Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Екатерина Синюк,

Часто в надежде обрести поддержку и решить мирские проблемы люди обращаются "за советом" к Богу. Причем кому-то достаточно прийти на службу, послушать церковные песнопения да свечку поставить, а кому-то хочется большего: заказать богослужение, освятить себя, свой дом или еще что-нибудь. Корреспондент TUT.BY решил выяснить, что можно попросить у церкви и сколько это стоит.

Как рассказал протоиерей Сергий Лепин, кандидат богословия, доцент Минской духовной академии, пресс-секретарь Минского епархиального управления, чаще всего обращаются с просьбами провести венчание, погребение, крестины, иногда - освящение авто, квартир, домов. Бывает, просят освятить ульи, колодцы и т.д.
 
"Вообще у нас есть чин на освящение всякой вещи, используя которую, вы желаете послужить Господу и ближнему. Освящать вещи можно, но "освятить" - не значит наделить вещь какой-то магической силой, это значит, прежде всего, посвятить ее использование Господу, - говорит он. - Часто люди забывают это и имеют суеверное отношение к такому обряду, как освящение. Освящается прежде всего сам человек, его отношение к этой вещи, его намерения и цели, которые он ставит перед собой в своем служении. В молитвах освящения испрашивается у Бога помощь в использовании вещи на всякое благо - душевное и телесное. Какой смысл освящать, например, дом, в котором никто не молится, или какой смысл освящать машину, которая никогда не возит своих хозяев в храмы и никогда не используется в помощи ближнему?"
 
Он также рассказал, что услуги "развенчания", о которой модно нынче говорить, в православной церкви нет.
 
"Есть понятие церковного развода, но эта процедура никакого отношения к богослужению не имеет. Это делается не в самой церкви, это делает церковь как институт, - объясняет отец Сергий. - Желающие расторгнуть свой церковный брак должны принести свидетельство о расторжении гражданского брака и подать заявление в епархиальное управление с соответствующими указаниями причин".
 
В католической церкви "развенчания" тоже нет: в костеле венчаются раз и на всю жизнь.
 
"Священник при венчании только присутствует и благословляет, венчаются же между собой парень и девушка. Как можно снять божье благословение? Это не вещь какая-то", - говорит ксендз магистр Юрий Санько, секретарь епархиального управления Минско-Могилевской архиепархии. - Если венчание произошло по любви, если всё было прекрасно, а потом молодые разругались от того, что не так кастрюлю помыли, то второго венчания костел не разрешит. А после того как одна из сторон повторно распишется в загсе, то нельзя будет ни исповедоваться, ни причащаться".
 
Однако, конечно, всякое может случиться, люди разводятся и заново женятся. По словам ксендза, чтобы католику заново провести венчание, нужно сначала доказать, что первое венчание было "неважным".
 
"Для этого существует определенная процедура, которую проводит Костельный суд. Он и определяет, важное было венчание или нет. К примеру, если изначально кто-то из сторон утаил какую-то серьезную болезнь, значит, венчание было построено на обмане, - рассказал TUT.BY ксендз Юрий. - На суде есть официал суда, есть тот, кто защищает союз (адвокат), есть тот, кто против. Кроме того, там присутствуют уполномоченные священники, психологи, светские люди, которые имеют на это разрешение. Это большая процедура, она длится не один год. Решение суда обязательно должна подтвердить вторая инстанция. В Беларуси есть Костельный cуд в Гродно и в Минске. Для Минска судом первой инстанции является Минский суд, второй инстанции - Гродненский. В Гродненской епархии – наоборот: суд первой инстанции – в Гродно, а второй – в Минске. Сейчас организуется суд в Витебске. Люди из других городов едут также в Минск".
 
Ксендз Юрий также рассказал, что перед венчанием происходит определенная подготовка: молодые проходят собеседования со священником. Потом священник заполняет протокол, в котором зафиксирован опрос двух сторон. "Священнику необходимо знать всё, чтобы ничего не утаивалось: когда познакомились, сколько вместе и т.д.", - сообщил он.
 
Сколько стоит?

Ксендз Юрий Санько рассказал TUT.BY, что в костелах нет никаких прейскурантов и ценовых ставок.
 
"Есть добровольные пожертвования, например, на храм. Когда службы заказываешь, молебны, тоже нет никаких ставок. Если заплатить нет возможности, ничего и не надо", - говорит он.
 
Отец Сергий Лепин пояснил, что в православных церквях конкретно установленных цен нет, есть "рекомендуемые пожертвования, и то не везде".
"В каждом храме, в каждой местности может быть по-разному. В каждом регионе свои рекомендуемые суммы, можно больше заплатить, можно меньше. Но если вдруг у человека нет возможности заплатить, то никто не вправе требовать денег или отказать в оказании богослужения. Обычно за богослужения вообще делаются добровольные пожертвования", - рассказал он.
 
