Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Олег ГАЛКИН,

Последние тенденции военной моды были продемонстрированы на прошедшей в Минске 24-27 мая выставке “MILEX-2011”. Представленные на ней образцы боевой техники и продукции двойного назначения, может быть, и не так поражают воображение, как разработки американских или японских конструкторов. Однако показать, в каком направлении движется военное дело не только Беларуси, но и всего мира – им вполне по силам.
 
Беспилотная эскадрилья
 
Первое, что вызвало живейший интерес у специалистов, посетивших выставку – это беспилотные летательные аппараты (БПЛА) от белорусских производителей. Стенды предприятий, на которых красовались миниатюрные самолеты, пользовались большой популярностью. Что и неудивительно. Ведь в то время как Минобороны РФ потратило на разработку БПЛА 5 млрд рублей и эти вложения не принесли желаемого результата, Беларуси удалось создать рабочие образцы беспилотников. В середине мая даже было объявлено, что их в нашей стране планируют выпускать серийно и поставлять на экспорт.
 
Впрочем, вклад российских разработчиков в создание белорусских БПЛА тоже имеется. Компания “КБ Индел”, представившая на выставке роботизированную воздушную мишень “Беркут” и роботизированный малоразмерный беспилотный вертолет “INDELA I.N.SKY”, долгое время сотрудничала по ряду проектов с россиянами. Совместное белорусско-российское предприятие “Systemtronics” же и сегодня изготавливает БПЛА, используя потенциал украинских и российских компаний. Свои мини-самолеты также демонстрировали Барановичский “558-й авиационный ремонтный завод”, Военная академия Республики Беларусь и Физико-технический институт НАН Беларуси.
 
Было бы несправедливо сравнивать работу этих организаций с деятельностью кружков по радиомоделированию. Современные БПЛА летают на значительные расстояния, развивают весьма солидную скорость и выполняют достаточно широкий круг задач. Они используются для ведения топографической разведки, картографирования, мониторинга лесных массивов на предмет возникновения пожаров, поиска мест утечки на газопроводе… Спектр военных задач также весьма широк. Ими могут выполняться: патрулирование границы, разведка, подавление радиоэлектронных средств, целеуказание, буксировка мишеней для тренировок зенитчиков, а при наличии на борту стрелкового или ракетного оружия – и ведение боевых действий. Так, например, дальность полета авиационной системы “Чибис” от “Systemtronics” может составлять до 700 км при максимальной скорости в 190 км/ч. Летательный аппарат снабжен видеоаппаратурой, которая передает информацию в режиме онлайн, поддерживая связь в радиусе до 150 км. Такая разработка может быть использована как в военных, так и в мирных целях.
 
Сотрудники Физико-технического института НАН Беларуси рассказали о некоторых особенностях своих беспилотных разработок. Их БПЛА умеют перемещаться в трех режимах. Во время работы в автоматическом режиме летательный аппарат движется на автопилоте по маршруту, который задается с помощью навигационной GPS-системы. При включении полуавтоматического режима гиростатическая аппаратура сохраняет горизонтальное положение аппарата относительно поверхности земли, но у оператора появляется возможность вручную менять курс его движения. При работе в полностью ручном режиме оператору придется учитывать влияние ветра, дождя, снегопада и других неблагоприятных погодных условий, зато в нем он сможет управляемый самолет хоть в мертвую петлю закрутить.
 
Для отработки навыков управления беспилотниками институт разработал специальный симулятор-тренажер. С его помощью оператора обучают летать по приборам и по карте. Программа представляет собой смоделированную 3D-карту местности, по которой обучающийся перемещает виртуальный БПЛА в режиме от третьего лица. В ней можно задать любое время года, суток, различные погодные условия. При отгрузке заказчику этот симулятор в обязательном порядке прилагается в комплекте. Поскольку разбить аппарат во время первого же полета неподготовленному человеку – дело несложное. А стоит он немало. “Комплекс, который состоит из наземной станции, тренажера и двух самолетов с тремя сменными радиомодулями (аудивизионная камера, фотокамера и инфракрасная камера), стоит 200 тысяч долларов. Для сравнения, такой же израильский комплекс стоит миллион долларов, сказал научный сотрудник лаборатории моделирования сложных систем и материалов Физико-технического института НАН Беларуси Владимир Марушко.
 
