Марина Шкиленок,

Число верующих, желающих поехать в паломничество по святым местам, растет ежегодно. Отрадно, что среди паломников много молодых людей, которые очень ответственно и с полной серьезностью относятся к такому путешествию. В чем различия между религиозным туризмом и паломничеством? Какие направления сейчас популярны?



На эти и другие вопросы в нашей студии отвечал Виктор Попов, кандидат богословия, сотрудник Синодального паломнического отдела Белорусской православной церкви. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (12.74 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Буквально за час до встречи с вами мы общались с молодыми людьми, которые ездят в поездки. Они называют это своеобразным паломничеством, хоть и нерелигиозным. В чем отличия между религиозным туризмом и паломничеством?

Отличия налицо: туризм – это поездка с развлекательной и познавательной целью, а паломничество – это духовная работа. Церковь рассматривает паломническую поездку как часть духовно-религиозной жизни человека. Люди ездят не с целью отдохнуть, а с целью посетить святые места, помолиться, поклониться святыням и подготовить свою душу к исповеди и причастию.

То есть паломничество не означает посмотреть на церкви, сфотографироваться и пойти дальше.

Это означает не только это. Конечно, экскурсии, посещения, знакомства с историей присутствуют. Но главной целью паломничества является участие человека в богослужении. Люди едут для того, чтобы помолиться в святых местах, причаститься, попасть к святым иконам, мощам угодников Божиих, очиститься в святых источниках.

Какие люди сейчас ездят в паломничество? Как они изменяются из года в год? Много ли их?

Людей много. В паломничество ездят самые разные люди. К паломническим поездкам, которые организует церковь, и религиозному туризму наблюдается огромный интерес. Это свидетельствует о возрождении интереса к духовной жизни общества в целом. Наш центральный церковный паломнический отдел в Беларуси своим приоритетным направлением деятельности считает привлечение к паломничеству более широких слоев населения. Эти люди находятся только на пути к храму. Они могут поехать, познакомиться с жизнью церкви, задать свои вопросы.

Ездят люди разных возрастов, в том числе и молодежь. Но костяк составляют люди пожилого возраста. Я бы разделил группы на несколько категорий. Бывают поездки, которые организованы от прихода. Тогда с прихожанами ездит батюшка. Все люди в таких группах знают друг друга, общаются, целенаправленно собираются поехать в такое паломничество. Бывают сборные группы, туда записываются одиночки. В храме или интернете человек встречает информацию о поездке. Заинтересовавшись, он записывается туда. Эти группы наиболее популярные, особенно поездки по святыням России, Украины. В поездке раскрываются характеры, от этого получается большая польза.

Есть ли верующие люди, но на самой начальной стадии веры? Как они воспринимают такие поездки?

Конечно, есть. Хорошо воспринимают. Сопровождая группы в паломнических поездках, я всегда говорю, что паломник не от слова "поломать". Они не приезжают побуянить, все поломать, не требуют сервиса, экскурсий. Паломник от слова "пальмовник", "пальма". Вспоминается традиция вербного воскресения, когда в Средние века первые европейские путешественники стали посещать Иерусалим. Вспоминая вход Господень в Иерусалиме, евангельские события, предшествовавшие распятию Христа, они несли в руках пальмовые ветви. Отсюда и пошло слово "пальмовник": человек с молитвой, особым духовным настроением приходит к святыне.

Паломничество сохраняется независимо от того, какие люди туда идут, иначе паломничество просто не будет таковым. Мы едем молиться к святыням, а экскурсии на втором плане. Люди, которые попадают в такую поездку впервые, как правило, воспринимают ее с огромным интересом. У них появляется много вопросов о церковных традициях, правилах поведения в храме. Мне хочется верить, что это помогает человеку прийти к вере, осознать духовные истины и сделать новый шаг к храму.

Очень многие скептики отмечают, что в подобных поездках экскурсовод или сопровождающий навязывает свои взгляды, втягивает человека в церковь. Хотя, может быть, этот человек поехал посмотреть на святые места из чистого интереса.

Разве это плохо? Человек знает, куда он едет: с православными верующими по православным святыням. Если он хочет, он может поехать с католиками. Он может поехать и на светскую экскурсию с отдыхом на природе. Никто никого не заставляет, никакого давления не оказывает. По крайней мере, мне о подобных случаях неизвестно. Это сугубо добровольное дело.

Верующие люди считают, что если ты попал в автобус с паломниками, то это не случайно. Помню, мы приехали на Валаам, в Валаамский монастырь, который находится на острове. Это удивительный уголок природы. В прошлом году мы приехали туда большой паломнической группой. Нас встретил гостиничный послушник Михаил. Группа в основном состояла из женщин. Он им сказал: "Наверное, вы думаете, что приехали сюда сами: купили билет, заплатили. А вас сюда позвала Божья Матерь и святые". Взгляд церковного человека несколько другой: человек никуда не попадает случайно. Особенно в святые места, где происходят чудеса, исцеления, находятся великие святыни православной церкви, иконы, мощи святых.

