Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


За несколько дней до 25 июля у самой крупной белорусской таможни "Западный Буг" наблюдались большие очереди, доходившие до двух километров. Составляли их в основном россияне, торопящиеся ввезти на родину иномарки до момента повышения пошлин. Что касается граждан Беларуси, то их в этой очереди было мало. Здесь выравнивать ставки таможенных платежей для физических и юридических лиц на иномарки до 7 лет официально пока не собираются. Хотя между нашими странами есть договоренности об унификации законодательства в таможенной сфере. Однако Беларусь, по словам пресс-секретаря ГТК Елены Халиковой, в отличие от России, не производит собственных легковых автомобилей, и потому "введение новых пошлин на подержанные "легковушки" привело бы лишь к ухудшению правового положения наших граждан".

Впрочем, официальная позиция властей не мешает неофициальному расползанию слухов: в августе и здесь ждут повышения пошлин для физических лиц. Насколько это будет сильный удар для местного рынка - и говорить не приходится.

Если СНГ - это автомобильная свалка Европы, то Беларусь, пожалуй, самая старая ее часть. И хотя в Минске по сей день на тебя гораздо чаще может наехать "горбатый" запорожец, нежели 600-й "Мерседес", ситуация постепенно меняется. Все больше востребованными становятся добротные иномарки, с момента выпуска которых прошло не более 5 - 7 лет.

А пока здесь ситуация такая же, какая была в России до 25 июля. Пошлины для юридических и физических лиц - разные. За ввезенный автомобиль ценой 15000 евро фирма платит государству до 50 проц. его стоимости, в то время как частник отдает лишь 1200 - 1300 евро. Как следствие, белорусские фирмы, занимающиеся продажей иномарок, вынуждены идти на различные ухищрения. Например, в страну ввозит и растаможивает авто физическое лицо, а затем якобы продает его юридическому. Дилеры, работающие в Беларуси, уверяют, что если бы с них брали хотя бы в 2 раза больше, чем с физических лиц (а не в 5 - 6 раз, как сейчас), то госказна получила бы от них гораздо больше - за счет роста объема продаж и легализации доходов.

Как отразятся российские нововведения с пошлинами на белорусской экономике? Вот мнение депутата "национального собрания" Кирилла Холопика: "Белорусскому правительству еще только предстоит взять курс на легализацию отечественного бизнеса, как это сделала Российская Федерация. Сейчас фирмы, занимающиеся продажей автомобилей, действуют либо как частные лица, либо как представительства иностранных компаний. В результате государство из-за своего непомерного аппетита теряет большую часть поступлений от этого вида деятельности и не развивает его. Однако заниматься экономическими реформами власти пока не решаются, хотя понимают, что жизнь заставит...".

В общем, Беларусь пока остается автосвалкой Европы. Впрочем, в этой стране довольно приличные дороги, а с 1 июля - еще и новые правила движения по ним. Что же касается автомобилей, то благодаря Александру Лукашенко правящая вертикаль сверху донизу не так давно пересела с советских "Волг" на новенькие "Мерседесы", которые приобрело Управление делами президента. Этим покупателям дорогие иномарки по карману.