WWW.TUTBY.NEWS - наш запасной адрес на случай, если TUT.BY не открывается


Людмила КОНОПЕЛЬКО,

Многочисленные акции, организованные общественными объединениями, лектории для школьников, запрет продавать спиртное после 10 вечера и в дни выпускных балов, научные труды, видеоролики, пропагандирующие трезвость, вето на рекламу пива по телевидению... На словах и поучительно-побудительных плакатах, развешенных в поликлиниках, все выглядит красиво, грамотно и понятно: мы всеми доступными нам средствами боремся с алкоголизацией населения! Только вот цифры, которые никогда не лгут, почему-то утверждают обратное.

По данным Белстата, в январе—августе текущего года реализовано 7050,2 тысячи дал алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе, что составляет ни много ни мало 112 процентов к аналогичному периоду 2010 года!

При этом объем продажи водки за восемь месяцев 2011-го вырос по сравнению с январем—августом 2010-го на 14,8 процента, коньяка, коньячных напитков и бренди — на 42,1 процента, ликеро-водочных изделий — на 36,7 процента. На 17,7 процента больше стали покупать виноградных вин, включая напитки, на ура пошло и пиво: по сравнению с январем—августом прошлого года за прошедшие восемь месяцев года текущего его реализация увеличилась на 13,2 процента.

Не будем забывать, численность населения Беларуси на 1 сентября текущего года составила 9468 тысяч человек, т.е. по сравнению с началом года сократилась на 13,2 тысячи человек. Получается, нас становится меньше, зато пьем мы больше и больше. И это на фоне всех шумных антиалкогольных кампаний.

Бутылка рубль бережет?

— Ситуация с продажей спиртного в нашей стране простому обывателю действительно все больше напоминает круговое лукавство, — считает независимый эксперт экономист Сергей Чалый. — Все мы знаем, что производство водки — едва ли не самый выгодный бизнес, ведь рентабельность одной бутылки составляет около 70 процентов! К тому же ликеро-водочные заводы — честные налогоплательщики. А доходы от продажи плодово-ягодных вин, к слову, настоящего яда для человеческого организма, активно пополняют местные бюджеты. Кроме того, не будем забывать об извечной войне “водочников” и “пивоваров”. Нас запугали пивным алкоголизмом, однако давайте будем реалистами: сколько нужно, извините, “выдуть” этого напитка, чтобы стать алкоголиком? Повышение акцизов привело к тому, что бутылка пива почти сравнялась по стоимости с бутылкой водки. Как думаете, что предпочтет купить работяга, возвращаясь в пятницу после трудовой смены домой? Наверняка то, что даст ему, скажем так, больший результат за те же деньги. Вот так мы боремся с пивным алкоголизмом, одновременно спаивая народ крепким спиртным.

— А широкомасштабные кампании по борьбе за трезвость, получается, всего лишь “политический реверанс” в сторону Всемирной организации здравоохранения?

— Ни в коем случае! Считать, что производство и реализация алкогольной продукции выгодно государству — огромная ошибка. Потому что полученные доходы — капля в море по сравнению с экономическими последствиями ранней смертности населения от болезней, связанных с употреблением спиртного, травм на производстве. На плечи госбюджета ложится дорогостоящее лечение алкогольной зависимости у людей, ввод в эксплуатацию и содержание лечебно-трудовых профилакториев. Так что широкомасштабные кампании по борьбе за трезвость необходимы. Другое дело, что принятые на вооружение формы дают ничтожный результат. Значит, необходимо пересмотреть всю стратегию. Я, например, выступаю за то, чтобы алкогольная продукция не была товаром шаговой доступности. Потому что если бутылку водки, как и жвачку, можно приобрести в любом продовольственном магазине, она нередко становится импульсивной покупкой. Вроде шел за хлебом, а вот же она, прямо в руки просится! Должны быть специализированные магазины по продаже спиртного.

Коли пир, так пир горой!

Справедливости ради отметим: за границей в гипермаркетах тоже есть отделы с красиво упакованной и вредной алкогольной продукцией. И выглядят выставленные на витрины бутылки ничуть не хуже, а порой намного лучше наших, белорусских. Только ни в Америке, ни в Германии, ни во Франции, ни в Соединенном Королевстве они не оказывают на население столь магнетического воздействия, как в Беларуси или России.