Вы везете людей, чтобы показать им святыни, чтобы они приобщились, помолились. А сами люди едут только затем, чтобы помолиться? Ведь помолиться можно в церкви. Можно поездить по Беларуси.

По Беларуси тоже есть паломничества.

Но если ехать куда-то далеко за границу? Это тяжелая дорога, люди зачастую едут больные. Зачем они едут? Они действительно верят, что там их исцелят?

Конечно, верят. Паломничество – это очень древняя духовная традиция. Обычно она совершается в дни Великого поста. Сегодня первый день Петрова поста. Я поздравляю с этим посетителей портала TUT.BY, которые будут нас смотреть и читать. Сегодня у нас начинается большое паломничество. Сегодня вечером с группой паломников я еду на Соловки, в Соловецкий монастырь на Белом море. Это очень тяжелая 10-дневная поездка на автобусе. Это маленький духовный подвиг. Прежде всего, это на пользу души и тела. Святыни, которые мы увидим во время поездки, привлекают своей огромной духовной силой.

Правильно говорят некоторые священники, что люди ездят далеко, а в свой родной храм не заходят. Там тоже есть иконы с частицей мощей святого. Надо начинать с маленького: тут тебе и Иерусалим, и Святая земля в твоем родном храме. Каждое воскресенье у тебя паломничество в храм. Конечно, если есть силы и возможность, то паломничество – это хорошее и полезное во всех отношениях дело.

Какие направления популярны среди паломников?

Обо всем рассказывать не хватит времени, потому что направлений много. Но я бы разделил их на три группы. Можно начать с того, что поближе. Мы выезжаем за пределы Минска, и в нескольких километрах могила святой Валентины Минской. Не надо далеко ехать, это совсем рядом.

Я знаю, что там всегда много людей.

Людей очень много, это популярное место. Это тоже маленькое, но паломничество. Мы ездим по святыням Беларуси, в разных направлениях, областях, епархиях. У меня есть книга, которая поможет человеку, который захочет поехать по святыням Беларуси. Она называется "Дорогами православной Беларуси" и опубликована издательством Белорусского экзархата. Книга достаточно объемная, с цветными иллюстрациями, фотографиями святынь, икон, монастырей. Она составлена с участием материалов, собранных паломническим отделом Минской епархии. Информация удобно разбита по епархиям, и в каждой есть свои святыни.

Кто писал туда статьи?

Там разные авторы. Материал собран на основе различных публикаций, отредактирован специально для этой книги, которая является справочником.

Справочник довольно объемный, такой в дорогу не возьмешь. Есть ли справочник меньше форматом?

Бывает и форматом поменьше. Третье направление - это дальнее зарубежье. Это поездки на Святую землю, по святыням Европы. Там тоже есть православные храмы и монастыри. Понятно, что возникают дополнительные сложности, потому что чем больше границ тебя на пути, тем сложнее их пересечь.

Как валютный кризис отразился на желании паломников поехать за границу?

В паломничестве деньги не главное. Они нужны, только чтобы оплатить путевые расходы.

Понятно, что это не главное, но все-таки они нужны.

Я желаю всем, кто хочет отправиться в паломничество, чтобы такая возможность у них была. Если человек искренне хочет поехать на святое место, Господь ему поможет и с валютой, и со здоровьем, и со свободным временем, несмотря ни на какие жизненные перипетии.

Немаловажна роль экскурсовода. Насколько я знаю, люди, которые часто ездят в паломнические поездки, даже выбирают себе человека, который будет их вести по этим местам. Как экскурсовод формирует отношение паломника к святыням? Человек готовится поехать в святое место, он читает информацию об этом. Мои знакомые ездили в паломнические поездки, иногда очень хорошо отзывались об экскурсоводах, а иногда говорили, что он чего-то недосказал.

У нас не туристические операторы. Наши поездки организованы церковью, это совсем другая область. Кроме того, что я сопровождаю паломников, я сам являюсь гидом Национального агентства по туризму и провожу экскурсии. Я понимаю, какая ответственность лежит на экскурсоводе: этот человек знакомит со всеми пунктами маршрута. Но в паломнической поездке это не главное. Там может даже не быть экскурсовода в нашем привычном понимании. Паломники молятся, с ними часто едет священнослужитель. Перед причастием они сразу исповедаются, в автобусе читают молитвы. Конечно, мы обращаем внимание на исторические места, через которые проезжаем. Сейчас мы отправляемся на Соловки. До них посетим святыни Новгородской земли, несколько монастырей Новгородской епархии, потом посетим монастыри в Карелии. Везде очень много святынь, истории. Конечно, хорошо, когда человек может что-то узнать. Но если экскурсия забивает все остальное, это уже не паломничество.

Почему это плохо? Человек поедет в такую поездку, заинтересуется и в следующий раз поедет уже осознанно.

