Белорусский центр моды — когда-то Дом моделей — неслучайно располагается по проспекту Победителей в здании № 1. Долгие годы именно он диктовал, во что и как одеваться.


Скачать видео (16.73 МБ)

 
В разрушенном послевоенном Минске восстанавливали не только архитектуру города, но и саму жизнь. В это время стоило думать о том, как прокормиться, а не во что одеться. Однако нашлось чуть более 20 энтузиастов, которые задумались о том, как должен выглядеть человек. В 1948 году на улице Советской они открыли первый и до сих пор единственный Дом моделей.
 

 

 

 

 
Дальнейшая жизнь предприятия, а вместе с ним и самой белорусской моды развивалась быстрыми темпами. Каждый год разрабатывалось и внедрялось в производство более 2,5 тысячи моделей. В 60-е к перечню продукции добавились обувь и изделия из трикотажа.
 
Заслуженно заработанный высокий статус Дома моделей требовал достойного помещения. Как раз в это время один опытный архитектор — Василий Иосифович Геращенко — мечтал о главном проекте своей жизни. Ему не поручали работать над зданием минского Дома моделей, напротив, этим должен был заниматься назначенный Владимиром Адамовичем Королем молодой и немного авантюрный архитектор с необычной фамилией Тафф. Король её расшифровывал так — Татьяна, Акулина и две Фёклы. Проект молодого архитектора не был одобрен — объявили конкурс. Василий Иосифович Геращенко понял, что это и есть его долгожданный шанс. Его идея обрела жизнь.
 

 
Любовь Усова, архитектор, супруга Василия Геращенко:
Он сделал проект Дома моделей. Но опять его стали уговаривать и манить на административную работу, куда-то перевели. И так получилось, что рабочие чертежи делали молодые архитекторы.


 
13 января 1968 года БЕЛТА передает: "Это единственный в стране Дом моделей, построенный по специальному проекту. Ажурные переплеты широких окон производственного корпуса изготовлены из алюминия и придают ему красивый вид". Для своего времени это было новаторское здание. Еще в новинку вмонтированное в потолок освещение. Впервые в Доме моделей была установлена электронная машина для подсчета площадей лекал.
 

 

 

 
Барельеф на здании Дома моделей, естественно, не был задумал Василием Геращенко. Вскоре после открытия здания главный архитектор города Григорьев дает согласие на становление барельефа под названием "Солидарность" автора Арцимовича. Образ воплощает идеи космополитизма, но не имеет ни намека на моду.
 

 

 

 
Закончив работу над Домом моделей, Василий Иосифович продолжил преподавательскую деятельность.
 
Любовь Усова, архитектор, супруга Василия Геращенко:
Есть преподаватели, которые как ослы: сунут в мешок морду и жуют-жуют-жуют. Есть воробьи, которые чирикнут, клюнут, выскочат и опять чирикнут, и опять клюнут. А про него говорили люди, что он был соловьем: он не смотрел в конспекты, он пел.


 
Здание Дома моделей оказалось любимой и последней работой Василия Иосифовича Геращенко. Об этом помнят его студенты и трое детей, который также стали архитекторами.
 
-10%
-10%
-20%
-50%
-30%
-10%
0070970