Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


Белорусы смотрят, слушают, читают… И не доверяют тому, что видят, слышат и читают. Парадокс? Не парадокс, а общественное мнение!

В апреле этого года Независимый институт социально-экономических и политических исследований провел очередной национальный опрос общественного мнения (методом face-to-face interview было опрошено 1 488 респондентов от 18 лет и старше, ошибка выборки не превысила 0,03). Некоторые вопросы касались положения средств массовой информации в сознании населения.

Как следует из результатов опроса, в отношении телевидения в сознании белорусов произошли коренные перемены. Например, в сознании рядового гражданина фактически исчез из информационного пространства "Первый канал" (экс-ОРТ). О том, что его смотрят, заявили лишь 13% опрошенных. А ведь год назад "Первый канал" уверенно лидировал с 95%. Первое место заняло Общенациональное телевидение — его смотрят 73,1% населения страны.

Хотя на самом деле "Первый канал" никуда не пропал — белорусы продолжают смотреть "Слабое звено", "КВН" и "Что? Где? Когда?". Однако первая кнопка уже не ассоциируется большинством зрителей собственно с "Первым каналом". В их восприятии это уже ОНТ, белорусский канал, логотип которого сменил некогда привычную "единичку" в правом верхнем углу телеэкрана. Несмотря на то что собственная продукция ОНТ ограничивается сегодня лишь пятью выпусками новостей в день и тремя еженедельными получасовыми программами ("Выбор", "Контуры", "Не только о футболе").

Таким образом, влияние российского телевидения — и прежде всего его новостных программ — на Беларусь значительно уменьшилось. Конечно, ОНТ пока не может полностью заменить информационный блок "Первого канала" своим продуктом. Но наиболее важные информационные и аналитические программы "Первого канала" ("Однако", "Времена") в настоящее время либо вообще недоступны белорусским телезрителям, не имеющим спутниковой антенны или кабельного телевидения, либо оказались отодвинутыми на крайне неудобное время. Их место в прайм-тайм заняли собственные выпуски новостей, где все политические акценты расставлены, естественно, в соответствии с пожеланиями белорусских властей. При этом в сетке вещания остались все популярные развлекательные программы, — они по-прежнему привлекают миллионы зрителей, а самостоятельно производить подобные передачи сравнимого качества ОНТ пока не в состоянии.

Похожая ситуация с радио, что, в принципе, закономерно — "точка" белорусского государственного радио есть практически на каждом предприятии и в каждом доме, тогда как составляющие основную конкуренцию госрадио FM-станции весьма ограниченны в территории вещания и в подборе новостей. Поэтому рейтинг белорусского государственного радио — 15,6%, радиостанции "Сталіца" (единственной государственной FM-станции) — 14,2%, а единственного ближайшего конкурента, радио "Би-Эй" — 10,6%.

То же самое — с газетами. "Советскую Белоруссию — Беларусь Сегодня" читают, по данным НИСЭПИ, 23,7% населения страны. В традиционных лидерах оказываются "Комсомольская правда в Белоруссии" и "Аргументы и факты в Белоруссии" — 21,2% и 11,7% читателей соответственно. Остальные издания не дотянули даже до пятипроцентного рейтинга.

Однако тот же самый опрос НИСЭПИ утверждает, что у населения резко повысился рейтинг доверия к… независимой прессе! Которую, исходя из предыдущих выкладок, читает совершенно мизерный процент населения. Причем, по данным НИСЭПИ, индекс доверия независимых СМИ впервые достиг положительной величины (+0,102), и превысил индекс доверия государственных СМИ (+0,078)!

За почти пять лет, исходя из того же опроса, численность доверяющих государственным СМИ практически не изменилась (в 1998 году им доверяли 41,8% населения, сейчас — 45%). А вот количество тех, кто доверяет негосударственным СМИ, выросло в 2,2 раза (19,6% тогда и 43,8% сейчас).

Получается, что белорусы верят в то, чего в глаза практически не видят. Да, правильно сказал недавно шведский политик Урбан Алин — "страна-загадка"…

Есть еще один любопытный момент. Столько раз президент делал выволочку правительству за повышение цен да коммунальных платежей, столько раз эти сцены повторялись, цитировались, комментировались в государственных СМИ... А народ все равно считает, что за дороговизну несет ответственность президент! Согласно НИСЭПИ, 53% респондентов полагают, что в повышении квартплаты виноват глава государства и только 32% — что правительство, которому президент и устраивал публичные разносы.

Можно, конечно, принять все это как парадокс. Но скорее это подтверждает замечательную фразу братьев Стругацких: "Народ сер, но мудр!". Власть, создав огромную пропагандистскую машину, все равно не добивается желанного эффекта. Сколько она ни говорит "халва" — слаще никому не становится. При этом большинство избирателей прекрасно знает, кто по действующему законодательству принимает ключевые кадровые решения и, соответственно, отвечает за отсутствие этой самой "халвы".

Сергей ПУЛЬША