Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Александра АНТОНОВИЧ,

Среди стран-соседей Беларусь является лидером по количеству министерств и "раздутости" управленческого аппарата. Задавшись вопросом, чем занимается армия чиновников, эксперты "Завтра твоей страны" пришли к выводу, что в ситуации валютно-финансовой нестабильности страна остро нуждается в концептуально ином госаппарате.

Дешевле обеспечить чиновников пособиями, чем зарплатой

По словам председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, на постсоветском пространстве Беларусь занимает одно из первых мест по количеству министерств и чиновников, которые "создают друг другу работу".

- Чрезмерно раздут госаппарат, а об эффективности его работы говорит сложившаяся в стране ситуация, - отмечает эксперт.

Государственная машина в Беларуси неповоротлива. Она не в состоянии гибко реагировать на ситуацию в экономике.

- К тому же нередко чиновники выдают желаемое за действительное. Например, неразумно говорить об экспортоориентированном производстве, если закупается 60-90 процентов импортных комплектующих. Одно дело – отчеты на бумаге, другое – сложившаяся ситуация. Наверное, попытки  чиновников сделать экономику экспортоориентированной были не столь интенсивными, раз страна нуждается сейчас в валюте, как в воздухе, - полагает директор инкубатора малого предпринимательства ЗАО "МАП ЗАО" Марина Найдович.

По мнению эксперта, роль чиновников сводится к доведению прогнозных показателей и разнарядок. Все решается по-советски.

- Вызывают директоров оптовых предприятий и приказывают поставить определенное количество продукции, например, гречки, - рассказывает Марина Найдович. - Но валюты нет, а оптовики ведь не производят крупу, они ее покупают. Пускай бы чиновники походатайствовали насчет валюты на закупку той же гречки. Но у нас они, кроме разнарядок, фактически ничего не дают бизнесу.

Вывод экспертов: самое время сокращать госаппарат, который большей частью способен функционировать именно таким образом, и не тратить на его содержание бюджетные средства.

- Возможно, проще было бы выдавать чиновникам какое-то пособие, чем зарплату? – размышляет Марина Найдович. - У них же зарплаты немаленькие, и этот груз ложится на плечи налогоплательщиков.

Дело не в размере, а в эффективности

По мнению председателя Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского Георгия Бадея, вопрос сокращения численности госаппарата не является первостепенным. Эксперт предлагает проанализировать: чем занимаются чиновники?

- Если они продолжат, как раньше, доводить прогнозные показатели и контролировать их выполнение, то такой аппарат вообще не нужен. Если бы он работал на созидание, на приумножение экономики, может быть, его надо было бы еще и увеличивать в несколько раз. Иными словами, дело не в размере госаппарата, а в его эффективности, - убежден лидер предпринимателей.

Георгий Бадей подчеркивает: если бы работа госаппарата, в особенности тех структур, которые занимаются макроэкономикой, была построена правильно, страна не пришла бы сегодня к валютному коллапсу.

- Пять-десять лет назад надо было предвидеть, куда мы идем, - считает эксперт. - Если этого не видели или видели, но не предпринимали меры, то о какой эффективности госаппарата может идти речь? Возьмем, к примеру, дешевые кредитные ресурсы, которые всем раздавались на строительство жилья на 40 лет под 5 процентов годовых. Конечно, жилье надо строить, но это надо делать за заработанные деньги при поддержке государства. А оно фактически бесплатно раздавало деньги.

По мнению экспертов, кардинальное изменение схемы работы госаппарата вполне реально, и в этом есть острая необходимость. И в Директиве президента № 4, и в указе о Годе предприимчивости говорится, что надо коренным образом все менять. А сделать это невозможно, если оставлять прежний недееспособный госаппарат.

- Зачем он нам в таком виде? Надо быстрее избавляться от него. По крайней мере, будет облегчение нагрузки на бюджет, - резюмирует Георгий Бадей. 
0058648