1. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  2. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  3. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  4. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  5. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  6. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  7. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  8. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  9. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  10. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  11. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  12. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  13. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  14. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  15. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  16. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  17. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  18. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  19. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  20. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  21. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  22. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  23. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  24. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  25. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  26. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  27. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  28. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  29. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  30. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак


Алексей Вайткун,

Прием документов в профессиональные лицеи Минска продлен до 1 сентября, так как учреждения профессионально-технического образования столицы пока укомплектованы только на 88%.



Такие данные в прямом эфире TUT.BY-ТВ сегодня озвучила Елена Семченко, главный специалист комитета по образованию Мингорисполкома. О популярных профессиях, новых специальностях и проблемах среднего специального образования мы поговорили не только с Еленой Викторовной, но и с Инессой Кузьминой, директором Минского государственного профессионального лицея № 5 транспортного строительства.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (14.36 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Почему продлили прием документов?

Елена Семченко: В сущности, у нас существует такая традиция на протяжении последних лет: для учебных заведений, которые не успевают укомплектовать группы, мы продлеваем срок подачи документов до 1 сентября. Это нормально. Некоторые еще не успели сориентироваться или не поступили в высшие учебные заведения. У них есть возможность попасть в наши учебные заведения.

На основании заявлений, которые уже были поданы, скажите, какие специальности сегодня наиболее популярны, какие – наименее? С чем это связано?

Елена Семченко: На сегодняшний день у нас подано 88% документов от плана набора. Конечно, есть популярные и менее популярные профессии. Из года в год у нас пользуются успехом такие профессии, как проводник пассажирского вагона, кассир и помощник машиниста в колледже железнодорожного транспорта. Балл поступления очень высокий: на одно место претендует 2-3 человека.

С чем вы связываете популярность этой профессии?

Елена Семченко: Наверное, это романтика железных дорог. Молодых людей манят поездки в разные города и страны. Большим успехом пользуется профессия парикмахера в Лицее № 4. Пользуются успехом специальности банковской сферы, где балл поступления достигает 9. Там довольно большой конкурс. В этом году в колледже монтажных и подъемно-транспортных работ открыта новая интегрированная профессия – слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории Б, международные перевозки. На эту специальность в этом году было свыше 2 человек на место и проводилось тестирование.

Какие профессии были менее популярны?

Елена Семченко: Еще есть места в группах Лицея № 8 перерабатывающей промышленности на специальности "Технология обработки морепродуктов и рыбы", "Обвальщик мяса", "Прядильщик, швея". Меньшей популярностью пользуются строительные специальности, которые требуют тяжелого труда. Например, "Каменщик и монтажник строительных конструкций". Хотя профессия маляра, штукатура, облицовщика, плиточника у нас очень популярна в этом году.

Наверное, это можно связать с тем фактором, что зарплата строителя очень хорошая.

Елена Семченко: Конечно, ребята очень серьезно подходят к выбору профессии, особенно по строительной специальности.

Наверное, в Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства есть свой рейтинг самых популярных и наименее популярных специальностей?

Инесса Кузьмина: Елена Викторовна уже сказала, что набор на специальность "Отделочные работы" завершен. Также завершен набор на профессию "Электромонтажник". Очень много документов подано на специальность "Охрана пожарной безопасности" для МВД. Но там их проверяют на надежность, поэтому им до сих пор выдают направления, но набор осуществляется.

В этом году у нас открыта новая специальность. Мы единственное учебное заведение в республике, которое будет готовить ребят по специальности "Проходчик на поверхностных работах" для "Минскметрострой". Они обратились к нам с такой просьбой. В 1977 году мы начали подготовку на эту специальность, удовлетворили их потребности и прекратили набор. В этом году совместно с "Минскметрострой" мы провели большую подготовительную работу, потому что этих специалистов опять не хватает.

Какие еще новые специальности открыты в средних специальных учебных заведениях?

Елена Семченко: В лицее № 12 строительства в этом году будет открыта новая специальность "Укладчик напольных покрытий". В Лицее № 6 приборостроения открыта специальность по вентиляции и кондиционированию. В колледже легкой промышленности и торговли появилась специальность "Агент по снабжению". Хотя это для нас не новая специальность, но для данного учебного заведения новая. В колледже кулинарии у нас появилась возможность обучения официанта, кондитера со знанием иностранного языка. В колледже электроники появилась специальность "Мехатроника". Информационные технологии растут, и отношение к машиностроению меняется. Появляются новые станки, новое оборудование. Чтобы управлять им, нужны квалифицированные специалисты.

