Алексей Вайткун, Ольга Корелина,

Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми.

Однако мультфильмы не должны заменять реальное общение ребенка с семьей и сверстниками, к тому же слишком долгий просмотр может причинить вред его здоровью. Так ли это на самом деле? Как влияет анимация на ребенка?



Эти и многие другие вопросы мы задали Наталье Удовенко, детскому и семейному психологу оздоровительного центра "Нора", матери четырех детей. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

В самом ли деле так велико влияние мультфильмов на детей? Или то, что пишут в интернете, преувеличено?

Пишут много, и преувеличений много, но влияние мультфильмов велико. Сами по себе мультики, даже очень страшные, не так страшны, если рядом будет мама, которая пояснит увиденное. Страшно, когда ребенок сидит сутками перед телевизором, и никто ему ничего не объясняет.

С какого возраста ребенку можно смотреть мультфильмы? Есть ли ограничения по времени?

Раньше "Спокойной ночи, малыши" длились максимум 10-15 минут. Где-то с двух лет ребенку уже можно показывать мультик, но сюжет должен быть закончен, очень важно не прерывать мультики. С трех лет можно смотреть часовой мультик в день. Дети 4-6 лет могут смотреть 2-3 мультика в день, но с перерывом: например, мультик утром, в обед и вечером. Но мультик не должен стать няней.

Насколько необходимо маленькому ребенку смотреть мультики? Или можно обойтись книжками?

У нас есть разные каналы восприятия. Для тактильного восприятия у детей есть игрушки, но им еще нужно что-то увидеть. Книжки с картинками – это хорошо, но детям нужны герои, которые сами озвучивают, прыгают. Но все должно быть дозировано.

Делите ли вы мультфильмы на опасные и безопасные? Что это за категории?

Условно разделила бы. Опасными я назвала бы что-то наподобие "Черепашек ниндзя", те, где есть странные герои. Сюда отнесла бы и запутанные мультики, где не понятно, что происходит и какой сюжет. Например, "Человек-паук". Образ придуман нашим обществом и не понятно, кто это. Ребенок не сразу догадается, кто в мультике хороший, а кто плохой.

Я думаю, родителям стоит читать рецензии и отзывы, прежде чем показывать ребенку мультик. Если ребенок агрессивен в обычной жизни, очень вспыльчив, эмоционален, легко заводится, капризничает, то показывать ему мультики, где есть агрессия, по меньшей мере, странно. Можно посмотреть агрессивный мультик, как-то его проиграть и показать, что еще есть светлое и доброе, вечные ценности. Можно показать, что есть что-то, что вызывает агрессию, и что-то, что расслабляет.

Какие ценности формируют современные мультики?

В наших советских мультиках всегда была какая-то идея, мораль, а американские мультики – скорее шоу. Там красочная, яркая история, и найти там мораль довольно сложно. Ребенок покупается на яркие картинки, но не понимает, про что он посмотрел мультик.

Вы сказали, что иногда мультфильмы нужно смотреть под присмотром родителей. Как правильно организовать просмотр мультфильма?

Есть мультфильмы, которые мама уже знает, она читала отзывы на них или бегло просмотрела, про что это. Тогда ребенка можно посадить перед телевизором и включить мультик. Можно потом попросить ребенка пересказать мультик, побеседовать с ним.

Но я за семейные традиции: в выходные дни можно устраивать совместный просмотр мультика. Когда по ходу вы понимаете, что мультик странный, и ребенку непонятно, можно сразу пояснить его. Реальная жизнь такая, что ребенка нельзя воспитывать только в традициях добра, чести, совести и достоинства. Даже если есть жестокая реальность, важен комментарий родителей. Очень важно показывать ребенку его возможности в разных ситуациях, это научит его адаптироваться.

У одного из пользователей ребенок посмотрел "Черепашки ниндзя" и "Человек-паук" и стал подражать героям. Причем эти мультики он смотрел по нескольку раз за день, это было какое-то помешательство. Заметив неладное, они с супругой приняли решение изъять эти мультфильмы из поля зрения и заменить их более гуманными и поучительными. Но ребенок не воспринял новые мультфильмы с интересом и требовал старые. Прошло полгода, прежде чем ослабло их влияние, и ребенок смог переключиться на более интересные вещи. Неужели такие мультики настолько глубоко въедаются в сознание ребенка?

Как это ребенок сам все включает? Его явно оставляют одного. Как можно допустить, чтобы ребенок один и тот же мультик смотрел несколько раз в течение суток? Это, скорее, упущение родителей во взаимодействии с ребенком. Конечно, проще свалить вину на мультики. Понятно, что ребенок видит в этом мультике что-то, что ему интересно. Это нормально, что ребенок подражает, он должен проигрывать различные роли. Но если родители замечают что-то не то, резко запрещать тоже неправильно. Ребенку что-то близко, и у него это отобрали. От этого у него будет больший стресс, чем от самих "Черепашек ниндзя". Нужно узнать у ребенка, что ему нравится в этом мультике, проиграть героев в ролевой игре и понять, что так зацепило ребенка.