 













 
Робот на колесах
 
Еще одну знаковую разработку продемонстрировала компания “Белсофт”. Прямо перед входом в выставочный центр стояло нечто, напоминающее перевернутую ванночку на колесиках. Но эта скромная внешность таит в себе отнюдь не скромные возможности. Так под "гражданский объект" замаскировался многофункциональный робот-вездеход “Скарабей”. Еще один беспилотник, только передвигающийся по суше. Впрочем, при необходимости он может преодолевать и водные преграды. Степень его самостоятельности тоже варьируется в зависимости от одного из трех выбранных режимов управления. Передвигаться робот способен как полностью автономно, так и с помощью удаленно расположенного оператора или напрямую управляться водителем.
 
Технически “Скарабей” является самодвижущейся платформой с 10 видеокамерами на борту, которую можно оснастить дополнительным оборудованием, от которого и будет зависеть его дальнейший функционал. Хотя можно задействовать его и просто для разведки. Различные же прожекторы, манипуляторы, коммуникационные узлы и другие устройства позволят использовать “Скарабея” более изощренно. Робот может быть применен в промышленной сфере, в областях, связанных с высоким риском для жизни. Например, при проведении работ на могильниках радиоактивных отходов или устранении последствий аварии на химическом заводе. Перевозка грузов, охранное патрулирование, проведение взрывотехнических работ, тушение пожаров и многое другое также входят в область его компетенции.
 
Во время передвижения по заданному маршруту в автономном режиме “Скарабей” умеет анализировать окружающую обстановку, преодолевать труднопроходимые места и огибать препятствия, которые преодолеть не может. Что особенно полезно во время работы в экстремальных условиях, когда ситуация меняется ежесекундно. Например, в здании во время пожара, когда вокруг все горит и рушится.
 
Согласно представленным ТТХ, максимальная допустимая полезная нагрузка машины составляет 680 кг. Кормится “Скарабей” дизельным топливом, при заливке полного бака рассчитан на 9,5 часа работы. Скорость в ручном режиме по суше – до 45 км/ч, в автономном – до 15 км/ч, по воде – до 7 км/ч.
 
В создании вездехода принимали участие компании из нескольких стран. "Скарабей" – совместный проект разработчиков из Германии, Канады, Китая и Беларуси. Двигатель в нем – от Daihatsu, корпус – китайский. По словам одного из разработчиков, главного конструктора ЗАО “НПП Белсофт” Сергея Бреля, представленный на выставке экземпляр робота – лишь базовая конструкция, но она уже прошла все испытания и готова к коммерческой эксплуатации. “Наработанных технологических мощностей, расположенных как у нас в республике, так и за границей, вполне достаточно, чтобы выпустить их, допустим, 100 штук в месяц”, - сказал он.
 






 
Против “Тигров” и “Пантер”
 
Современным “Тиграм” и “Пантерам” белорусский военпром планирует противопоставить своего представителя из семейства кошачьих. Им станет самоходный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) “Каракал”, экспериментальный образец которого впервые был показан на проходившей в феврале международной оборонной выставке IDEX-2011 в Абу-Даби. Эта боевая машина предназначена для поражения современных и перспективных танков, оснащенных комбинированной, разнесенной, монолитной или динамической броней. Долговременные огневые точки, легкая бронетехника и низколетящие вертолеты – тоже ей по зубам.
 
“Каракал” представляет собой автомобиль с боевым модулем в заднем отсеке. Защищен он легкой многослойной полимер-керамической броней, которая при той же эффективности в полтора-два раза легче стальной. Боезапас машины составляет 12 ракет: 4 – в полной боевой готовности, 8 – в “обойме”. Пусковая ракетная установка может быть смонтирована также на другие платформы, такие как блиндаж или катер.
 
Данный образец, на сей раз уже чисто военной продукции, относится к новому поколению военной техники. Он не только обладает повышенной скорострельностью – четыре ракеты в пусковой установке значительно лучше, чем одна, – но и может похвастаться повышенной мобильностью. (Он ведь на колесах, как-никак.) Выстрелив свой боезапас, “Каракал” способен шустро передислоцироваться, избежав тем самым последствий ответного огня. Прямой контактный бой – не его удел. Подобной тактики раньше придерживались легкобронированные конные лучники степных народов.
 
