Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Татьяна Тюхай,

В Брестском государственном университете запретили хранить "Доктора Хауса" на рабочих компьютерах. Новые служебные правила ввели после проверки Комитетом госконтроля. Популярный сериал попал в разряд не имеющих отношения к учебно-воспитательному процессу. Оказывается, запретить на рабочем месте могут абсолютно все, что, по мнению руководства, не имеет отношения к работе. Единственное, эти запреты не должны противоречить трудовому законодательству.
 
В числе самых популярных запретов - имеющие отношение к пользованию компьютером и интернетом. Так, могут запретить скачивать какую бы то ни было информацию из Сети, перекрыть доступ к социальным сетям и интернет-дневникам, лишить возможности посещать отдельные сайты. В то время, когда для одних компаний системы мгновенного обмена сообщениями служат для оперативной рабочей коммуникации, в других введен полный запрет на использование ICQ, Skype… А руководитель предприятия вне зависимости от формы собственности может ограничить даже длину юбки своих сотрудниц. Главный аргумент в пользу запретов касается в первую очередь повышения производительности труда.
 
TUT.BY попросил вас, друзья, рассказать, в чем вас ограничивают на работе (если какие-либо ограничения есть). Читателям портала на работе запрещают "не посещать летние спортивные корпоративы", приносить в офис рыбу, работать во время обеда и даже внезапно болеть. Этот список вошел бы в рейтинг самых абсурдных запретов. Но к некоторым из них начальство относится не менее щепетильно, чем к опозданиям или личным звонкам с рабочего телефона.
 
У нас запрещается носить джинсы, кроссовки... Короче, требуется деловой стиль. Запрещено с рабочего телефона по своим делам звонить. А остальное вроде нормально.
 
Запрещают опаздывать и преждевременно уходить без согласования с руководителем, интернет закрыт, открывают только по заявке (аськой и электронной почтой можно пользоваться), игрушек на компах нет, впрочем, не люблю я их, да и некогда.
 
Запрещено не посещать летние спортивные корпоративы и верёвочные курсы. Всем бежать кросс - значит, всем. Хоть сдохни, до увольнения.
 
На административном уровне запрещена инсталляция любых IM (т.е. web-версиями пользоваться можно). Запрещено использование коммерческого ПО без соответствующей лицензии. Остальное можно.
 
У нас запрещены джинсики и кедики с понедельника по четверг, а также приносить на ссобойку рыбу (у финансового шефа очень чуткий нос). Запрещено есть у компьютера и напитки на рабочем месте в незакрытой таре (фирма проставляет чашечки с логотипом и крышкой). Ну а "Доктора Хауса" по-любому ни у кого нет - работы хватает.
 
На прошлой моей работе мрачновато было. Нельзя интернет, нельзя ставить свое ПО на комп, копировать данные на флешку (сколько проблем было из-за этого, т.к. часто нужно было перекинуть большой файл, а у рабочей почты стоит ограничение и нельзя пользоваться личной почтой), нельзя носить юбку чуть выше колена (далеко не мини), нельзя разговаривать по личному телефону при руководителе (уж очень он этого не любил, хотя сам по своим домашним вопросам часами болтать мог), нельзя опаздывать (снимут часть премии), нельзя не отметиться при входе-выходе (пишешь объяснительную), нельзя разглашать информацию о з/п, нельзя задерживаться на обеде, нельзя разговаривать не на рабочие темы опять же при руководителе и, наконец, нельзя не работать сверхурочно.
И если после этого вы решите, что я работала на каком-то "закрытом" предприятии, то вы ошибетесь. Это обычная и довольно известная фирма, которая занимается строительными материалами. Как хорошо, что на новой работе все совсем не так.
 
Хм, у нас периодически возникает мода на всякие запреты (сразу с поправкой на то, что некоторым можно):
- нельзя разговаривать по мобильному телефону;
- нельзя одеть джинсовые шорты до середины бедра - хотя тканевые до середины попы можно;
- нельзя пить чай не за рабочим столом – скажут, не работаешь (за рабочим можно)));
- нельзя не работать, когда работы нет (вообще нет);
- нельзя спросить у бухгалтера, когда будет аванс, премия или зарплата - это ж страшная тайна - особенно, когда их дают раньше, чем прописано в колдоговоре.

А в нашем отделе:
- нельзя пойти и подписать у директора документы - ходит начальник (как же это не сказать директору, что она сама сделала);
- нельзя думать, что начальница ни фига не делает - ну и что, что это правда;
- нельзя говорить на нерабочие темы;
- нельзя говорить на рабочие темы (как это ты что-то спрашиваешь?! раз не знаешь - значит, плохой работник);
- нельзя внезапно болеть - начальник скажет директору, что твой больничный липовый, и ты решаешь личные проблемы;
- нельзя уходить на больничный своими ногами - только когда тебя в больницу кладут;
- нельзя одеться нарядно, или если начальнице кажется, что краше, нежели она, - хана, издеваться будет несколько дней;
- и самое главное - нельзя получать комплименты, особенно о том, что ты хорошо работаешь - мне это стоило двух вырванных зубов (от нервотрепок они за неделю развалились) и чуть не дошло до увольнения.
В общем, обычное предприятие, но просто с глупой начальницей.
 
Никаких запретов и ограничений нет, кроме как быть на работе с 11 до 17.00, однако процесс построен так, что совесть не позволяет не работать, и результат работы отражается на премии. Так что - стимул есть сделать свою работу быстро и качественно, и когда возникает необходимость овертаймов - это воспринимается как должное. Нет никакого нежелания потратить лишних несколько часов на свою любимую работу для компании.
 
А вот у нас (it-компания) нельзя работать в обед. Можно сходить покушать, поиграть в бильярд, настольный теннис. На рабочем компьютере же максимум можно в игры поиграть или посерфить в интернете, а вот доступ ко всем рабочим приложениям блокируется. Кто-то из руководства решил, что для того чтобы хорошо работать, надо обязательно отдыхать в обед. Изначально запрет был принят в штыки, но в итоге все привыкли, втянулись и действительно стали в обед отдыхать, а не корпеть над кодом. И никаких проблем из-за этого не возникает, и проекты делаются в такие же сроки, как и раньше.
 
Комментарий юриста:
 
- Правила поведения работников на рабочем месте определяются трудовым законодательством (и прежде всего Трудовым кодексом РБ), локальными нормативными актами (такими как правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры, соглашения и др.), трудовыми договорами (контрактами), должностными инструкциями.
 
Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем на основании внутреннего трудового распорядка, утверждаемых правительством. При этом следует учитывать, что ПВТР, утверждаемые нанимателем, не могут противоречить трудовому законодательству. Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
 
0058648