Среднестатистический янки, придя после работы домой, не откажет себе в удовольствии плеснуть в бокал пятьдесят граммов виски, долить туда же холодненькой диетической колы, добавить льда и потягивать получившийся напиток на протяжении нескольких часов. Это у них называется расслабиться. Про наше “расслабление”, нередко начинающееся вечером в пятницу и кое-как заканчивающееся утром в понедельник, не понаслышке знают слишком многие семьи...

Есть такое понятие — культура пития. У белорусов она, к сожалению, отсутствует напрочь. А без нее все предпринимаемые меры — ограничение по возрасту, месту и времени, ценовой фактор — никогда не возымеют должного эффекта. Человек, который задался целью выпить-закусить, найдет десятки способов добыть бутылку. Что делают те же школьники, зная о запрете на продажу алкоголя в день проведения выпускных вечеров? Правильно, не мудрствуя лукаво, закупают спиртное за несколько дней до радостного события. К чему приводят объявленные “недели трезвости” в районах? Часто благое дело превращается в фарс. Потому что алкоголь уходит нарасхват еще за неделю до акции. И потом, в эту самую “трезвую неделю”, интенсивно употребляется.

— То, что сейчас предпринимается государством и общественными организациями для установления моды на трезвый образ жизни, в целом хорошо и правильно, — высказывает свою точку зрения заместитель главного врача городского клинического наркологического диспансера Минска Александр Алишевич. — Но не могу не согласиться, что копать надо глубже. Учитывать все аспекты. Не всегда достаточно просто поднять цены на водку или пиво, запретить продавать их в продовольственных магазинах после 10 вечера. Нужно учить людей выпивать, а не напиваться. Понятно, что с теми, кому давно за тридцать и кто привык каждые выходные превращать в жертвоприношение Бахусу, уже бесполезно разговаривать о пользе одного — только одного! — бокала красного сухого вина за ужином и о том, что для расслабления вовсе не обязательно опорожнять бутылку на двоих... Но на смену нам идет новое поколение, которое еще имеет шанс научиться самим и научить своих детей и внуков той самой культуре пития. Представители социальных служб очень много внимания уделяют ребятам из неблагополучных семей. Это правильно, но в идеале столько же заботы нужно и всем остальным детям! Если мы что-то запрещаем, должны предлагать альтернативу. Вовлекать детей и молодежь в клубы по интересам, в спортивные секции, организовывать интересные выходные. Причем это относится не только к педагогам, но прежде всего — к родителям. Потому что корни любой проблемы нужно искать в семье. Точно так же, как только семья может указать верную дорогу, по которой пойдет по жизни маленький человек.

В тему

В прошлом году в Беларуси было зарегистрировано около 180 тысяч людей с алкогольной зависимостью. Обеспокоенность медиков вызывает тот факт, что среди них становится все больше представительниц прекрасного пола. По данным Национального статистического комитета, только за последние пять лет количество зарегистрированных алкоголиков среди белорусок возросло на 37 процентов.

Мнение

Марина Ремша, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи:

— Самые страшные последствия алкоголизации населения — снижение уровня образования, социальной активности, рост заболеваний, ведущих к бесплодию, а это уже угроза генофонду целой нации. Разумеется, депутатским корпусом осуществляются активные действия на законодательном уровне. Сейчас рассматривается законопроект об установлении запрета на нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время. Кроме того, постановлением Совета Министров разработана программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011—2015 годы. Активно обсуждаем повышение возрастного ценза, ограничивающего продажу спиртных напитков с 18 лет до 21 года, при этом учитываем положительный опыт ряда других стран: Украины, США, Египта, Казахстана, Индонезии, Пакистана, Чили. Еще один важный момент — предлагаем ввести в закон о рекламе отдельную статью, посвященную социальной рекламе. Я абсолютно согласна с замечанием, что культуру поведения ребенка, подростка формирует семья. Однако не надо забывать и о том, какое воздействие оказывают сегодня на умы наших детей массмедиа, интернет. Их роль в становлении жизненной позиции молодого поколения нельзя сбрасывать со счетов. Социальная реклама на подсознательном уровне должна внедрять правильные ценности. А еще очень важно ввести моду на здоровье, на активную жизнь.
-80%
-20%
-10%
-50%
-15%
-20%
-15%
-10%
-20%