Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Прошедшая на днях в Минске международная конференция "Экономическая трансформация в Беларуси и роль международных донорских организаций" еще раз подтвердила тот факт, что зарубежные финансовые институты заинтересованы в предоставлении финансовой помощи Беларуси.

По самым скромным подсчетам, при определенных условиях уже в течение ближайших пяти лет Беларусь могла бы получить миллиард долларов. Реальность же такова, что сегодня Беларусью привлекаются суммы, в 5-6 раз меньшие, чем те, которые теоретически возможны. Прокомментировать ситуацию мы попросили доктора Джона СКЭМПЕРА экономиста региональной миссии Агентства США по международному развитию (USA ID).

— В выступлениях участников конференции констатировалось, что помощь Беларуси могла быть большей, если бы наше правительство проводило экономические реформы. Что значат реформы в вашем понимании?

— Я думаю, что первым шагом на пути реформ могла бы быть дальнейшая монетарная и финансовая стабилизация, Беларусь достигла в этом направлении достаточно большого прогресса. Но в то же время инфляция остается самой высокой среди стран СНГ. И на макроэкономическую стабилизацию, ту, которую уже удалось осуществить, очень отрицательно может повлиять необходимость возврата ранее взятых кредитов. Вторая сфера, которую я бы хотел упомянуть в этой связи, — это приватизация. Правительство в этом направлении сделало определенные шаги, и был достигнут определенный прогресс, но по-прежнему существует правило "золотой акции", которое сохраняет государственный контроль за деятельностью предприятий. На это можно смотреть двояко. С одной стороны — как на какую-то дополнительную возможность, с другой — как на проблему. Если бы это правило было отменено, то Беларусь в очень скором времени могла бы иметь такую же высокую долю частного сектора, как и в других странах и регионах. Третья сфера, на которой я бы хотел остановить внимание, — приватизация и независимость банковской сферы. Большая часть банковской системы по-прежнему находится в руках государства. В некоторых случаях выдача кредитов осуществляется по указанию правительства. В то время как в свободной рыночной экономике выдача кредитов осуществляется только из соображений бизнеса.

Это те три сферы, в которых правительство могло бы что-то сделать достаточно быстро. Четвертая сфера, преобразования в которой требуют гораздо большего времени, — сфера регулирования бизнеса в целом. Это более сложное направление, потому что оно включает в себя больше блоков правового характера. Если бы правительство Беларуси заявило о своей готовности пересмотреть подходы к регулированию сферы бизнеса в целом, то международные финансовые организации-доноры восприняли бы это положительно.

— На официальном уровне неоднократно заявлялось, что реформы в Беларуси пускай и медленно, но идут, и что это именно тот путь, который необходим для белорусского государства. Обоснованна ли такая точка зрения, ведь Беларусь находится в окружении стран, осуществляющих экономические реформы, проповедуя несколько иные принципы?

— В ходе конференции выступающие неоднократно говорили о так называемом белорусском парадоксе. Под этим мы понимаем то обстоятельство, что в некоторых аспектах белорусская экономика является более эффективной, нежели экономика (опять же в отдельных аспектах) других стран региона, которые в своем реформировании пошли гораздо более быстрыми темпами. На мой взгляд, это объясняется тем, что в 1991 году после распада СССР Беларуси достался в наследство, если так можно сказать, более продвинутый капитал. По сравнению, к примеру, с той же Украиной. Связано это с тем, что в 80-е годы прошлого века советское руководство пришло к пониманию того, что капиталы, физические и денежные, должны быть модернизированы. И Беларусь явилась в каком-то смысле лабораторией по проведению этой модернизации. Это были реформы. Но надо обратить внимание на то, какую цену заплатит Беларусь за неосуществление экономических реформ в дальнейшем. Я понимаю, что сегодня существует серьезная проблема с основными фондами предприятии, и я понимаю, что в течение ближайших лет их модернизацией придется серьезно заниматься. И Беларуси в этом случае понадобятся как прямые инвестиции извне, так и предприятия, которые могли бы эти инвестиции использовать. И это произойдет только в том случае, если более глубокими станут экономические реформы.

— Ваш экономический прогноз для Беларуси на 2003 год?

— Я думаю, что сейчас происходит некое региональное укрупнение, и Беларусь, Украина и Россия подают признаки экономического роста. В то же время мне кажется, что Беларуси придется очень сложно на пути привязки национальной валюты к российскому рублю, поскольку условия для слияния двух валют по-прежнему не созданы. Кроме того, в серьезную проблему превратится субсидирование предприятий за счет долгосрочных кредитов. В перспективе возникнут сложности с сохранением той макроэкономической стабильности, которая сегодня достигнута. Это в свою очередь создаст проблемы и для банковской сферы. В то же время считаю, что в ближайшие год-два экономика Беларуси может оставаться на плаву, однако с течением времени проблемы, если не проводить реформы, будут только усиливаться.

Беседовал Сергей Гончаренко, "БДГ"
,