Своим паломникам я стараюсь рассказывать побольше. Но не всем это нравится. Люди хотят побольше молиться и готовиться к богослужению. И это совершенно правильно. Кому-то нужна экскурсия, чтобы он заинтересовался историей православия и потом осознанно пришел в храм, начал причащаться, исповедоваться. А кому-то эта ступенька не нужна. Прежде всего, здесь нужна скорее не экскурсия, а беседа о каких-то аспектах жизни церкви, обсуждение, наблюдение. Можно вместе помолиться, узнать, кто такие монашествующие, как живет монастырь, что было вчера и что изменилось сегодня. Это позволяет найти здравый баланс между составляющим экскурсии и основным содержанием паломничества.

Год назад вы давали интервью на нашем портале. На форуме пользователи задавали вопрос: "Разве не кощунственно брать с паломников деньги? Многие хотели бы поехать в такую поездку, но не у всех хватает средств, а прикоснуться к святыне хочется".

Церковь не занимается бизнесом. Но для того чтобы мы могли поехать в Новгород, на Соловки на 10 дней, нам нужно, по крайней мере, заплатить за работу водителю. Нужны деньги на горючее, на пожертвования людям, которые будут нас встречать, кормить и у которых мы будем проживать. Какие-то разумные суммы нужно при себе иметь. Понятно, что это стоит на втором месте. Как правило, паломнические поездки не отличаются сверхсервисом. Мы не ночуем в пятизвездочных отелях. Мы ночуем там, где Бог дал. Бывают очень скромные условия, и в этом есть своя польза. Помню, мы приехали в Петербург. Там нас положили прямо в нижнем храме на матрасы на полу, рядом с иконостасом. Было тепло, грели батареи. Потом они сказали, что никогда так не высыпались, как на полу храма. В благодатном месте и самые скромные условия идут на пользу человеческой душе.

У пользователя был вопрос по поводу того, есть ли у вас светские экскурсоводы?

Конечно, нет. Откуда они могут взяться, если поездка организовывается церковью? Все сотрудники, которые участвуют в этих поездках, люди церковные. Часто паломнические поездки сопровождает священник.

В век технологического прорыва человечество большими шагами движется вперед. Играет ли во всем это свою роль религия, и какую?

Вопрос напрямую не имеет отношения к паломничеству. Если человек в своей жизни ни во что не верит, то он думает, что надо прожить эту жизнь, ни на что не обращая внимание, получив от жизни максимальное удовольствие. Если у человека в душе есть Бог, если он верит, что его жизнь имеет высший смысл, то каждое его действие, начиная с дома, одухотворено. Паломничества, которые совершает православная церковь, это ступени, которые по воле Божией даются человеку, чтобы он смог сделать свой осознанный шаг к вере.

Люди часто задают вопрос о давлении во время паломнических поездок. Конечно, есть определенная строгость. Когда мы едем в паломничество, у нас довольно строгая дисциплина. Случалось, мы приезжаем в монастырь, выходит паломник, и в одной руке у него бутылка пива, в другой – сигарета. Понятно, что человеку нужно напомнить, куда он приехал, и заставить его задуматься, куда он сейчас пойдет. Лучше покурить за забором и не брать грех на душу. А если идти в монастырь, то надо все оставить в автобусе, одеться как подобает. На территории монастырей есть определенные требования к одежде и мужчин, и женщин. Вовсе не сопровождающий, а сами послушники могут сделать замечание и попросить привести себя в порядок, если человек ведет себя неадекватно. Конечно, эти вещи нужно знать. В паломничестве такое недопустимо.

Вы предупреждаете об этом человека?

Конечно. Но это редкие случаи, потому что в паломничество люди едут осознанно. Даже те, кто воцерковляются, отдают себе отчет в том, что происходит. Они интересуются, как себя правильно вести, как подавать записки, где ставить свечу за упокой и за здравие. Обычно если человек хочет отдохнуть, он едет на озеро. Грань между паломничеством и туризмом не противоречит религиозному туризму. Он тоже нужен и полезен. Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше людей узнавало о святынях. Но паломническая поездка – это сугубо церковное мероприятие, которое сопровождается молитвой, особой паломнической дисциплиной. Паломники готовятся к церковным таинствам, участвуют в богослужении.

Конечно, моменты развлечения тоже нужны, нужно получить радость от того, что мы куда-то выехали и что-то увидели. Но говорить, что паломничество ставит целью заставить человека быть православным неправильно. Это чудо, которое происходит в человеческой душе. Неслучайно люди ездят в паломничество, потому что возле святых икон, мощей они исцеляются от болезней. Вспомнить хотя бы, сколько различных исцелений произошло в нашей Жировичской обители, где находится икона Божьей Матери. Паломничество – это первый, а для кого-то далеко не первый шаг ближе к духовности и вере, встрече с Богом.
-10%
-50%
-20%
-10%
-45%
-20%
-50%