Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Так уж получилось, что замысел беседы с министром торговли Беларуси Александром Куличковым в канун Дня работников отрасли пришлось корректировать "на марше". На то и праздник, чтобы толковать в основном о хорошем. Так и задумывалось. Однако разговор довелось начать с вопроса, как он воспринял недавнюю критику главы государства в адрес Минторга за неприятие "необходимых мер по обеспечению своевременных расчетов торговых организаций... с производителями сельскохозяйственной продукции".

— Воспринял как требование срочно поправить дела через систему мер, которые исключили бы вероятность образования просроченной задолженности перед сельхозпроизводителями в последующем.

В целом же моя позиция следующая: во взаимоотношениях "покупатель — продавец", и не только в сельхозпроизводстве, в первую очередь должны срабатывать договорные начала. В начале 90-х годов была попытка рассчитываться за поставляемую продукцию в порядке календарной очередности: платежку отправил — деньги получил. Но потом была введена очередность платежей — налоги, энергоносители, зарплата... Первая, вторая, третья и т.д. очереди. Это достаточно сложный механизм, и я думаю, что постепенно мы вернемся к календарной очередности. А если уж государству и надо вмешиваться в систему оплаты по отдельным видам продукции, должна быть предусмотрена серьезная ответственность неплательщиков. Сегодня штраф 0,1% за день просроченного платежа, это на уровне ставки рефинансирования Нацбанка. Я думаю, что его надо увеличить настолько, чтобы можно было, например, мясокомбинату через постоянную банковскую кредитную линию рассчитаться с колхозом, совхозом, а потом с нарушителя, грубо говоря, "содрать три шкуры". Не исключается и расчет имуществом через судебное разбирательство, тем более что сейчас много собственников. 90% должников наших гормолзаводов — это торговые предприятия с частным капиталом.

Государство не может вмешиваться во взаиморасчеты каждого субъекта хозяйствования еще и потому, что помогая одним, мы неизбежно ущемляем интересы других. Например, завод в Минске получил комплектующие от предприятия в Бобруйске, но рассчитаться за них не смог — последние деньги накануне ушли на налоги и зарплату рабочим. Значит, бобруйский завод не может сделать то же по отношению к своим работникам, даже налоги заплатить. То есть вроде благое дело — загнали заработную плату в порядок расчета, но это в конечном счете оборачивается непроплатой заработной платы смежникам, бюджету и всем остальным.

— Министром вы работаете с осени позапрошлого года. Что удалось сделать за это время?

— Сегодня нет былых проблем с обеспечением населения товарами, начиная с шампанского к новогоднему столу и заканчивая школьной формой к учебному году. То есть отрасль работает в условиях стабильности рынка. Постоянно выполняются прогнозные показатели, реализуется программа развития внутренней торговли на 2001—2005гг. Принята новая редакция Закона "О защите прав потребителей". И самое главное — министерство из былой распределительной структуры превратилось в орган государственного управления, который участвует в формировании нормативной законодательной базы, определяет правила торговли для субъектов хозяйствования независимо от формы собственности.

Большое внимание уделяем сектору, который в свое время был под крылом Министерства предпринимательства. Имею в виду торговлю на рынках. Сейчас вносим в Совет Министров на утверждение проект правил работы на них, в котором учтен опыт Москвы, стран дальнего зарубежья. Скажем, торговля сыпучими пищевыми продуктами будет разрешена лишь при условии, что расфасованы они в промышленных условиях заводами-изготовителями.

— Коль мы уж заговорили об этом — как вы относитесь к кампании минской мэрии относительно переноса палаток, ларьков и других объектов мелкорозничной торговли с основных магистралей города на окраины?

— Думаю, что действия по упорядочению мелкорозничной сети должны решаться комплексно. Потеря того или другого торгового места не должна быть замечена покупателями. Если киоск почему-то "ушел", его ассортимент должна обеспечить расположенная рядом стационарная сеть.

— В настоящее время много разговоров идет о строительстве в Минске крупных гипер- и супермаркетов. Какая судьба ожидает в связи с этим рынки в Ждановичах, на стадионе "Динамо" и другие?

— С началом работы гипер- и супермаркетов начнутся коренные изменения в технологии продаж, в торговой политике. К примеру, подсчитано, что на Ждановичский рынок по субботам въезжает до 50 тысяч легковых машин. Когда подобные универсальные объекты появятся в центре города, надо ли будет ехать на окраину? Тем более что они смогут предоставить намного больше услуг: покупку можно будет совместить с приятным времяпровождением всей семьи и т.д.

В целом рынки, на мой взгляд, ждет трансформация, перепрофилирование на работу с отдельными видами товаров и услуг. Всякий раз, когда я встречаюсь с их руководителями, настраиваю их на то, чтобы они очень взвешенно подходили к вложению капитала, дабы потом не пришлось перестраиваться и не получилось бы так, как в свое время с дачами, которые строили в болотах, вкладывали большие деньги, а потом оказалось, что многое сделано понапрасну.

— Каково нынешнее финансовое положение отрасли? Почему такая большая задолженность торговли (включая Белбыт и концерн "Белресурсы") перед кредиторами — 52 млрд. руб. на 1.06.2003г. при дебиторской задолженности 41,4 млрд. руб.?

