Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Министр обороны Сергей Иванов заявил, что в течение ближайшего года Россия и НАТО планируют "заключить меморандум по использованию военно-транспортной авиации большой грузоподъемности при урегулировании кризисов", где будут оговорены и финансовые вопросы.

Сергей Иванов сделал свое заявление в ходе проходящей в Брюсселе встречи министров обороны стран–членов НАТО. Таким образом, министр озвучил решение рабочей группы НАТО Strategic Airlift по выбору авиатехники, которая должна поступить на эксплуатацию альянса до 2004 года. Из слов Иванова следует, что страной-поставщиком авиатехники выбрана Россия.

Одновременно с заявлением Иванова испанский министр обороны Федерико Трильо неожиданное заявил, что Испания в связи с недавней катастрофой украинского самолета Як-42 над Турцией не войдет в консорциум 12 стран НАТО, созданный для аренды украинских "Русланов" Ан-124-100.

"Испания не присоединится к консорциуму до тех пор, пока не завершится расследование причин гибели в Турции 26 мая украинского самолета Як-42", – заявил Федерико Трильо на встрече министров стран НАТО в Брюсселе. Напомним, на борту этого самолета, арендованного Испанией при посредничестве НАТО, из Афганистана на родину возвращались 62 миротворца. Все они погибли.

В концсорциум стран НАТО, выразивших готовность арендовать самолеты других стран "с правом покупки", входят Канада, Франция, Германия, Дания, Греция, Венгрия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Польша, Португалия и Турция.

Вместе с тем, генсек НАТО Джордж Робертсон отметил, что отсутствие стратегической транспортной авиации является для стран альянса главным препятствием при осуществлении миротворческих и иных операций в дальних странах. По словам Робертсона, "если мы не сможем перебрасывать войска на дальние расстояния, то мы не сможем выполнить свои обязательства".

Как уже писала "Газета.Ru", в июне НАТО должно было окончательно определиться с выбором военно-транспортной машины. Потребность альянса в данной технике объясняется тем, что выпуск европейского военно-транспортного самолета А400-М, которыми планирует пользоваться НАТО, начнется не ранее 2008 года. Поэтому альянсу необходимо на некоторое время восполнить существующий дефицит техники.

У НАТО был выбор между американскими С-17 и российско-украинскими "Русланами". Как следует из слов Сергея Иванова, выбрали все-таки "Руслан".

Видимо, выбор был сделан с учетом того, что 10-летний лизинг шести самолетов (столько, сколько хочет НАТО) С-17 оценивается в $1,5 млрд, а шести самолетов Ан-124-100 – в $1 млрд. К тому же у C-17 меньшая грузоподъемность. Хотя, по мнению некоторых экспертов, выбор пал не на американские самолеты потому, что рабочую группу по выбору техники возглавляли немцы, которые находятся не в лучших отношениях с США после войны в Ираке. Именно немцы и создали эту рабочую группу, так как большую часть транспортных перевозок в НАТО обеспечивает Германия. Главный вопрос теперь – где российское Минобороны возьмёт "Русланы" для сдачи в лизинг НАТО.

Сейчас Ан-124-100 есть в парке украинской авиакомпании "Авиалинии Антонова" и российских компаний "Полет" и "Волга-Днепр". В ВВС России "по табелю" значится 26 самолетов Ан-124 (не все в работоспособном состоянии).



Заседание совета Россия–НАТО на уровне министров обороны прошло сегодня в штаб-квартире Североатлантического альянса. Для участия в его работе в Брюссель ...



С 1997 года Украина и НАТО сотрудничают согласно подписанной ими Хартии об особом партнерстве. Украина обязалась в скором времени обеспечить для альянса "стратегические авиаперевозки", однако потребности НАТО в шести "Русланах" украинцы полностью удовлетворить не смогли бы. А теперь, после катастрофы украинского Як-42 с испанскими миротворцами, НАТО может временно охладеть с авиационному сотрудничеству с Украиной, на что, скорее всего, и намекал испанский министр обороны.

Что касается российских ВВС, то военные уже высказывали желание продать или сдать в аренду несколько "Русланов". Так, в начале нынешнего года о готовности купить у ВВС "Русланы" заявляла авиакомпания "Атлант-Союз", а авиакомпания "Полет" получила от ВВС и переоборудовала четыре Ан-124.

Хороший шанс получить контракт от натовцев, как уже отмечала "Газета.Ru", есть у крупнейшего эксплуатанта Ан-124-100 – группы компаний "Волга-Днепр". Сейчас на ульяновском "Авиастаре" для нее достраивают новый Ан-124-100М. Этот самолет оснащен новым бортовым оборудованием, к тому же за счет усиления конструкций планера грузоподъемность увеличена со 120 до 150 тонн. Еще один Ан-124-100 в стандартной модификации достраивается в Киеве на КиАПО.
0058648