Дети обожают Nickelodeon. Казалось бы: персонажи там уродливые и сумасшедшие. Тем не менее дети смотрят. У меня много детей, и когда убрали этот канал, это была просто трагедия. Там легкий юмор, короткие, запоминающиеся фразы, там много очевидных вещей, над которыми можно посмеяться, много легкости.

А вы не думаете, что эта легкость в какие-то моменты переходит в тупость?

Если смотрится только это, и нет ничего другого, и ребенку не с чем сравнить, то вполне вероятно. Но у каждого ребенка есть мама, которая должна это дозировать.

Пишет пользовательница: "Дочери два года, спать ложимся после программы "Спокойной ночи, малыши". Был момент, когда вместо очередной серии "Лунтика" показали "Машеньку с медведем". После просмотра дочь отказывается ложиться спать, прыгает по кровати, поет песни и хохочет". Наверное, она ведет себя так же, как героиня. Как бы вы это прокомментировали?

Если ребенок укладывается под определенную программу и мультик, это становится ритуалом. Ритуал был нарушен, и "Машу и медведя" ребенок не ассоциирует со сном. К тому же ребенок мог впечатлиться. Некоторые мамы в таких случаях пытаются уложить ребенка насильно, а ему надо дать возможность выплеснуть эмоции. Можно попробовать порисовать эту Машеньку, как-то обыграть ее. Если у ребенка возникло столько энергии, значит, его что-то впечатлило, и нужно дать ему прожить это.

Пользователь пишет по поводу "Ежика в тумане" и других мультиков, нарисованных в подобной технике. "Я вообще удивляюсь, почему их так рекомендуют детям: темные тона, дребезжащее изображение вызывают ощущение тревоги, неприятного волнения, сомнений, страха". Это мультик для взрослых?

Скорее он для подростков, которые ищут свой путь. "Ежик в тумане" скорее про самоопределение, маленькие дети его не поймут. Он угрюмый, но со смыслом, который понятен не каждому взрослому.

Моему брату 5 лет, и он увлекается мультиками. Я не думаю, что это хорошо, но, с другой стороны, я замечаю, насколько быстро он развивается, и особенно это видно в речи: она становится богаче, и он мыслит более образно. То есть мультикам присуща развивающая функция?

Конечно, дети - подражатели, они принимают это на себя. Я бы могла порекомендовать сказки в стихах, в которых есть сложный текст. Они хорошо развивают память, речь. Это более полезно, чем примитивные вещи, от которых дети смеются.

Как вы относитесь к современным российским мультфильмам, которые поставлены на основе русских народных сказок про богатырей и тяготеют к западному формату?

Для меня это веяние моды, зарабатывание денег.

Стоит их смотреть?

Взрослым стоит, я думаю, такие мультики скорее для них. Можно сходить на него в кинотеатр с ребенком в виде традиции похода куда-нибудь и потом обсудить. Дети часто говорят, что ходили в кинотеатр с папой и мамой, но не помнят, что смотрели. Им просто было здорово вместе. Если у ребенка сильное увлечение мультиками, это сигнал родителям: ребенку не хватает общения, живых эмоций, и он пытается увидеть это на экране.

Я прочел, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, на основе которых потом строится модель мира. В статье было написано, что одним из главных является женский образ. Как могут влиять на ребенка образы женщин-героев? Может ли систематический просмотр таких мультфильмов привести к угасанию функций продолжения рода? Не опасны ли суперидеальные героини?

Эти веяния уже сейчас существуют: нормой является рожать после 30 лет, мнение, что материнство не главное, что женщина должна самореализоваться. Это продукт нашего общества, и мультики отражают реальность и формируют новую. Я за то, чтобы показывать разное: если вы показали образ мужеподобной женщины, следующий образ покажите более женственный. Тогда у ребенка будет выбор.

Вы рекомендовали бы "Шрека"? И для какого возраста?

С комментариями его можно посмотреть с семьей. В нем показано, что жизнь смешная, но мне кажется, там есть жесткие, циничные вещи. Я думаю, что взрывающиеся птицы сделаны скорее для взрослых, это шоу. Морали здесь нет, но дети любят этих героев. Очень часто дети не замечают нюансов, которые замечаем мы, но если они видят, что мы смеемся, им смешно заодно.

Это хорошо или плохо: что дети смеются и не понимают, над чем?

По-разному, смотря какие отношения в семье, смотря сколько внимания родители уделяют ребенку. Для кого-то не важно, над чем они смеются, им просто хорошо с мамой и папой. А для кого-то очень важно знать, над чем он смеется. Мы видим в мультике зло и жестокость, а дети видят по-другому, у них вообще свое видение. Но ребенка всегда можно спросить, почему он смеется, и он может выдать очень неожиданный ответ. Дети могут видеть что-то, чего не видим мы, это нормально.

Как на детскую психику влияет аниме? Нормально ли, что девочка-подросток фанатеет от яоя с гомосексуальным уклоном?

Дети не понимают аниме и обычно отвлекаются. Они могут посмотреть аниме со старшим братом или сестрой за компанию. Но я отношусь к аниме с тревогой, потому что там очень много мрачности и двусмысленности. Там очень много про сексуальность, до которой подростки еще не доросли, но к которой уже есть интерес.

