Татьяна Тюхай,

С приходом жары нахождение в общественном транспорте хотя бы пять минут стало настоящим испытанием. Белорусы частично уходят в метро, где температура более комфортная. А если деваться некуда, можно ли повлиять на ситуацию без помощи веера и необходимого запаса питьевой воды при себе?

"Исправное состояние оборудования, которое обслуживают работники электромеханической службы, обеспечивает комфортные условия на станциях Минского метрополитена", - сообщили TUT.BY в метрополитене. Кондиционеры в метро есть, но предназначены они для отдельных помещений – не для пассажирских вагонов.

- А измеряется ли температура в метро?

- Есть специальная лаборатория, которая предназначена для выполнения данных задач. Она проводит еженедельный мониторинг.

Так как с итогами этого мониторинга поделиться не захотели ("Все в пределах допустимого"), TUT.BY, вооружившись градусником, отправился измерять температуру в общественном транспорте.

Так, градусник, проехавший в салоне минского метро с закрытыми форточками, показал все 30 градусов. Вполне комфортная по ощущениям температура на станции метро "Московская" упала до 27. В автобусе после 16 часов было "всего" 35,5. А в послеобеденном трамвае отметка градусника остановилась на цифре 39.


Градусник, проехавший 5 остановок в трамвае

Для водителей нормативы есть, а для пассажиров - нет

Как оказалось, сегодня ни один нормативный документ не регулирует температуру в салонах городского общественного транспорта. В Беларуси есть санитарные правила по гигиене труда водителей, есть - по микроклимату жилых общественных зданий, а тех, что касаются температуры пассажирского помещения, нет. Об этом рассказали в Санитарно-эпидемиологической службе Минска. "Есть у нас санитарные нормы и правила для водителей, а отдельных для пассажиров правил нет", - отметили в отделе гигиены труда.

Любопытно, что в постановлении Совмина, которое регулирует правила автомобильных перевозок, а также права и обязанности пассажиров отмечен лишь момент, что в салонах должны включать отопление "при температуре воздуха ниже +5°С или согласно указаниям автомобильного перевозчика".

Отсутствие нормативного акта, регулирующего температуру в общественном транспорте, подтвердили и в Научно-практическом центре гигиены, где разрабатывают санитарные нормы и правила. Появятся ли такие нормы в будущем – пока ответа на этот вопрос нет.

Как рассказал ведущий научный сотрудник Республиканского научно-практического центра гигиены Олег Зезюля, до недавнего времени пассажирское помещение вообще никак не нормировалось. "Периодически вставали вопросы, касающиеся также химической обработки салона, например, во время эпидемии гриппа - как часто обрабатывать автобус, необходима ли дезинфекция", - отметил специалист. Таким образом, "с 2000 года на пассажирское помещение распространили те же нормативы для уровня шума и химического загрязнения, что и для кабины водителям, приняв соответствующий ГОСТ".

Один кондиционер ситуации не изменит

В скором времени вступит в силу документ ЕврАзЭС "О безопасности колесных транспортных средств" (сейчас он находится на доработке). В самом документе предельные и допустимые температуры в пассажирском салоне не оговариваются: "Он только ссылается на другие нормативные документы". Но не исключено, что такой норматив может появиться, если в этом появится необходимость, отмечают в РНПЦ гигиены.

Правда, это может вызвать определенные сложности – как с процессом измерения температуры, так и с тем, каким образом достичь установленных норм (соответствующее оборудование транспорта - необходимые вентиляторы, форточки и т.д.). К тому же, процесс измерения температуры в салоне гораздо сложнее измерения ее бытовым термометром: "Температура как в кабине, так и в салоне оценивается средневзвешенная. Сама стенка разбивается на определенные участки, и в каждой точке многоточечный термометр измеряет температуру. Затем эти данные умножают на соответствующие коэффициенты и получают средневзвешенную температуру". Один кондиционер ситуации не изменит, отмечает Олег Зезюля.

Кстати, о том, что в минских автобусах кондиционеры ставить этим летом не будут, заявили в "Минсктрансе". Как рассказал "Комсомолке" главный инженер предприятия Борис Демидович, оборудовать городской транспорт кондиционерами - это огромные затраты. "Также стоит учесть, что остановки транспорта происходят через каждые 3 - 5 минут, теплый воздух в таком случае все равно будет попадать в салон, и смысл кондиционера будет утерян", - отметил специалист.

К тому же, есть мнение, что с введением норм по микроклимату в салонах для пассажиров, общественный транспорт подорожает в 3-4 раза.
-35%
-24%
-20%
-50%
-50%
-50%
-6%
-10%