Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


На фоне бурных внутриполитических событий последнего месяца и продолжающейся неопределенности, если не сказать напряженности, в белорусско-российских отношениях "на западном фронте" внешней политики Минска наблюдалось некоторое затишье. Но затишье не означает, что все процессы замерли. Просто до поры до времени они протекают большей частью в глубине, скрытно от сторонних наблюдателей, лишь изредка напоминая о себе какими-то внешними проявлениями.

Таким вот образом и всплыли в конце июля разногласия между белорусскими властями и офисом ОБСЕ в Минске. Доселе — а это представительство действует в нашей стране уже более полугода — ни о каких противоречиях такого рода слышно не было. Скорее, наоборот, претензии к офису предъявляли отдельные представители оппозиции. Достаточно вспомнить довольно резкие публикации в "Народной воле", авторы которых упрекали сотрудников миссии в безучастности по отношению к многочисленным нарушениям прав человека. И вот, оказывается, в отношениях с официальными структурами ситуация также далека от идиллической.

Как сообщила на недавней пресс-конференции сотрудница офиса Хайди Смит, в соответствии с действующим мандатом миссия осуществляет мониторинг ситуации, направляет соответствующие отчеты в вышестоящую организацию, то есть в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене, а также реализует ряд проектов, согласованных с белорусским правительством. По ее словам, положение дел со средствами массовой информации в стране является критическим и продолжает ухудшаться, о чем аккуратно информируется международное сообщество. Именно на основе такой информации уполномоченный ОБСЕ по свободе СМИ Фраймут Дуве 31 июля в своем отчете Постоянному комитету этой организации подверг Беларусь резкой критике, заявив, в частности, что "эта дорога ведет в никуда". Кроме того, миссия отслеживает ситуацию с исчезнувшими политиками.

Однако, как ни странно, не эта деятельность привела к недоразумениям с властями. Проблема возникла там, где ее трудно было ожидать — в вопросе реализации проектов. Их на сегодняшний день 13. Те, что относятся главным образом к области экологии, осуществляются вполне успешно, ряд еще обсуждается, но "некоторые встретили внезапные трудности". В частности, это проекты, связанные с модернизацией избирательного законодательства и местного самоуправления. Так, не состоялась намечавшаяся на 21 — 27 июля поездка в Польшу представителей местных органов исполнительной власти и фонда Льва Сапеги. Причина в том, что Министерство юстиции, которому почему-то было поручено курировать это направление со стороны государства, за три дня до назначенного срока заявило, что в связи с неожиданными переменами в правительстве (!) целесообразно отложить поездку. Возникшие же финансовые и прочие проблемы организаторов, естественно, официальный Минск не волнуют.

Кроме того, не получила пока одобрения в президентской администрации и идея проведения семинара по проблемам избирательного законодательства. А поскольку без разрешения властей никаких мероприятий миссия проводить не вправе, то и зависла эта инициатива. Между тем, согласно новым правилам игры между Минском и ОБСЕ, все проекты должны быть завершены до конца года. Если учесть, например, что помимо Польши, аналогичные поездки намечались в Чехию и Литву, то возникают сомнения в том, что программу удастся реализовать. Впрочем, судя по всему, именно это и является целью властных структур, по крайней мере в отношении этих особо чувствительных направлений.

Не исключено, что ради ее достижения белорусское руководство пожертвует остальными проектами и не продлит работу офиса на следующий год. А пока решается вопрос о выступлении главы миссии Эберхарда Хайкена в прямом эфире белорусского телевидения, о чем белорусской стороне направлена просьба. Ответа еще нет, и, насколько известно, г-н посол активно готовится к этому мероприятию. Но если оно не состоится, это будет почти гарантированным доказательством нежелания властей иметь здесь впредь даже таких безобидных наблюдателей.

Теперь уже можно с уверенностью говорить, что правы оказались те, кто предсказывал, что изменение мандата офиса ОБСЕ заметно уменьшит свободу действий его представителей. С другой стороны, нельзя не признать правоту и тех скептиков, которые утверждали, что никакая миссия ни с каким реальным мандатом не сможет изменить ситуацию в Беларуси. Возможности предшественницы офиса — Консультативно-наблюдательной группы — были несравненно шире, однако именно в период ее пребывания в стране имели место наиболее скандальные для Запада события. Настоящие перемены могут произойти исключительно по воле самих граждан страны, которые, правда, до настоящего времени ее особо не проявили.

Решение же отказаться от присутствия миссии будет вполне соответствовать тактике "выдавливания" из страны всех зарубежных структур, которые имеют хоть какое-нибудь отношение к "болевым точкам" белорусского руководства, то есть проблемам, связанным с правами человека. Такая тактика вполне успешно применяется в последнее время. Весьма наглядный пример — закрытие белорусского представительства Бюро по исследованиям и обменам (IREX) и организации "Интерньюс Нетуорк", оказывавших существенную поддержку независимым СМИ.

При этом названная тактика превосходно вписывается в стратегию, которая заключается в том, чтобы под предлогом противодействия потокам клеветы и дезинформации максимально перекрыть доступ граждан Беларуси к независимым источникам информации. Особенно зарубежным, так как свои прижать значительно проще, что уже и происходит. В том же ряду — и многократно выраженное недовольство деятельностью российских телевизионных каналов (с соответствующими последствиями типа закрытия корреспондентского пункта НТВ), и витающие в руководстве страны замыслы ограничить доступ белорусских граждан к "плохим" интернет-сайтам. Трудно сказать, насколько эффективной окажется данная попытка, все-таки здесь пока не Туркменистан, поэтому проблемы, безусловно, возникнут. Однако тенденция совершенно очевидна. Не случайно в известном американском "Акте о демократии в Беларуси" значительную поддержку предполагается оказывать независимым СМИ.

Как представляется, сверхзадача официального Минска в противостоянии с западным миром — это навязать белорусскому населению психологию осажденного лагеря. Вполне очевидны огромные выгоды, которые это принесло бы действующей власти. При этом в последнее время устами высшего руководства достаточно много говорилось о необходимости наладить отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами, в частности — такое поручение дано на днях министру иностранных дел. Однако если смотреть на реальные дела и явные тенденции, то искренность этих намерений вызывает большие сомнения.

Андрей ФЕДОРОВ — эксперт Международного института политических исследований
,