Однако в одной из минских православных церквей, на вопрос о ценах на услуги ответили так: "Расценки на венчание, на отпевание, на освящение могилы и т.д. зависят от настоятеля. Именно они устанавливают цены". При этом, подчеркнули там, освящать надо всё, даже вещи из магазина. Правда, уточнили, что сделать это можно и самостоятельно: окропить святой водой и проговорить специальные молитвы.
 
Другое, кстати, мнение у католической церкви.
 
"Если кто-то хочет освятить себе оберег, то важно, какой он. Вообще оберег существует единственный: крестик либо медальон с ликом Богородицы. Понятно, что освящаются яблоки, свечи, зерно и т.д. Но это на праздники. Хотя если человек придет и скажет: "Я еду на дачу, освятите мой инвентарь", то священник может благословить его на словах и окропить его святой водой", - говорит ксендз Юрий.
 
При этом, подчеркнул ксендз, очень часто среди людей распространено "сарафанное радио", когда они рассказывают кто, сколько и за что заплатил. "Это неправильно. Мы говорим о пожертвовании, в этом случае каждый жертвует, сколько может", - говорит он.
 
Кстати, как рассказали TUT.BY в мусульманской религиозной общине, люди их веры обращаются за 4-мя основными услугами: за обрядом рождения (детонаречения), обрядом "никях" (обряд бракосочетания), за погребением и за прочтением памятных молитв об усопших. Все услуги предоставляются бесплатно, подчеркнули в общине.
 
"Жадность - грех, который может поражать и священника"

На практике, кстати, зачастую получается так, что священник действительно прямо называет суммы за конкретные услуги, люди обычно платят без нареканий, воспринимая их как возражения самому Богу. Но потом недоумевают: а почему так много?
 
Как рассказала TUT.BY Ольга, которая месяц назад с мужем проходила процедуру венчания в православной церкви, консультации в церкви хоть и были, но носили лишь общий характер.
 
"Каково же было потом наше удивление, когда после венчания, за которое мы также платили по установленной цене, у нас еще с возмущением спросили, почему ничего батюшке не принесли", - говорит она.
 
"Три года назад был на экскурсии в Полоцке. Посещали Евфросиньевский монастырь. Там подавали записки кто за здравие, кто за упокой. Нам сказали: "Жертвуйте 10 тысяч, и только потом возьму записку", - рассказывает один из участников форума TUT.
 
"В православной церкви в г. Узда недавно крестил племянника. При входе справа стоит стойка, а за ней женщина. Там она записала имя крестника и крестных, а после сказала, что с нас 90 000 рублей за крещение... Плюс нужно было еще купить 2 свечи и 4 крестика на шнурке. В итоге заплатил около 110 000 рублей за процедуру, которая заняла около 20 минут", - рассказывает другой участник форума.
 
Рассказывают и другие истории: "Крестили ребенка в католическом храме. Обряд проходил торжественно на "мілагучнай беларускай мове" во время воскресной мессы. Никто даже не заикнулся об оплате. Сами положили, сколько посчитали нужным, в ящик для "ахвяраванняў".
Есть и такие мнения: "Не понимаю, зачем вообще в храм ходить, если денег жалко?!".
 
Однако отец Сергий пояснил TUT.BY, что часто, отвечая на вопрос человека "сколько?", проще предложить какую-то конкретную сумму, видя нерешительность человека.
 
"Человек и священника обидеть не хочет, но и сам не знает, как оно обычно бывает. Если указанная сумма кажется человеку несправедливой или является для него недоступной, или человеку просто жалко денег, то об этом достаточно просто сказать - настаивать никто не будет, - говорит он. – Если же у вас возникли какие-то непонимания в этом вопросе с персоналом, то обратитесь к священнику непосредственно. Бывают и такие службы, участие в которых сопряжено с определенными личными затратами для самого священника (например, транспортные) или которые требуют прямых материальных затрат (иконы, крестики, погребальные покрывала, пр.). Это нужно учитывать. Жадность - грех, который может поражать и священника, но и прихожане-то тоже бывают всякие! Каждый должен поступать по совести".
 
Сегодня церкви почти не проверяют

Как рассказали TUT.BY в Министерстве по налогам и сборам, религиозные организации имеют свои льготы.

"У них нет приема наличных денежных средств за какую-то деятельность, всё - в виде пожертвований, а пожертвования не подлежат налогообложению, - рассказали в пресс-службе. - Сегодня церкви почти не проверяют. У них есть льготы, т.е. освобождение от многих видов налогов, самый главный из которых - освобождение от налога на землю и недвижимость".
 
В Министерстве экономики рассказали, что перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), которые регулируются Советом министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), закреплен указом президента № 72 от 25.02.2011 и постановлением Совмина № 495, однако "в этом перечне цен на товары и услуги приходов нет". А это значит, что цены они формируют сами.
 
В Комитете госконтроля рассказали, что с проверками в церкви тоже не ходят, поскольку в случае чего "у церквей всегда есть вышестоящая организация – Епархия, – у которой работа церкви на жестком контроле".