Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Новый порядок выдачи лицензий на предоставление услуг по эфирной трансляции звуковых и телевизионных программ даст государству дополнительные возможности для идеологического контроля. Как известно, распределение частот теперь полностью зависит от вновь созданной Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию. Однако самим вещателям до сих пор непонятно, какими критериями будут руководствоваться ее представители. Многие журналисты выражают опасение, что власти используют процедуру перерегистрации электронных СМИ для "зачистки" частотного ресурса Беларуси.

В Министерстве информации утверждают, что перерегистрация электронных СМИ носит чисто технический характер и ее проведение связано исключительно с переходом ряда полномочий от Министерства связи к Министерству информации. Процедура перерегистрации продлится до 1 июня, а уже осенью, по некоторой информации, все действующие лицензии на право осуществления наземного вещания могут быть отозваны. Дальнейшее распределение частот будет осуществляться на конкурсной основе. Рассмотрением заявлений соискателей и вынесением решений займется, как уже указывалось, Республиканская комиссия по телевидению и радиовещанию. Чтобы понять обеспокоенность негосударственных телерадиокомпаний Беларуси, достаточно вспомнить борьбу "за шестую кнопку", год назад развернувшуюся в России. На частоту, на которой несколько лет вещал канал ТВ-6, претендовало около десятка телерадиокомпаний. Имена людей, от которых зависело принятие окончательного решения, были известны всей стране. В частности, глава Всероссийской телевизионной академии Владимир Познер на часто звучавший вопрос: "Как вы будете голосовать?" — неизменно отвечал: "Строго по профессиональным критериям вещателей".

А вот белорусским вещателям так и не названы критерии, по которым будут осуществляться перерегистрация и конкурсное распределение частот. До сих пор неизвестны и имена тех, кто вошел в Республиканскую комиссию по телевидению и радиовещанию. По неофициальным данным, кроме чиновников Минсвязи и Мининформации в нее включены представители Министерства обороны и сотрудники КГБ. Вызывает сомнение, смогут ли эти люди остаться компетентными и беспристрастными, принимая решения в области формирования вещательной политики в стране.

Независимые эксперты считают, что причин введения тендера на выделение частот как минимум две. Первая — экономическая. Частотный телекоммуникационный ресурс Беларуси, включая пейджинговую и сотовую связь, по приблизительным оценкам, может приносить доход в 300-500 млн. долларов в год. И государство, конечно же, заинтересовано, чтобы этот ресурс использовался на полную катушку. В начале 1990-х стоимость выданной лицензии на право наземного эфирного вещания не превышала 15 минимальных зарплат. По неофициальной информации, которая, впрочем, пока не находит официального подтверждения ни в Министерстве информации, ни в Министерстве связи, в скором времени стоимость лицензии на вещание может достичь 12 тыс. долларов.

Вторая причина — политическая. По оценкам экспертов, негосударственные региональные СМИ охватывают аудиторию в 3,5 млн. человек. Это — больше чем треть населения страны. Всего на 1 января 2003 года в республике было зарегистрировано 129 программ радиовещания и 54 — телевещания. Региональные вещатели принципиально стоят в стороне от "больших идеологических задач", но их роль в вопросах формирования отношения граждан к большой политике трудно переоценить. Рассказывая о местных проблемах (текущих крышах, невыплаченной своевременно заработной плате и скудном ассортименте магазинов), они фактически играют роль "лакмусовой бумажки" не только для местных, но и для центральных властей. Вот почему соблазн "подмять под себя" региональных вещателей огромен. Уже есть информация о том, что представители властей предлагали некоторым региональным телерадиокомпаниям включить в число учредителей местные исполкомы, взамен обещая вещателю стопроцентную гарантию получения частоты. Подобные факты ставят под сомнение прозрачность деятельности Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию.

В настоящий момент Совмин готовит положение о предоставлении права наземного эфирного телерадиовещания на конкурсной основе, которое станет нормативным документом, регламентирующим деятельность комиссии. Разработка этого положения проходит кулуарно, однако утечка информации все-таки произошла.

Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) удалось раздобыть копию проекта постановления. По мнению независимых экспертов, весьма расплывчатыми выглядят нормы, которыми обязаны руководствоваться члены комиссии при определении победителей конкурса. В частности, такие критерии, как "перспективность творческой концепции и основных экономических показателей", "информационное наполнение эфира" либо "компетентность участников конкурса" могут трактоваться двояко. В таком случае на вынесение окончательного решения может повлиять субъективное мнение членов комиссии. Поэтому БАЖ считает, что среди людей, от которых будет зависеть распределение частотного ресурса страны, должны находиться представители Белорусской ассоциации негосударственного телевидения и других республиканских общественных объединений.

В проекте постановления заложено положение о возможности аннулирования лицензии на право вещания по инициативе Минсвязи "по техническим причинам". Как подчеркивают в БАЖе, печальный опыт закрытия радиостанции 101,2 РМ, а также 8-го телеканала не исключает повторения подобных случаев. А учитывая высокую общественную значимость телевидения и радиовещания, подготовка проекта должна осуществляться с участием всех заинтересованных сторон и сопровождаться проведением независимой экспертизы и широкого публичного обсуждения.

Кроме того, как стало известно корреспонденту "БДГ", одно из условий для предоставления частоты — не менее 30% общего объема вещания должно быть посвящено белорусской тематике. Сегодня вещание региональных телеканалов длится 12-14 часов в сутки, при этом программы собственного производства, как правило, составляют 1-2 часа. Как показывает мировая практика, маленькие компании не в состоянии производить собственную продукцию в больших объемах. За основу местные станции берут такие крупные каналы, как Си-би-эс (в России это — ТНТ или Ren ТВ), и "разбавляют" сетку вещания передачами собственного производства. Однако решение властей только на первый взгляд кажется бессмысленным. Первый национальный канал, похоже, боится конкурентов в лице региональных электронных СМИ. И государство, вероятно, ставит целью заставить негосударственные телерадиокомпании ретранслировать продукцию национального ТВ либо его областных студий.

Кроме того, потенциальные участники конкурса на получение вещательной лицензии хотели бы получить полный список частот, находящихся в распоряжении Министерства связи. Это позволит представителям региональных негосударственных телерадиокомпаний реально оценить ситуацию на вещательном рынке. Но в Минсвязи утверждают, что такой информации у них нет. Вопрос о выделении частоты зависит от мощности передающих установок, электромагнитной совместимости и других технических характеристик и в каждом случае решается индивидуально. Это объясняется соотношением спроса и предложения частотного ресурса. С подобной ситуацией столкнулись все развитые страны. Однако там, в том числе в Украине и Литве, его распределение осуществляется по принципиально иной схеме. Ответственность за принимаемое решение возложена на наблюдательные советы, которые формируются из авторитетных в стране людей, и при этом от вещателей не требуют творческих концепций. Все вопросы распределения частот рассматриваются в рамках конституций и законов о печати. А в Беларуси монополия на принятие решений в данном вопросе будет целиком принадлежать Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию. И это фактически закреплено в проекте, разрабатываемом Совмином. Так, например, пункт 4.10 данного документа предлагает участникам конкурса обжаловать решение республиканской комиссии путем подачи заявления... в ту же комиссию. Согласно юридической практике любые жалобы на действие того или иного органа должны рассматриваться инстанциями более высокого уровня либо судом. Впрочем, белорусским властям не привыкать принимать решения, которые не соответствуют общеевропейским стандартам.

Екатерина Ткаченко, "БДГ"
,