Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


30 апреля исполнительный совет директоров МВФ опубликовал подробный отчет об основных аспектах экономической политики Беларуси и страновой доклад "Республика Беларусь: избранные аспекты". Подобные документы являются своеобразным отчетом фонда о работе с одним из своих членов. В отличие от посланий, которыми в последнее время потчует нас белорусская власть, аналитика от МВФ гораздо более профессиональна и откровенна.

Похвала авансом, но без реверансов

После проведения ряда консультаций с белорусскими экономическими властями, сбора и обработки большого количества материалов эксперты фонда дали свою оценку текущей ситуации в Беларуси и спрогнозировали два сценария развития ситуации в стране. Первый основан на предположении о неизменности проводимой экономической политики. Второй представляет собой оценку развития экономики в случае начала реформ. Как известно, попытки заглянуть в экономическое будущее Беларуси - дело крайне неблагодарное и весьма спекулятивное, но в складывающейся ситуации некоторые тенденции видны вполне рельефно.

С точки зрения экспертов МВФ, правительство РБ достигло определенного прогресса в экономической политике. "В последние два года белорусские власти добились ощутимого улучшения в ряде сфер. В энергетическом секторе был сокращен объем перекрестного субсидирования и значительно увеличена доля компенсаций затрат. Продолжилась ценовая либерализация, и был принят новый документ о регистрации малых предприятий. В прошлом году был предотвращен кризис пенсионной системы путем принятия сильных и непопулярным мер. Инфляция продолжает снижаться, продолжая тренд предыдущих лет". На фоне отрицания системных реформ МВФ все труднее находить позитивы в экономической политике РБ. Безусловно, надо снимать перекрестное субсидирование, но также необходимо проводить реструктуризацию, снимать с балансов промышленных предприятий социальную инфраструктуру, запускать процедуру банкротства и начинать приватизацию. Сделав один шаг в нужном направлении, власти РБ не сделали массу иных, непозволительно долго засидевшись на старте. Похвала же экспертов фонда по ценовой либерализации, регистрации и пенсионной реформе явно выдана авансом. Повышение цен на товары и услуги все еще надо регистрировать, а продавать товары, пусть и неликвидные, ниже себестоимости не решится ни один директор. И совсем непонятно, о каких сильных и непопулярных мерах говорит фонд в случае с пенсионной реформой. Сокращение пенсионных обязательств и количества льготников, повышении ставок пенсионных сборов? Все эти меры только обсуждаются в контексте существующей государственной монопольной системы. Без бюджетных дотаций Фонду социальной защиты белорусские пенсионеры будут массово переходить черту бедности. Принятие пожарных мер по обеспечению текущих пенсий за счет других бюджетных источников с трудом можно классифицировать как сильный ход. Но фонд от реформаторского безрыбья с радостью поддерживает робкие попытки Минтруда и соцзащиты сделать систему социальной поддержки адекватной возможностям госбюджета.

Пружина противоречий сжимается

Список негативных явлений в белорусской экономике значительно длиннее позитивных. "Беларусь продолжает иметь самую высокую инфляцию в странах СНГ. Этот показатель является результатом слабой макроэкономической политики и является одной из причин потери внешней конкурентоспособности. Финансовая система неустойчива, и особо вызывает сожаление то, что снова возобновилась практика директивного кредитования предприятий правительством. Упразднение таких кредитов было главным достижением Программы мониторинга специалистами фонда в 2001г.". Таким образом, правительство всего лишь два года смогло продержаться в условиях относительно жесткой фискальной политики - и не выдержало. МВФ предупреждает, что "прогнозы властей на 2003г. и слишком оптимистичны, и недостаточно амбициозны. Темпы роста реального ВВП заметно превышают аналогичные показатели основных торговых партнеров. Уровень иностранных инвестиций также кажется неправдоподобным. Более того, текущие темпы снижения инфляции входят в противоречие с запланированной привязкой белорусского рубля к российскому с 1 января 2004г."

Эксперты фонда вновь подчеркивают, что решение о привязке к российскому рублю и время полного перехода на деньги России - это "принципиально политическое решение, которое должны принять белорусские власти". И далее: "В настоящее время белорусский рубль переоценен. Потеря конкурентоспособности по причине роста реальной стоимости белорусского рубля, что имело место в течение последних 18 месяцев, оказало влияние на рентабельность предприятий и привело к налоговым долгам и задержкам с выплатой зарплаты". С сентября 2001г. по конец февраля 2003г. рубль подорожал на 20% в реальном выражении по отношению к доллару США и на 6% к российскому рублю.

Правительству надо бы срочно принять меры по восстановлению конкурентоспособности реального сектора. Если белорусский рубль привяжут к российскому, то сделать это будет еще сложнее, потому что в среднесрочной перспективе рубль РФ будет дорожать. Таким образом, монетарная политика остается самым главным объектом внимания фонда. Из 13 пунктов оценки текущей ситуации шесть посвящены денежно-кредитной политике, которая пока не поддается эффективной фискальной и институциональной координации. Вместо того чтобы обвинять МВФ чуть ли не в социальной диверсии, белорусским властям следовало бы внять его предупреждению: "Если на данном этапе монетарная и фискальная политика не станет более жесткой, а рубль в реальном выражении продолжит дорожать, привязка 2004г. может стать причиной тех социальных потрясений, которые власти пытались избежать, проводят градуалистскую политику в 1990-х".

За что боролись, на то и напоролись. Российский рубль может стать тем рыночным "кнутом", которого так боятся белорусские власти. Но если все реформы ограничатся только переходом на российский рубль, то, как предупреждает МВФ, это "может углубить слабость банков" в РБ.

Ярослав Романчук, "Белорусская газета"