской обуви всегда компенсировалось более рентабельной обувью дошкольной и школьной групп", - отметил собеседник.
 
Подножка детской рознице, зеленый свет - импорту
 
Бурмистров подчеркнул, что специализированная детская розница также серьезно пострадает, особенно та, которая работает преимущественно с белорусскими товарами. "Все, кто работает только с детским ассортиментом, автоматически будут в убытках. Торговая надбавка в 20% в Минске и 25% в областных городах не позволяет покрыть все издержки. Это нереально. У нас своих 10 магазинов по всем областным центрам, кроме Бреста, и как только новый порядок вступит в силу, их можно будет закрывать - мы все окажемся в убытках", - посетовал он.
 
Из-за таких подходов и проблемы с детским ассортиментом - невыгодно его производить. Так что он выпускается только как дополнение к взрослому или с прицелом на экспорт. "Желание сдержать рост цен понятно, но решается проблема только отменой всех ограничений и созданием конкурентоспособного рынка, где в борьбе за конечного потребителя производители будут стремиться снижать цены", - уверяет директор ОАО "Обувь".
 
Кстати, до развала Союза, а детской обувью предприятие занимается с 1977 года, плановая убыточность рентабельности производства детской обуви достигала 70%, и решалась проблема системой дотаций со стороны государства.
 
Следующим негативным последствием данного постановления производитель видит увеличение импорта детских товаров, ведь освободившуюся вследствие ухода многих производителей с внутреннего рынка нишу постараются занять импортеры детской одежды и обуви, которые сейчас находятся в более выигрышной ситуации в сравнении с национальным производителем.
 
Во-первых, импортеры - индивидуальные предприниматели никак не ограничены в ценообразовании, они более мобильны (завозят товар небольшими партиями, зачастую нелегально), на них мало влияют проблемы валютного рынка, конвертации белорусского рубля, многие не платят налогов.
 
"Кроме того, импортеры-ритейлеры имеют право помимо розничной надбавки применять дополнительно так называемую "надбавку первого импортера". Их доходность в сравнении с белорусским производителем также получается выше. Они будут заинтересованы положить на полку товар не белорусского производства с ограниченной торговой надбавкой (20-25%), а импортный, где они могут сделать совокупную наценку как минимум 50%", - отметил Бурмистров.
 
"Производители будут поставлены перед жестким выбором: увольнять людей или работать в убыток неопределенное количество времени. Особенно плачевно это осознавать на фоне того, что в последние годы на рынке детской обуви и одежды в республике наблюдался устойчивый дефицит предложения. Парадоксально осознавать, что законодатель, защищая отечественного потребителя, толкает отечественного производителя на уход с внутреннего рынка, открывая дорогу импорту", - резюмировал директор. Но надежды на то, что товары для детей будут исключены из перечня социально значимых товаров, пока не теряет.
 
 
-20%
-20%
-10%
-20%
-24%
-21%