— Наше финансовое состояние, особенностью которого является большое количество убыточных предприятий, определяет негибкая ценовая и налоговая политика. В начале года для поддержания стабильных цен на внутреннем рынке, в первую очередь по продовольственной группе товаров, были несколько уменьшены торговые надбавки. Естественно, доходы предприятий торговли снизились — почти на 2 млрд. руб. за несколько месяцев. Сейчас размеры надбавок пересмотрены и установлены на достаточно объективном уровне, и я думаю, что положение будет поправляться.

В перспективе не обойтись без постепенной либерализации цен, прежде всего на контролируемые виды товаров и услуг — те, что входят в потребительскую корзину. Тенденция такая есть. Практически каждый год из их перечня уходят отдельные виды. Все должно определяться механизмом спроса и предложения.

И еще об убытках: сегодня около 80% торговли — это частный сектор. А он работает на свой страх и риск. Министерство, устанавливая общие правила игры, контролируя и отслеживая ситуацию, устанавливая и регулируя с позиций государства те или иные показатели, старается не вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. Никто себе в убыток работать не должен.

— В состоянии ли отечественная торговля удовлетворить любой каприз покупателя?

— Продовольственными товарами мы обеспечиваем себя полностью, за исключением товаров так называемого критического импорта. Хотя замещаем и их отдельные виды, например гречку. Есть программа полного замещения ввозимого тростникового сахара-сырца на собственный свекловичный. Упорядочиваем торговлю за счет большей прозрачности рынка, ограничиваем теневой оборот. Вы, наверное, почувствовали, как в последнее время сблизились в стационарной сети и на рынке цены на пиво, и произошло это потому, что мы перекрыли действия отдельных лжеимпортеров, которые ввозили условно фуру пива из России и тут же оформляли ее возврат, не уплачивая налог с продаж. На самом деле все реализовывалось в Беларуси. Так же расходились табачные изделия. Теперь этот круг сужается, и я думаю, что в ближайшее время мы будем работать по совершенно прозрачной схеме.

Что касается промышленной группы товаров — тут, конечно, мы не удовлетворены работой отдельных предприятий, которые не поставляют в достаточном ассортименте продукцию промышленно-технического назначения. Многие ее виды по-прежнему ввозятся из-за рубежа.

— Наверное, не надо говорить о значении для нашего государства увеличения экспорта товаров и услуг. На этой неделе состоялось очередное расширенное заседание межведомственного совета по его развитию. Что бы вы предложили для улучшения этой работы?

— Рост экспорта — одно из приоритетных направлений политики государства и нашей работы. Считаем, что полноправным оператором во внешней торговле с полной обработкой предложений торгово-экономического характера, поступающих от белорусских торговых представительств за рубежом, должен стать входящий теперь в структуру Минторга концерн "Белресурсы". В Москве на базе бывшего белорусского павильона ВДНХ целеосообразно создать специализированный ярмарочно-выставочный комплекс, открыть на взаимоприемлемой основе такие же предприятия во всех федеральных округах страны-соседки. Считаем также необходимым усилить защиту отечественных товаропроизводителей посредством технических барьеров и различных мер нетарифного регулирования при строгом соблюдении межправительственных соглашений, в т.ч. с Россией.

— Вас беспокоит то, что многие белорусские товары вытесняются с прилавков более дешевыми российскими аналогами?

— С учетом более высокого уровня промышленного развития мы должны выпускать более конкурентоспособную продукцию, нежели Россия. К сожалению, механизм налогообложения у нас далек от совершенства. Если, скажем, норковая шуба ввозится из Греции через Россию частным предпринимателем, то в Беларуси она таможенными пошлинами не облагается. В системе стационарной торговли она на 30—50% дороже. Таков же механизм платежей при ввозе макаронных изделий, муки и т.д. Будем постепенно корректировать его, приводить в порядок.

— Насколько за последний год — полтора изменилась структура отечественной торговли? В частности, какое место в ней отводится оптовому звену?

— Структура меняется в сторону увеличения реализации непродовольственных товаров. Ее динамика в январе — апреле нынешнего года составила 110,1%, в то время как продовольственной группы возросла на 4,7%. С ростом денежных доходов населения наблюдается тенденция роста покупок товаров длительного пользования.

Что касается оптовой торговли — когда-то мы сделали большую ошибку, превратив ее практически в розничную с небольшим складским хозяйством. А теперь увидели, что без опта не обойтись. Промышленный ассортимент в нем подрабатывается в торговый, формируются востребованные розницей партии товара... Я за то, чтобы опт развивался, что подтверждается опытом западных государств.

— Каковы возможности Минторга по защите национальных интересов в связи с вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию и неизбежным наплывом импортных товаров?

— Все зависит от того, на каких условиях будем входить в ВТО. Потеряв в одном, надо найти в другом: этот компенсационный механизм должен сработать. Думаю, что с одной стороны будет оживление торговли, а с другой — определенные сложности у тех, кто сегодня работает по принципу "не вспотеть, а разбогатеть", то есть не готов к цивилизованной торговле, к конкуренции. Я противник демонополизации. Запад идет на концентрацию капитала, в частности в автомобилестроении. Надо и нам объединять усилия, создавать компании, товаропроводящие сети. Тот же опт должен быть достаточно крупным, чтобы на равных работать с западными партнерами.

— Спасибо за беседу. Поздравляем вас и всех работников торговли с профессиональным праздником, желаем всего самого доброго.

Беседовал Федор ЗАЯЦ, НЭГ
,