На сайте turnir.tut.by, запущенном по инициативе научно-технологической ассоциации "Инфопарк" при поддержке белорусского портала TUT.BY и ОАО "Технобанк", школьникам предлагаются учебные онлайн-тренинги. Способны ли технологии подобного рода превратить домашний компьютер школьника из дорогостоящей игрушки в эффективный инструмент обучения? Этот вопрос интересует многих современных родителей.
 
Сегодня компьютер (в широком смысле, как совокупность информационно-коммуникационных технологий) стал для людей:
· системным источником информации;
· системным средством общения.

Системным в том смысле, что компьютером для вышеуказанных целей пользуются постоянно и при этом гарантировано достигается значимый результат.
 
Постоянным и значимым источником информации сделали компьютер поисковые машины и портальные технологии. Постоянным и значимым средством общения сделали компьютер, электронная почта и социальные сети.
 
Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения? Сложный вопрос с неоднозначным ответом. Поэтому уточним его. Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения школьника? Наверное, большинство современных родителей однозначно и уверенно ответят: нет!
 
Более того, у многих родителей образовался настоящий комплекс в отношении домашнего компьютера для своего чада. Не покупать – вроде как неправильно, XXI век на дворе. Покупаешь – и получаешь постоянную головную боль в виде борьбы с чрезмерным погружением ребенка в мир компьютерных игр и социальных сетей.
 
Про компьютерные игры, социальные сети и их влияние на неокрепшие умы наших детей написано много. Далеко не всегда это влияние отрицательное, но дискуссия на эту тему не является предметом данной статьи. Нас интересует ответ на вопрос, сформулированный выше.
 
По-другому его можно сформулировать так. Способен ли компьютер настолько повысить результативность процесса обучения, чтобы его стоило использовать на постоянной основе? Или так. Может ли компьютер существенно сократить временные затраты школьника при гарантированном достижении заданного результата? На оба вопроса отвечаю "да" и попробую это обосновать.
 
Сначала четко определим, на каком этапе обучения стоит подключать компьютер. На мой взгляд, это этап закрепления пройденного учебного материала. Во-первых, закрепление пройденного материала чаще всего проводится в форме самостоятельной работы. А компьютер – это в первую очередь инструмент самостоятельной работы. Во-вторых, именно на данном этапе можно по максимуму задействовать уникальные возможности компьютера.
 
Опишем идеальную модель закрепления учебного материала, а также незаменимую роль компьютера на этом этапе.
 
Закреплять стоит тот учебный материал, который усвоен плохо. Конечно, приятно делать задачки по математике, которые решаются легко и без проблем. Но результат от этого – практически нулевой. Лучше это время потратить на решение задач, с которыми возникают проблемы. То есть перед закреплением нужно выявить пробелы в знаниях школьника. Так, по сути, работает хороший репетитор, когда занимается с одним ребенком. Так в принципе не может работать школьный учитель, перед которым на уроке сидит двадцать человек. Но пробелы в знаниях легко может вычислить и запомнить компьютер. А потом предложить индивидуально адаптированную программу их устранения.
 
Для реального закрепления учебного материала нужно выполнить достаточное количество тренировочных действий. Простой пример. Придумайте и попробуйте запомнить телефонный номер, повторив его пять раз. Вроде запомнили. Потом переключитесь на другую информацию минуты на три. Например, прочитайте заголовки новостей на TUT.BY. Теперь попытайтесь вспомнить телефонный номер. С вероятностью 90% у Вас это не получится. Так же и наши дети. Для них новые знания – это телефонные номера, на запоминание которых далеко не всегда отводится нужное время. Правильно организованный компьютерный тренинг способен решить эту задачу.
 
Очень часто важно не только правильное решение, но и скорость, с которой оно получено. Наиболее яркий пример – это устный счет. Во втором классе наших детей научили складывать двузначные числа столбиком на бумаге. Потом они перенесли эту схему в устные вычисления. Подавляющее большинство выпускников начальной школы и учащихся средних классов на вопрос "Сколько будет 39 прибавить 47?" закатят глаза, мысленно представят себя запись примера столбиком и за 7-10 секунд выдадут правильный ответ. Третьеклассник, который с помощью компьютерного тренинга за 2-3 часа овладел рациональными навыками устного счета, выполнит этот пример за 3 секунды. А поставить школьника в жесткие временные рамки при выполнении учебных заданий способен только компьютер. Тут даже репетиторы не помогут.
 
В заключение хочется отметить, что в первую очередь закрепление учебного материала нужно проводить на самом значимом учебном материале. Многие знают классическую формулировку закона Парето (правила 80 на 20): "80% результата достигается за счет 20% усилий, а 80% усилий дают лишь 20% результата". Существует множество формулировок этого закона для разных ситуаций. Вот еще одна, применимая к теме статьи: "20% учебного материала применяется в 80% ситуаций, а 80% учебного материала – лишь в 20% ситуаций". Это правило стараются по мере возможности учитывать хорошие учителя. Но сама схема построения школьных учебных программ не позволяет это делать в полном объеме. Закон Парето неявно учитывают репетиторы. Этот закон безусловно должен соблюдаться при проектировании содержания компьютерного тренинга.
 
На сайте turnir.tut.by разработчики предложили пользователям онлайн-тренинги по некоторым предметам, в основном пока для начальной школы. С помощью достаточно простых инструментов контроля родители смогут легко организовать с ними систематическую работу своих детей на домашнем компьютере. Об ее эффективности судить непосредственным потребителям.
 
Официальные партнеры проекта
 
 ОАО
 
 
 
 
 
 
 
 
-30%
-20%
-10%
-10%
-10%
-30%
-13%
-21%
-15%
-20%
0066546