1. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  2. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  3. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  4. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  5. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  6. За сутки в стране 888 случаев COVID-19. Заразившихся на 146 человек больше, чем выздоровевших
  7. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  8. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  9. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  10. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  11. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  12. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  13. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  14. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  15. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  16. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  17. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  18. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  19. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  20. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  21. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  22. МИД о возобновлении санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  23. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  24. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  25. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  26. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  27. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  28. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  29. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  30. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты


Снежана Инанец,

Корреспонденты TUT.BY проплыли по известному водному маршруту советского времени, взглянули с Припяти на президентскую дачу и поговорили с капитаном "крылатого" теплохода о прошлом и настоящем белорусского пассажирского флота.



Для того, чтобы полюбоваться красотами природы, ехать далеко вовсе не обязательно. По крайней мере, даже закоренелые скептики уже знают, что взглянуть в Беларуси есть на что. Была бы возможность. И такая возможность есть: в минувшем году знаменитый в советское время водный маршрут из Мозыря в Туров очнулся от летаргического сна длиной более чем в два десятка лет.

В недавние выходные мы оказались на борту "Полесье-05". По отзывам тех, кто "плавал, знает", 162 километра от Мозыря до Турова должны были пролететь незаметно. Причем никаких метафор – именно пролететь, потому как "Полесье" официально так и называется – судно на подводных крыльях. Если коротко: набирать высокую скорость (вплоть до 100 километров в час) теплоходу удается за счет особых крыльев, которые находятся под корпусом и приподнимают его над водой.

Стоит заметить, что "Полесье" - ценный скоростной теплоход, которым вполне может гордиться белорусское судостроение. Создавались СПК – судна на подводных крыльях – на Гомельском судостроительном заводе с 1983 по 1996 год. За тринадцать лет предприятие создало более ста теплоходов такого типа, причем большинство кораблей разошлись в разные уголки бывшего СССР и мира. В самой Беларуси в восьмидесятых было 15 "крылатых" теплоходов. Почти все они были распроданы в непростые девяностые. Ныне СПК "Полесье", которое выправляется в плавания республиканским унитарным предприятием "Нижне-Припятское" - единственное в Беларуси.





Пренебрегая сильным ветром (скорость "Полесья" порой достигает 75 километров в час, а ведь еще и осень на дворе!), значительную часть пути проводим на верхней палубе. Посмотреть есть на что – как-никак, маршрут проходит по территории Национального парка "Припятский". Кстати, в расписании обозначено почти два десятка остановок, однако между конечными пунктами ненадолго причаливаем лишь в Петрикове, потому что там выходят некоторые пассажиры. Капитан-механик Николай Юницкий объясняет: корабль придерживается расписания, но останавливаться нет смысла, если никого нет на причале.





Засидевшихся в теплой каюте подзадоривает моторист Владимир Логвинец – он выходит из капитанской рубки и с улыбкой объявляет:

- А сейчас будем проплывать дачу президента. Можете взглянуть.

Многие любопытно устремляются наверх. Скоро в прибрежной зоне показываются стильные особняки – резиденция в Лясковичах…. Что ж, виды из ее окон наверняка открываются неплохие. Похоже, именно они способствовали прошлогодним обещаниям Александра Лукашенко возродить пассажирское судоходство на крупной полесской реке.





Кстати, Николай Юницкий водил это "Полесье" и прошлым летом, и нынешим, и в советские годы. А значит – может сравнить, что было "тогда" и что есть "сегодня".

- Конечно, очень хорошо, что судно снова ходит по прежнему маршруту. Но все-таки масштабы не те. Смотрите сами: теперь мы ходим в Туров только раз в неделю. А раньше из Мозыря можно было уплыть и в Туров, и в Пинск, и в Гомель, и в Киев. Только в Киев было по 5 рейсов в день – 3 утром и 2 в обед, - вспоминает капитан "Полесья", - Пассажирам было удобно пересесть в Пинске с нашего теплохода на другую "ракету" и попасть в столицу Украины.

Когда теплоход только-только вернулся на маршрут прошлым летом, РУП "Нижне-Припятское" делилось с журналистами планами постепенно возобновить рейсы до Пинска, до Столина.

- По моим прикидкам до Столина теплоход вряд ли пустят. Да и Горынь не вполне судоходная река. А вот до Пинска когда-нибудь – вполне может быть. Это 362 километра, по которым в былые времена мы ходили. Спрашиваете, что с рейсами на Киев? Дело в том, что тот маршрут проходил через деревни, которые забросили после Чернобыля. Так что людей там вообще нет.

Не жаловались раньше и на число пассажиров. Причем, говорит капитан, "Полесье" активно использовалось как транспорт, потому что в этих краях тогда еще не было "нормальных дорог". Хотя в некоторые деревни на нашем пути, например в Мордвин, Снядин и сейчас попасть быстрее по реке, чем по дороге.

- Иногда мозыряне-дети плавают к родителям, оставшимся в глухих здешних деревнях, но больше на теплоходе все-таки туристов. А это в основном молодые люди из России и Беларуси, которые узнали о нас от друзей в интернете.

- А с заполняемостью судна постоянно так? – спрашиваем, оглядывая нескольких пассажиров, плывущих на теплоходе, который готов принять на борт полсотни человек.

- Несколько раз удалось заполнить борт, да так, что не поместились все желающие, но чаще всего на рейсы остается много свободных мест. Иногда вот так, плывем ради десятка человек, - вглядываясь в речную даль, рассуждает Николай Юницкий, - Оно и понятно. Все-таки не каждый может себе позволить билет за 57 с копейками тысяч. А если учитывать, что большая часть пассажиров возвращается с нашим же кораблем в Мозырь, то и все 115 тысяч. Раньше маршрут "Мозырь-Туров" стоил что-то около шести с половиной рублей.







Билеты и впрямь не дешевые, но и судно ведь расходует немало топлива – на путь в Туров и обратно уходит 1020 литров солярки. Плюс расходы на обслуживания теплохода надо покрывать. Да и подоспело время менять или хотя бы делать капитальный ремонт двигателя – "сердце" "Полесья" можно починить только в Лиде, а купить новое и вовсе лишь в Санкт-Петербурге. Стоит он, кстати, 65-68 тысяч долларов. Вот и получается, что в прошлом доходные рейсы, сегодня мало себя оправдывают с экономической точки зрения. Многие боялись, что этим летом судно снова не выйдет на маршрут. Но все же вышло, хоть и только в середине августа.

Пожалуй, неплохую финансовую подмогу обеспечивают прогулки на "Полесье" в районе Мозыря, которые заказывают на свадьбы, юбилеи, выпускные вечера. Так что, при умелом подходе можно потихоньку приучить пассажиров и к туристическому маршруту до Мозыря. Правда, по словам капитана, люди часто удивляются, что по пути плохо развита инфраструктура. Гостям хотелось бы иметь возможность выйти на какой-нибудь остановке и перекусить, купить сувениры. Может, тогда бы ездили чаще.

Когда судно причаливалось в Турове, думалось: пожалуй, этот полесский маршрут – один из проектов, которые нельзя терять даже несмотря на изначальную нерентабельность. Наоборот, стоит пытаться сделать его более прибыльным и посещаемым. Как – это уже другой вопрос, ожидающий чьи-нибудь светлую голову и здравый ум.



P.S. Ожидается, что в этом году "Полесье-05" будет курсировать по маршруту Мозырь-Туров еще 2 субботы – до 17 сентября. Можно успеть прокатиться.

Фото: Александр Петухович
-40%
-30%
-10%
-40%
-25%
-10%
-30%
-30%
-40%
-10%
-40%
0073079