Станислав РИСНИК,

В Комитете государственного контроля постоянно уделяют большое внимание вопросам учета, хранения, использования и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, утверждает Виктор Яковлев, заместитель начальника отдела контроля за использованием черных, цветных, драгоценных металлов и камней Комитета госконтроля.

Согласно законодательству заготовка металлолома у населения у нас в республике осуществляется организациями Белкоопсоюза, ГО "Белвтормет" и "Белресурсы", которым выданы специальные разрешения (лицензии) на этот вид деятельности. Закупка у физических лиц отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом при наличии лицензии производится также организациями, осуществляющими ремонт и обслуживание автомобильных транспортных средств или розничную торговлю новыми автомобильными аккумуляторами.

При этом заготовительные организации обязаны осуществлять закупку металлолома у населения согласно Перечню предметов из черных и цветных металлов, утвержденному постановлением Совета Министров Беларуси. К таким предметам относятся: автомобили легковые и грузовые, прицепы к ним, мотоциклы, велосипеды; гаражно-ремонтное оборудование; галантерейные, канцелярские, школьно-письменные и чертежные принадлежности; кухонный и печной инвентарь; отходы строительные; предметы домашнего обихода; сантехническое, водопроводное и отопительное оборудование; сельскохозяйственные машины; сельскохозяйственная техника для обработки приусадебных участков, садово-огородный инвентарь; скобяные и ножевые изделия; спортивные, охотничьи и рыболовные принадлежности; столярный, слесарный и сапожный инструмент; суда речные маломерные; художественные изделия; часовые механизмы, радио- и электротовары; электробытовая техника, а также части, узлы и детали перечисленных предметов.

Прием в металлолом автомобилей грузовых, прицепов к ним, сельскохозяйственных машин, их узлов и деталей осуществляется заготовительными организациями с регистрацией данных, удостоверяющих личность сдатчика, места его проживания, наименований сданных на металлолом предметов. Расчет за сданные килограммы лома заготовительные организации производят по действующим ценам, установленным на конкретный вид металлолома.

— К числу наиболее распространенных правонарушений в сфере оборота лома металлов с участием физических лиц относится осуществление незаконной предпринимательской деятельности, связанной с заготовкой вторсырья, а также несанкционированный вывоз металлолома за границу, — поясняет Виктор Викторович. — За 2010 год Департаментом финансовых расследований КГК по фактам незаконного оборота металлолома возбуждено 12 уголовных дел (в том числе два в отношении организованных групп), изъято 265 тонн металлолома, предотвращено 26 попыток его несанкционированного вывоза, ликвидирован 21 пункт незаконной заготовки металлолома. Кроме того, наложено административных штрафов и взыскано незаконно полученного дохода на сумму более 800 млн рублей.

Так, например, в Гомельской области финансовой милицией возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 233 Уголовного кодекса за незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую организованной группой, в отношении двух граждан, которые занимались сбором металлолома и его последующей реализацией в России. Скупка вторичных металлов производилась 17 нелегальными пунктами, в которых работали 25 человек. В рамках уголовного дела в доход государства обращены денежные средства в размере 223 млн рублей, лом и отходы, а также транспортное средство, использовавшееся для перевозки металлолома, на сумму еще 220 млн рублей.

Достаточно распространены и нарушения в сфере оборота вторичных металлов с участием физических лиц, которые выявляются в ходе проверок хозяйственной деятельности отдельных организаций. Так, в ходе проверки одного из столичных открытых акционерных обществ были установлены факты реализации лома и отходов черных металлов сотрудникам предприятия. ОАО по заявлениям работников осуществлялся отпуск металлолома с последующим удержанием его остаточной стоимости из заработной платы. Вместе с тем согласно Инструкции, утвержденной постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома от 15.06.2006 года № 98/12/10, реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению вообще запрещена. За нарушения порядка обращения металлолома ответственные должностные лица акционерного общества привлечены к административной ответственности.

Отсутствие на отдельных предприятиях должного учета и условий сохранности металлолома создает предпосылки для его хищений. Правоохранительными и контролирующими органами регулярно выявляются факты несанкционированного сбора лома черных и цветных металлов с целью их нелегального вывоза за рубеж. Причем наши же граждане заготовленный (читай похищенный) металлолом не стремятся сдавать отечественным заготовительным организациям в силу более жестких правил его приемки от населения и контроля государства за деятельностью в этой сфере.

За нарушения при обороте вторичных металлов законодательством нашей республики предусмотрены жесткие меры ответственности. Размер возможных штрафных санкций в соответствии со статьей 12.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) составляет для юридических лиц от 100 до 300 процентов стоимости металлолома, для должностных лиц — от 30 до 50 базовых величин. Нарушение установленного порядка вывоза из страны металлолома, а равно покушение на такой вывоз (статья 12.29 КоАП), влечет наложение штрафа на ответственных лиц от 10 до 30 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — от 10 до 100 базовых величин, на юридических лиц — до 300 базовых величин. При наличии достаточных оснований предмет и средства совершения правонарушений могут быть конфискованы, а правонарушители привлечены к уголовной ответственности.
-10%
-10%
-10%
-40%
-20%
-50%
-10%
-20%
0069185