Снежана Инанец,

TUT.BY сравнил стоимость проезда в общественном транспорте в разных столицах и изучил, какими льготами пользуются наши соседи. Оказалось, что за среднюю зарплату минчанин может "купить" в два раза больше поездок, чем житель Варшавы. С другой стороны, в польской столице и список "транспортных льготников" гораздо длиннее.

Кто ездит дешево

Последнее подорожание билетов на проезд в городском транспорте случилось 4 августа (с вашего разрешения, говорить будем именно о столичных расценках). Итак, нынче талончик стоит 900 рублей, при покупке у водителя – тысячу. До этого цена билетика тоже на месте не стояла. Апрельское подорожание утяжелило талончик на 21,4% (с 700 рублей до 850), так что всего с начала года талоны на проезд в общественном транспорте стали дороже на 28,5%.

Хотя, судя по заявлению в эфире TUT.BY начальника финансово-экономического управления КУП "Минсктранс" Анны Михайловской, называть августовское повышение стоимости проезда "последним" более чем опрометчиво – сейчас предложение Минсктранса повышать плату за проезд на 5% каждый квартал рассматривается в Минэкономики.

Транспортники объясняют свое желание поднимать “все выше, и выше, и выше” стоимость проезда тем, что сегодня столичный транспорт окупает себя лишь на 45% и что для выведения его на самоокупаемость талончики и жетоны должны стоить по 2500 рублей.
 
Если сравнить стоимость проезда в городском общественном транспорте в Минске и в столицах граничащих с Беларусью стран, то оказывается, что у нас действительно самые дешевые талончики и жетоны… Понимая неизбежность упреков относительно величины средней зарплаты в Минске и ее долларового эквивалента, автор спешит заметить: используются официальные данные Национального статистического комитета и Нацбанка, согласно которым номинальная начисленная среднемесячная зарплата по Минску в июле 2011 составила 2 416 098 рублей, а официальный курс доллара 30 августа составлял 5 065 рублей. Пишем. Черный курс валюты и нечто вроде "моей зарплате до средней далеко" – держим в уме. 
 
Столица
Стоимость одной поездки в метро или в наземном общественном транспорте
(в нац. валюте)
Средняя зарплата
(в нац. валюте)
 
Количество поездок на одну зарплату
Средняя зарплата в долларах
Стоимость одной поездки в долларовом эквиваленте
Минск
900 рублей
2 416 098 бел. руб.
2684
477
0,17
Москва
28 рублей
40776 руб.
1456
1412
0,96
Киев
2 гривны (метро)
1,5 гривен
 
4171 гр.
2085
2780
 
521
 
0,25
0,18
Рига
0,5 лата
452 лат.
904
926
1,02
Вильнюс
2 лита
2107,7 лит.
1053
888
0,84
Варшава
2,6 злотых
3600 злотых
1384
1250
0,90

Кто ездит воЛЬГОТНО

Кажется, это ж при этакой дешевизне государство еще и определенные льготы на проезд умудряется сохранить. Ай-да мы, ай-да социально ориентированное государство! Но давайте для справедливости тогда не выпускать из виду и то, что в граничащих с Беларусью странах – тоже есть льготы на проезд, а кое-где даже более ощутимые, чем у нас.

Итак, Минск. В Законе "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" четко прописано, кто имеет право на бесплатный проезд. Для городского транспорта – 17 категорий, среди которых есть дети до 7 лет, ветераны и инвалиды войны, Герои труда, блокадники, инвалиды 1-й и 2-й групп и другие. Студенты и пенсионеры по возрасту, как мы знаем, "выпали" из льготных категорий еще в 2008-м. К большой радости родителей, не так давно получили право на бесплатный проезд минские школьники.
 
В Москве пенсионеры, наряду с другими категориями граждан, имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, московским студентам выдаются социальные карты, по которым они могут ездить в транспорте, оплачивая лишь 30% от полной стоимости проезда. То же самое – со школьниками и учащимися средних специальных образовательных учреждений.

