Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Социальные льготы сократить, некоторые привилегии оставить только для малоимущих, пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Такие заявления сделал Александр Лукашенко 14 мая на рабочем совещании по вопросам упорядочения социальных льгот и оказания социальной поддержки населению.

Руководитель страны наконец дошел до истины, которую уже несколько лет белорусским властям пытаются доказать многочисленные зарубежные эксперты. А может быть глава государства решил в очередной раз сделать из лимона лимонад: набрать очки на том, что электорату никогда не нравилось. Высказывания Лукашенко, сделанные на сегодняшнем совещании, поражают правильностью и выверенностью. Так, по сообщению БЕЛТА, президент назвал неприемлемым то положение, что в десятимиллионной стране почти семь миллионов людей живут за счет других.

В 2003 году, по его словам, на финансирование социальных льгот предусмотрено выделение из бюджета порядка 520 миллиардов рублей. Тут, впрочем, руководитель страны америку не открывает. О необходимости сокращать число льготников постоянно говорили эксперты Всемирного банка, и МВФ. Не по силе небогатому государству нести такое большое бремя социальных трансфертов. Но говорилось это и год, и два назад. Почему же только теперь мы спохватились?

Ответить на этот вопрос нетрудно: с каждым годом у государства становится все меньше ресурсов для того, чтобы создавать иллюзию роста благосостояния. Зарплаты повысить пообещали, но денег на это очевидно нет. Значит, нужно высвободить какую-то долю государственных, бюджетных денег, дабы не попасть впросак. Удобнее всего это сделать за счет сокращения льгот. Вот и подводится идеологический фундамент под грядущую ликвидацию привилегий. Президент на совещании, в частности, заявил, что в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, все якобы поддерживают предвыборные заявления и программные выступления о необходимости наведения порядка в этой сфере, но когда дело доходит до конкретных мер, затрагивающих конкретных граждан, некоторые начинают возмущаться. Александр Лукашенко подчеркнул, что "необходимо набраться мужества и принять решение упорядочить льготы и привилегии", многие из которых были введены еще в сталинские годы. "Эти льготы перешли с советских времен, а источников финансирования не осталось. Мы прекрасно понимаем, что идем на непопулярные меры, но если сохраним существующее положение дел, то экономика страны просто развалится", — сказал президент.

Вот такие дела. Оказывается, льготы для пенсионеров и малообеспеченных появились еще в сталинские годы. А может быть, в скобках спросим, к этим "многим" льготам относятся и некоторые дотации ликвидаторам аварии на ЧАЭС и жителям загрязненных районов? Кстати, за счет последних государство успешно справляется с задачей сокращения числа привилегий еще до того, как эта задача была поставлена. Перечень загрязненных населенных пунктов каждых три года сокращается, вместе с ними и число льготников. Но не важно, что эти населенные пункты намного чище не становятся, а их жители почему-то болеют чаще, чем в первые постчернобыльские годы. Ведь нужно же наводить порядок в системе социальных трансфертов, или где?

Чтобы его высказывания прозвучали убедительнее, президент сослался и на международный опыт. У нас ведь любят при любом удобном случае на заграницу кивать. Он отметил, что отход от советской практики предоставления льгот наблюдается на всем постсоветском пространстве. В то же время во многих странах льготы провозглашаются, но реально не предоставляются. По мнению президента, нельзя декларировать то, что не может быть обеспечено государством. Поэтому в Беларуси следует четко определить конкретные категории населения, которые будут обладать льготами, и конкретные льготы, которые государство будет гарантированно предоставлять.

Вот и приблизительный перечень тех, для кого льготы в будущем сохранятся: инвалиды, дети-сироты, пенсионеры, а также Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, ветераны и участники Великой Отечественной войны. При этом льготами должны реально пользоваться только те, кому они предоставлены, подчеркнул Лукашенко. Президент убежден в том, что такие меры позволят предотвратить распыление бюджетных средств, направляемых на социальную поддержку населения. При этом он выдвигает жесткое требование: высвобождаемые в результате упорядочивания льгот деньги будут направлены только на реализацию социальных программ (ремонт школ и больниц, закупку медицинского оборудования, строительство станций обезжелезивания воды и др.). Все эти принципы положены в основу проекта Закона о государственных социальных льготах и гарантиях, который разработан правительством. Президент поручил еще раз просчитать экономические последствия принятия этого документа, а также учесть прозвучавшие в ходе совещания предложения и проработать проект с депутатами Палаты представителей Национального собрания. Планируется, что законопроект будет рассмотрен парламентом в текущем году. Вместе с тем глава государства особо подчеркнул, что речь ни в коем случае не идет о тотальном сокращении государственной помощи — все действительно нуждающиеся в той или иной форме получат ее. Поэтому по требованию президента в пакете с законопроектом об упорядочении социальных льгот подготовлен проект постановления правительства об оказании адресной социальной помощи населению. Как вид государственной поддержки такая помощь была введена несколько лет тому назад, однако ее система пока не сформировалась. В проект, в частности, по предложению правительства введена и такая норма: государство будет оказывать соответствующую помощь, если доход членов семьи ниже 60 процентов прожиточного минимума. Но при этом будут учитываться все виды доходов граждан — наличие имущества, транспорта, подсобных участков.

В целом, идеи разумные, и критиковать правительство за стремление сократить социальные трансферты некорректно. Но как быть с другими льготами, которые доставались, достаются и будут доставаться многочисленным чиновникам, депутатам и блюстителям правопорядка? Этих-то не трогают.

Юлия ШАРОВА
0058648