Анна КРЮЧКОВА,

Судебный процесс и смертный приговор осужденным за теракты спровоцировали новую волну дискуссии о смертной казни. Свою позицию по этому вопросу высказала и пресс-служба Минской епархии Белорусской православной церкви.

"На Архиерейском Соборе в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви, в которых, в частности, заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. Такой подход исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках.

Церковь не должна категорично требовать отмены смертной казни - тем более в обществе, которое в своем большинстве так решительно на ней настаивает. Но церковь стремится оказывать пастырское влияние на формирование у своих чад чувства социальной справедливости и судебного возмездия без идеи смертоубийства. Кроме того, на церкви лежит право печалования по поводу того или иного конкретного случая осуждения к смертной казни. В предыдущий период она неоднократно пользовалась этим правом, направляя в соответствующие госорганы, по просьбе осужденных, особые прошения о применении к этим лицам вместо смертной казни иного наказания.

Отказ от совершения смертной казни должен являться результатом осознания обществом необходимости духовно-нравственного совершенствования. Без этого никакие наказания за преступления не смогут снизить уровень преступности и увеличить безопасность граждан", - говорится в сообщении пресс-службы БПЦ.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано:

"Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".

На сайте БПЦ приведены также тезисы о смертной казни Митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, написанные им еще в 1996 году:

"На основании заповеди Христа, данной нам в Нагорной проповеди, мы должны отрицать всевозможные убийства. Из этой Господней заповеди следует, что, согласно учению Христа, ни убийств на войне, ни казней преступников (как это было в Ветхом Завете) не должно быть. Это - новый закон. И надо осознавать, что всё остальное, как бы и чем бы мы ни мотивировали и ни объясняли возникающие обстоятельства, - все остальное есть отступление от закона, то есть грех.

Наличие смертной казни в обществе обусловлено тем, что среди его граждан еще не возобладало стремление к высоте Евангельского совершенства. Посему все сторонники смертной казни, равно как и преступники, - всё еще исповедуют Ветхий Завет, а то и язычество.

Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства.

Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди даровали бытие человеку, - не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте. В Римской империи распятие было самой унизительной и позорной казнью. Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа. С другой стороны, принять закон, отменяющий смертную казнь, может только достаточно сильное государство. Ибо в этом случае оно должно обеспечить такое положение дел, при котором, к примеру, преступник-убийца будет надежно изолирован в определенных условиях для его исправления.

Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом. Святой апостол Павел пишет Римлянам (12: 19): "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь".

Таким образом, исходя из предписания канонических правил, можно заключить, что Ветхий Завет, допускавший и даже предписывавший смерть за смерть, в Новом Завете утрачивает силу закона".

КСТАТИ

Приводятся в сообщении пресс-службы БПЦ и слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные 11 октября 2011 года:

"Я против смертной казни. Давайте начнем эффективно изменять судебную систему. Суд должен быть неподкупным, авторитетным, следственные органы должны работать безукоризненно, чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправ с неугодными".

{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-52%
-22%
-20%
-30%
-20%
-50%
-50%
-40%