Особого внимания заслуживает система наведения “Каракала”. В его заднем отсеке нет места для специально обученного человека, который бы занимался ручной зарядкой ракет и наведением их на цель. Все свободное пространство в нем занимает механизм автоматической перезарядки. Теоретически, оператор пусковой установки может сидеть в кабине, справа от шофера. Специально для него там оборудовано автоматическое рабочее место со всей необходимой аппаратурой. Однако управление ракетами может происходить и дистанционно, с помощью специального переносного пульта. Так что наводчик может находиться на некотором расстоянии от машины и при этом эффективно выполнять боевую задачу. Наведение на цель производится с помощью лазера. Стрелку достаточно лишь указать мишень и держать ее под прицелом лазерной указки, а ракета уже сама проложит маршрут до своей жертвы. Кроме того, “Каракал” снабжен тепловизором, так что он может вести боевые действия ночью почти так же эффективно, как и днем.
 
По словам начальника отдела маркетинга и рекламы компании “Белтехэкспорт” Вячеслава Шейды, в своем классе “Каракал” на постсоветском пространстве практически не имеет аналогов. В плане мобильности и скорострельности он схож с российским ПТРК “Гермес”. По типу пускового устройства и системы управления – с также российским “Корнетом”. Вячеслав Шейда также подчеркнул, что данная разработка – почти полностью белорусская. “Броня – наша, механика – наша, все программное обеспечение – наше. Только ракеты используются украинские. И шасси собрано из импортных комплектующих”, - сказал он.
 
 

 






 
Кстати, одна из стран уже заключила контракт на поставку мобильных комплексов "Каракал" белорусско-украинского производства. Об этом сообщил недавно представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета Сергей Гурулев. По его словам, сделка была заключена как раз на 10-й международной выставке IDEX-2011 в феврале. Председатель ГВПК не уточнил, с какой именно страной заключен контракт, лишь отметив, что "Каракал" вызывает живой интерес у представителей различных государств.
 
 
Война через экран монитора
 
Беспилотный летательный аппарат, робот-вездеход и ракетная пусковая установка… Они такие разные, что может быть между ними общего? Но кое-что их все-таки объединяет. Все они, так или иначе, управляются на расстоянии. И с каждым днем подобных боевых систем появляется все больше. Активное внедрение дистанционно управляющих технологий – таков тренд развития современной военной отрасли во всем мире. Он чувствуется во всех промышленно развитых странах независимо от их финансовых возможностей, будь то Беларусь или США.
 
Сегодня оператор пусковой ракетной установки вроде “Каракала” производит запуск ракеты, подключившись к управляющему модулю кабелем. Завтра он будет делать то же самое, но на беспроводной основе. А послезавтра уже шофер сядет рядом с ним из-за своего ноутбука начнет рулить автомобилем. Логика развития подсказывает именно такую эволюцию военной техники.
 
Похоже, в будущем войны все чаще будут вестись через экраны мониторов, что наводит на некоторые ассоциации с компьютерными играми. В значительной степени это будут войны операторов, управляющих боевыми единицами-“юнитами”. На полях боев появится больше техники и поубавится людей-бойцов. Так проще и дешевле даже с точки зрения денежных затрат и ресурсов. Ведь подготовить того же пилота истребителя – это значит потратить много времени на его обучение, сжечь немало горючего, а малейшая пуля или осколочная граната – и… нужно готовить нового аса. А наштамповать множество миниатюрных БПЛА и беспилотных ракетных комплексов – намного быстрее и экономичнее. Да и оператора обучить куда дешевле, чем летчика.
 
Так что многим сегодняшним детишкам, активно режущимся в игры наподобие “World of Tanks” или “ИЛ-2 Штурмовик”, в будущем очень даже пригодятся полученные в детстве игровые навыки. Во всяком случае, Вооруженные силы США уже давно вербуют в свои ряды геймеров. Чем чреват процесс интеграции беспроводных средств связи с современными информационными технологиями и техникой – вопрос отдельный. Но очень хотелось бы, чтобы война не воспринималась солдатами будущего как виртуальное развлечение.