Насколько легко открыть новую специальность?

Елена Семченко: Сначала определяется потребность, изучается спрос и предложение, новые направления и тенденции. Затем проходят мониторинги по определению перспективности той или иной профессии. Потом начинается серьезная работа по учебно-программной документации. После утверждения появляется новая специальность.

Сколько должно пройти времени от идеи до ее воплощения?

Елена Семченко: Это зависит от энергичности. Но это возможно сделать в течение года.

Инесса Кузьмина: С момента обращения предприятия, которому нужны кадры, может пройти год. Мы разрабатываем всю учебную программу и документацию, готовим материальную базу, мастеров. Если это новая специальность, то мы отправляем мастеров на курсы переподготовки. Мы сотрудничаем с организациями - заказчиками кадров. Они помогают нам оформить кабинеты, мастерские, могут прислать нам специалиста, который преподавал бы нам предмет спецтехнологии. Так что в течение года мы в состоянии начать новую подготовку.

Что вы можете посоветовать тем, кто еще не определился с выбором новой профессии?

Инесса Кузьмина: Ребята, которые не определились или не поступили в другие учебные заведения, приходят в комиссию и плачут. Я всегда им советую не расстраиваться. Самое главное в этой жизни – научиться работать руками. Вы никогда не останетесь без средств к существованию. Вы можете потом продолжить обучение. Всегда ценится специалист, который умеет что-то делать своими руками. Людям с профессионально-техническим образованием открыты двери любого колледжа, любого вуза. Этот специалист всегда будет востребован на рынке труда больше, нежели выпускник школы.

Елена Семченко: Я хотела добавить, что сегодня у нас есть хорошая возможность интегрированного обучения. Пример - колледж электроники. После успешного получения технического образования учащийся может получить в том же колледже среднее специальное образование. А потом он может пойти на 3 курс университета. У нас есть договоры, благодаря которым наши ребята успешно получают высшее образование.

Где можно получить полную информацию о подаче документов, учебных заведениях?

Елена Семченко: На сайте комитета по образованию Мингорисполкома на главной странице в новостях есть информация об учебных заведениях и специальностях, на которые осуществляется набор. Там можно узнать, какой средний балл поступления. Дается полная информация об учебном заведении, контактные телефоны. А вообще вы можете обращаться непосредственно в отдел профессионально-технического образования по тел. 226 46 41.

Какие вопросы возникают сегодня у абитуриентов при подаче документов?

Инесса Кузьмина: Основные проблемы возникают по поводу прохождения медицинской комиссии. Дети могут к нам не попасть по состоянию здоровья. А вообще во все учебные заведения перечень документов одинаковый. Это справка о составе семьи, свидетельство об образовании, медицинская справка, фотографии. Во все лицеи города в этом году нет тестирования, все принимают на основе конкурса аттестатов. Главное, пройти медицинскую комиссию и быть годным для обучения в наших учебных заведениях.

Елена Семченко: У каждого учебного заведения есть свой сайт, там можно найти всю информацию. Там есть координаты, фотографии, видео.

Подорожало ли обучение в этом году и насколько?

Елена Семченко: Престижным специальностям, существующим на бюджетной форме обучения, есть возможность обучаться и на платной основе. Например, некоторые люди не проходят по конкурсу в торговый колледж, но потребность в этих работниках очень большая. Ежегодно мы получаем заявки базовых предприятий на подготовку этих специалистов. Мы идем ученикам навстречу: несмотря на контрольные цифры приема, мы открываем платные группы. В стоимость обучения входит фактическая стоимость затрат на обучение одного учащегося. В среднем сумма обучения составляет от 250 до 300 тыс. в месяц. У нас инструкции Министерства образования, на основании которых определяется стоимость обучения.

Инесса Кузьмина: В прошлом году в нашем лицее мы открыли курсы. Ребята не прошли по конкурсу на специальность "Пожароохранная сигнализация", и 20 человек мы взяли на платное обучение. Мы дали им документ государственного образца и всех трудоустроили. Но обучали мы их всего лишь 6 месяцев.

А сколько обучение длится обычно?

Инесса Кузьмина: 10 месяцев. Обучение в прошлом году стоило 200 тыс. в месяц. Но есть преимущества нашего платного обучения. Наши ребята проходят теорию в течение двух месяцев, за остальное время мы их трудоустраиваем на платные места. И они зарабатывают гораздо больше, чем платят. Получается такой процесс самоокупаемости.