Может, таким образом, они лучше понимают эту сексуальность?

Я думаю, что как раз таки это все запутывает, сексуальность становится очень мутной. Отсюда могут быть плохие компании, угрюмое настроение, черный цвет.

То есть вы считаете, что тяготение к мрачной субкультуре идет в том числе от мультфильмов? Что вы можете посоветовать родителям подростков? Здесь уже не ограничишь, не запретишь…

Надо разговаривать с детьми, задавать вопросы. Если вы хотите прочитать дочери нотацию или вам не нравится, что она накрасила ногти черным лаком, вместо нотации лучше спросить, почему она выбрала этот лак, зачем она это делает. Надо быть ребенку другом, адвокатом, а не судьей. Может быть, по ответу вы поймете, что в этом нет ничего ужасного, и ребенку это просто сейчас нравится, это можно, и его таким принимают.

Но подростки обычно протестуют против всего, и против родителей в том числе…

Смотря как разговаривать с ними. Если они поймут, что мама примет с кольцами, черным лаком и музыкой, от которой разрывается голова, ребенок скорее поделится. На самом деле подростки очень тянутся к родителям, родители часто не принимают, не понимают их, и отсюда начинается протест. Если не принимать ребенка таким, он будет делать все наоборот и ярче. А если относиться к нему с интересом, ребенок откроется. У меня дочь-подросток, и у меня нет этих проблем, хотя есть черные ногти и прочие вещи, на которые я смотрю с тревогой, но между нами все очень прозрачно.

Насколько сильно мультики могут влиять на психику детей, подростков и взрослых? Как далеко может зайти это влияние?

Если смотреть телевизор круглые сутки, то понятно, что влияет на 99%. Тогда возникает сильный дефицит реального общения, и ребенок погружается в виртуальный мир.

То есть если ребенок в детстве смотрел очень много мультиков, в подростковом возрасте будет сидеть в интернете сутками?

Как вариант, да, потому что если он все время сидит перед телевизором, когда он успевает общаться? Он не научится общаться, в школе его будут отвергать, и она превратится в наказание. Он бегом будет бежать домой в мир, где его никто не тронет и не отвергнет.

Как вы относитесь к "Гарри Поттеру"?

Положительно и с интересом. Знаете, для одного стакан наполовину пуст, а для другого – наполовину полон. Каждый замечает что-то, исходя из его внутреннего мира. В мультике или "Гарри Поттере" дети находят что-то, в чем у них есть дефицит. Если у них дефицит любви, они будут находить подтверждение тому, что мир опасен, он злой. Если родители дают ребенку много любви, и он готов ею делиться, он увидит позитивные моменты и подкрепит свою картину мира. Мы подмечаем разное в одном и том же.

Сейчас многие родители идеализируют классические советские мультики…

Зря, потому что если посмотреть их внимательно, то видно, что там много жестокости, много категоричного деления на добро и зло. Например, в разных мультиках убивают Кощея Бессмертного, и все радуются. А это все равно убийство. В мультиках все очень категорично, а мир не черно-белый, мир – это радуга.

Таким образом, ребенку можно показывать "Человека-паука", у которого мир более сложен, но ребенок может этого не понять…

Для этого и нужно спрашивать ребенка, что он увидел. Можно просить ребенка пересказывать мультики. Тогда вы выстроите диалог с ребенком и увидите, что он понял. Мне нравятся мультики, где людей играют животные – "Король Лев", "Маугли", про мамонтенка. Там показано много добра и отношений. Там хорошо показана материнская фигура, что мать заботится. В мультиках, где герои - люди, очень много взрослого текста, который не всегда можно понять.

Можете назвать фильмы, которые априори нужно показывать ребенку или, наоборот, не стоит? Без каких мультиков ребенку не обойтись во взрослении?

Кроме того, что я назвала, я за мультики "Буратино", "Пиноккио". Из советских – для более взрослых детей – "Алиса в стране чудес", мультики про попугая Кешу, Карлсона, "Волшебник изумрудного города". К "Русалочке", "Спящей красавице", "Золушке", "Алладину" я относилась бы с большой осторожностью, потому что там программируется женское поведение. То же самое могу сказать об "Аленьком цветочке". Говорят, что девочка, любившая этот мультик в детстве, потом всю жизнь из мужа-чудовища будет делать человека. Когда взрослым женщинам задаешь вопрос о любимой героине сказки в детстве, называется проблема, которая есть сейчас.

Я за то, чтобы разговаривать с ребенком, спрашивать, что он увидел, что ему понравилось, над чем он смеялся, над чем плакал. Мультики не должны заменять общение. Прерывать мультики нельзя, например, звать ребенка обедать. Ребенок всегда ассоциирует себя с каким-то героем. Если принцесса попала в опасность, и ее не спасли, ребенок уходит обедать и остается в этой опасности. Поэтому обязательно нужно досмотреть мультик до конца и увидеть хэппи-энд. И надо давать ребенку возможность объяснить, почему это ему нравится.
-10%
-30%
-30%
-20%
-45%
-30%
-45%
-40%
-52%