В Киеве стоимость проезда одна из самых невысоких. При этом право на бесплатный проезд в метро и наземном транспорте – у 37 категорий населения. В этом списке многодетные семьи (три и больше детей), люди без права на пенсию, участковые врачи и медсестры, школьники и – внимание - кандидаты на пост президента.
 
Огромный список льготников в столице Польши. Ознакомиться с ним можно на сайте Администрации городского транспорта города Варшавы. Из неожиданного для нас: бесплатным проездом пользуются в том числе дети из семей, в которых четверо и больше учащихся в возрасте до 20 лет на содержании родителей. Бесплатно ездить могут опекуны детей-инвалидов (не только в момент сопровождения инвалида, как у нас, но и, к примеру, по пути за ребенком-инвалидом в школу). В числе тех, кто имеет право на льготный проезд – сонм сотрудников предприятий "Администрация городского транспорта", "Городское автобусное предприятие", "Варшавские трамваи", "Варшавский метрополитен" вместе с супругами, детьми, пасынками и падчерицами…. Отдельно упоминаются и автомобилисты, которые оставляют свои личные транспортные средства и пользуются общественным транспортом в День без автомобиля. 50-процентную скидку на проезд имеют студенты (до 26 лет), гимназисты, школьники, воспитанники художественных школ (до 21 года); пенсионеры и инвалиды до 70 лет; аспиранты; судьи и прокуроры в отставке, а также безработные, участвующие в программе "Шанс трудоустройства".
 
В Риге проезд в общественном транспорте обходится в 0,5 лата. Оплата осуществляется при помощи специальной карточки (е-талона) на определенное число поездок. С е-талона специальное устройство прямо в транспорте считывает информацию, "отнимая" каждую использованную поездку. Интересно, что почти всем, кому гарантирован бесплатный проезд в рижском транспорте, е-талон нужно иметь при себе (кроме дошкольников и полицейских "при исполнении"). Бесплатно в Риге ездят, к примеру, ученики младших классов, родители многодетных семей с 6 и более детьми, неработающие пенсионеры в возрасте до 75 лет и работающие - старше 75 лет. Школьникам 5-12 классов, воспитанникам училищ, студентам-очникам полагается 60-процентная скидка. Та же льгота – одному из родителей 3-5 детей, а также педагогам общеобразовательных, спортивных, музыкальных и художественных школ на один вид транспорта в рабочие дни.
 
В Вильнюсе бесплатный проезд положен очень немногим гражданам. Так, пассажирам можно ехать с детьми до 7 лет, не оплачивая за них проезд (если ребенок не сидит на отдельном кресле). Кроме детей, правом бесплатного проезда пользуются контролеры. С 80% скидкой могут ездить инвалиды 1-й и 2-й группы, лица в возрасте 70 лет и старше, а также другие льготники. Право на 50-процентную скидку имеют, к примеру, студенты и дети от 7 до 10 лет. Кроме того, в некоторых случаях муниципалитеты возмещают транспортные расходы для школьников и студентов.
 
Система оплаты городского транспорта у многих наших соседей четко дифференцирована и зависит не только от того, к какой категории пассажир относится (льготник или не имеющий права на скидку), но зачастую и от того, в какое время суток покупается проездной билет, сколько пересадок планирует делать его владелец и от многого другого. Электронный билет, о котором мечтают на каждой пресс-конференции представители КУП "Минсктранс", у западных соседей уже внедрен. Вероятно, "индивидуальный" подход к пассажирам вкупе с достаточно высокими зарплатами и оправдывает дороговизну проезда "у них". А нам пока только и остается, что радоваться: у нас "дешевле". И отдавать 900 рублей за талончик, на котором написано "600", потому что транспортники уже сообразили: новые печатать при постоянно меняющемся тарифе – лишняя трата таких нелишних нынче денег… 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-45%
-10%
-80%
-40%
-50%
-50%