Предусмотрены ли системой подготовительные курсы?

Инесса Кузьмина: У нас в лицее нет подготовительных курсов, но такое практикуется.

Елена Семченко: Наша система профессионально-технического образования насчитывает 25 учебных заведений, в числе которых 10 профессионально-технических колледжей, 2 колледжа уровня среднего специального образования (колледж электроники и сферы обслуживания) и 13 профессиональных лицеев. Чтобы подготовить ребят к поступлению, мы открываем подготовительные курсы. Информацию об этом можно получить в учебном заведении и на сайте любого учреждения образования.

Насколько сегодня высок уровень преподавателей? Хватает ли вам кадров?

Елена Семченко: В учреждениях профтехобразования сегодня работает более 1700 педагогов. Это 700 мастеров производственного обучения, более 700 преподавателей. 70% из них имеют высшее образование. 70% людей работает более 10 лет. Текучесть кадров у нас сравнительно низкая. Хотя есть определенные проблемы. Иногда у нас не хватает мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин.

Где вы их ищете?

Елена Семченко: Ищем в учебных заведениях, на предприятиях. У нас 113 базовых предприятий, с которыми мы тесно сотрудничаем.

Инесса, расскажите о преподавателях своего лицея.

Инесса Кузьмина: Сегодня в лицее нет ни одной вакантной единицы. В этом году в городе проходил конкурс на лучшую учебную мастерскую, в котором мы заняли первое место. В номинации "Молодой учитель" мы заняли 5-е место. В номинации "Мастер года" - 2-е место, в номинации "Преподаватель года" - 5-е место. Это говорит о том, что уровень наших преподавателей очень высок. Конечно, сегодня есть проблема в высококвалифицированных кадрах. Все-таки в лицее люди получают зарплату не такую, какую они могли бы получать, работая на производстве. Но у нас мастера производственного обучения не уходят, у них богатый опыт.

Может, им нравится преподавать.

Инесса Кузьмина: Конечно, к детям привыкаешь. Есть мастера, которые не отправляют своих учащихся в бригады кадровых рабочих, а создают свою группу и идут с ними на объект. Мастера обучают людей прямо на производстве. Так делают каменщики, отделочники, озеленители. Конечно, мастер не только учит работать, но и воспитывает. Это призвание, поэтому люди работают по 20-30 лет. Есть и мастера с одной записью в трудовой книжке. Преподаватели тоже уходят редко.

Елена Семченко: Наш мастер производственного обучения Евлашевская Светлана, которая успешно работает в колледже кулинарии, заняла первое место в республике в конкурсе "Мастер года". Это тоже о многом говорит.

Какие вопросы в системе профессионально-технического образования вам сегодня еще предстоит решать?

Елена Семченко: Конечно, всегда есть вопросы, но они решаемые. Один из проблемных моментов – это трудоустройство выпускников-инвалидов. Мы стараемся их трудоустроить, постоянно держим с ними связь.

Их не хотят брать?

Елена Семченко: Не то что не хотят, их просто сложно устроить. Бывает, первоначально, когда мы набираем группы, мы уже имеем договоры. Мы стараемся работать в этом направлении, но вопросы все равно возникают.

Инесса Кузьмина: В нашем лицее также есть такая группа, она обучается год и 10 месяцев на маляра-штукатура. Там учатся ребята с особенностями психофизического развития. Я хотела бы поблагодарить наших заказчиков кадров, наших базовиков, которые не отказываются брать наших ребят после окончания учебного заведения. Есть единичные случаи отказов. Мы разговариваем с людьми, убеждаем, что степень болезни этих детей не настолько высока, чтобы они не могли работать, что им тоже нужно работать и зарабатывать. При трудоустройстве мы просим отдать их в бригаду, где бригадир с пониманием отнесся бы к этому ребенку. И сегодня мы трудоустроили всех, у нас нет ни одного ребенка, который остался бы без работы, будучи годным к ней. Бывает, к нам поступают годные к обучению, а к работе они уже не годны. Это тоже проблема.

Вы предупреждаете, что могут быть сложности с трудоустройством?

Инесса Кузьмина: Мы узнаем об этом поздно: мы направляем их на работу, а организация направляет их на медкомиссию. Это трагедия для ребенка, потому что он проучился два года зря. Поэтому медицинские работники должны подходить к этому вопросу очень серьезно уже на момент подачи документов.

