Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В выходные многие столичные ларьки вывесили объявления: "С 1 июля не работаем".

Нас закрывают, так что покупайте всего и побольше, рапортовали продавцы торгового ряда, чьи киоски стоят на самой окраине города, в спальном районе.

"Печально это", - вздохнула продавец фруктов. "Мы пока работаем, но ходят слухи, что овощами-фруктами скоро разрешат торговать только в сезон".

Как говорят предприниматели, чей ларек "убирают", а чей "оставляют", они узнавали просто: звонишь в исполком, если налог заплатить надо значит еще работаешь, если говорят не платить закрывают.

В итоге из трех тысяч "объектов мелкорозничной торговли" (киосков, ларьков, лотков) в Минске после 1 июля останется лишь около половины.

Как пояснили "Комсомолке" в Мингорисполкоме, по-прежнему будут работать коммерческие киоски на остановках (их "уборку" отсрочили до 1 января 2005 года), мини-кафе быстрого питания (в которых можно перехватить хот-дог или пиццу) и цветочные павильоны (но только те, где есть вход во внутрь, то есть привычные палатки с цветами все-таки уберут).

Останутся на минских улицах и лотки с овощами-фруктами. Правда, зелень-фрукты минские власти разрешили продавать на лотках лишь в тех местах, где по близости нет магазинчика с плодово-овощным отделом. Если же яблоки-лимоны в магазине есть, палатки придется переносить в другое место. Кстати, торговать фруктами с лотков будут лишь сезонно – с марта по декабрь. В январе-феврале за натуральными витаминами придется отправляться на рынок.

КСТАТИ: Как рассказали в пресс-службе Мингорисполкома, останутся на минских улицах и те ларьки, чьи хозяева подготовили проекты на строительство павильонов или принимают участие в строительстве торговых центров.

А зачем убирают киоски?

Официальная версия: Для "улучшения эстетического уровня городской среды, наведения должного порядка при размещении и функционировании объектов мелкорозничной торговли, повышения культуры обслуживания населения" (из решения Мингорисполкома №17 от 15 января 2002 г.).

Версия "КП": Средняя рентабельность минских продовольственных магазинов – меньше одного процента. И как бы нелепо это не звучало, "мелкорозничная торговля" для них конкурент. И убрать конкурента куда проще "по решению Мингорисполкома", чем завлекая покупателя, например, отменным сервисом.

Считалка "КП": Один ларек приносит городу около 700 тысяч в месяц
Как рассказал "Комсомолке" предприниматель, чей киоск работает на остановке, в месяц он платит 150 евро единого налога (последний раз оплачивать пришлось по курсу 2416 рублей). Так как в ларьке продаются импортные, в том числе российские и украинские, товары, налог повышается в 1,5 раза, то есть вырастает до 225 евро. Кроме этого хозяин киоска платит 35 тысяч рублей на развитие района, 28 тысяч – за вывоз мусора, отчисляет около 50 тысяч в Фонд социальной защиты. Получается 656 тысяч в месяц зарабатывает для города один ларек. Если представить, что такую же сумму отдает городу каждый объект мелкорозничной торговли, то после первого июля Минск лишится 984 миллионов рублей в месяц.

А вам мешали киоски?

Может, и есть в Минске горожане, которых искренне возмущал неэстетичный вид киосков с шоколадками и пивом, но мне таких встречать не доводилось. Зато доводилось других. Нервничающих в очереди за единственной пачкой жвачки в большом супермаркете. Требующих пива из холодильника в местном гастрономе. Пытающихся купить гигиенические прокладки или сигареты после 21.00 в своем микрорайоне. Сравнивающих цены на пакет сока в киоске и в магазине...

Думаю, по-настоящему радоваться исчезновению этих "язв с лица города" могут лишь работники сотен не приносящих прибыль магазинов, куда окрестные старушки приходят лишь за хлебом и молоком. Волей-неволей в эти не радующие ни глаз, ни кошелек торговые заведения потянутся лишенные права выбора покупатели.

А что касается эстетики, то обычному покупателю очень трудно найти принципиальную разницу между внешним видом киоска с продуктами и киоска, например, с газетами. Ни в Германии, ни в Польше, ни в Бельгии этих отличий никто не ищет: там вполне прижились табачные киоски с бакалейной мелочевкой. Лично мой эстетический вкус вполне устраивает вид любимых фруктовых леденцов "Старберст" и пива "Славутич" в работающем до 23.00 киоске недалеко от дома. Устраивает куда больше, чем полное отсутствие каких бы то ни было леденцов в вонючем магазине по соседству или то же самое пиво, но на 500 рублей дороже, в "ночнике" за две остановки от дома...

Ульяна БОБОЕД, Инна КОЧЕТКОВА
,