Но и абитуриенту надо понимать, что за профессию он выбирает и подходит ли он для нее по состоянию здоровья?

Инесса Кузьмина: Безусловно. Но все мы люди, иногда срабатывает человеческий фактор. Когда к тебе приходит ребенок и ты понимаешь, что ему надо где-то зацепиться, проучиться два года, ты все-таки пишешь, что он годен к обучению, не указывая, что он не годен в дальнейшем к этой работе. На работе никто не станет рисковать, брать на себя ответственность. Например, пишут, что ребенок не годен для работы на высоте, и по специальность маляра-штукатура ребенок уже работать не может.

Елена Семченко: Хочется выразить надежду, что в ближайшем будущем будет решен вопрос по созданию учебных центров для людей с ограниченными возможностями. Чтобы эти люди получали хотя бы какие-то профессиональные навыки, а не сидели дома. Такой опыт уже есть в зарубежных странах, к примеру, в Германии. Хотелось бы помочь этой категории населения.

Существует такой стереотип, что высшее образование – это настоящее образование, а среднее специальное образование - нет. Что вы можете сказать в защиту своих студентов?

Инесса Кузьмина: Сегодня ко мне приходят ребята, которые уже получили среднее специальное и высшее образование. У нас не запрещено получить профессионально-техническое образование, получив среднее специальное и высшее. Я задаю вопрос, почему они приходят. Некоторые получили платное образование, но не могут трудоустроиться. Сегодня на рынке очень нужны рабочие руки. Поэтому, получив одно образование, ребята идут к нам и получают рабочую специальность. Потому что надо как-то жить и зарабатывать, и к нам идут и юристы, и экономисты. Никогда не было зазорным уметь работать руками.

Елена Семченко: Наши учебные заведения стараются привлечь к себе как можно больше учащихся. Создаются разные формы обучения: вечерние, заочные. Мы плодотворно работаем со службой занятости, у нас обучаются и безработные граждане.

То есть сегодня есть все возможности обучаться, в любое время, любым специальностям – было бы желание.

Инесса Кузьмина: К нам поступают ребята с нестабильным материальным положением, проблемами в семье. Мы предоставляем им бесплатное питание. Ребята в столовых получают полноценный обед. Мы их трудоустраиваем. После 1 курса они идут на производство, работают и уже зарабатывают деньги. Это неплохая поддержка семье. На третьем курсе обучение практически все время проводится на производстве. Ребята зарабатывают большие деньги. Я сегодня на экзаменах спросила молодого мастера отделочных работ, какая у него была зарплата за последний месяц. Он сказал: 2 млн 200 тыс. руб. У нас даже преподаватель не всегда получает такие деньги. Это хороший стимул: после школы проучиться 10 месяцев и потом зарабатывать деньги.

Конечно, обучение, учебники, питание, спецодежда бесплатные. Я считаю, у нас масса бонусов для того, чтобы эти два года не задерживаться в школе. У нас они могут получать то же образование, но со специальностью. У нас есть все общеобразовательные предметы, что и в школе. Дети получат специальность, но выпустятся на год позже.

Ребята подрабатывают и летом. К нам идут ребята, которые уже настроены на работу. Поэтому пусть те, кто не поступил, не расстраиваются.

Елена Семченко: У нас очень интересно учиться. Как только начинается учебный год, начинаются конкурсы профессионального мастерства, слеты, выставки, мероприятия внутреннего масштаба. Ребята заканчивают учебные заведения и поддерживают с нами связь. Они вспоминают учебу как самое лучшее время в их жизни.

Возвращаются ли ваши выпускники в качестве преподавателей?

Инесса Кузьмина: Конечно. Возвращаются преподавателями и мастерами производственного обучения. У меня несколько таких примеров, когда к мастеру на группу возвращается его же ученица.

Елена Семченко: В наших учебных заведениях обучают по всем направлениям сфер деятельности. У нас 65 специальностей, и мы обучаем по 179 квалификациям. Того, кто не устроен и чувствует необходимость себя найти, мы приглашаем в наши учебные заведения. Я думаю, эти люди не пожалеют.

Инесса Кузьмина: После окончания учебных заведений системы профтехобразования мы стопроцентно трудоустраиваем. Это гарантия того, что молодой человек получит работу. А это сегодня, по-моему, очень важно.

TUT.BY – мы в курсе всех дел…
-30%
-18%
-21%
-49%
-5%
-20%
-12%
-15%
-50%
0073023