Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Екатерина Синюк,

После взрыва в минском метро в школах Беларуси усилили меры безопасности. Об этом сообщил TUT.BY главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Владимир Поддубский. 

"Обязательное факультативное занятие"

В частности, рассказал специалист, в школах проводились дополнительные классные часы и часы информирования, с целью рассказать учащимся, как, например, вести себя при террористическом акте.
 
"Мы также просим учителей, которые ведут предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) заострять внимание на этой теме. Каждый год мы готовим инструктивно-методическое письмо по преподаванию этого предмета. В этом факультативном курсе есть направления, связанные с безопасностью дорожного движения, с поведением в чрезвычайных ситуациях, а также и правила противодействия террористическим актам и т.д. В проекте нового письма уделяется особое внимание информированию по поведению при теракте и т.д.", - рассказал Владимир Поддубский.
 
При этом, подчеркнул главный инспектор, "ОБЖ – это не факультатив, а обязательное факультативное занятие для учеников 2-9-х классов, которое обычно проводится после всех уроков и обязательно для всего класса".
 
Однако, отметил он, специальной подготовки учитель ОБЖ не имеет: предмет обычно преподают либо учителя допризывной военной подготовки, либо классные руководители.

Турникеты в минских школах устанавливаются за счет родителей

Как оказалось, в Беларуси также не ведется учет школ, в которых установлена система турникетов.
 
"Таких данных у нас нет и мы их никогда не собирали, - рассказали TUT.BY в секторе развития материально-технической базы и строительства Комитета по образования Мингорисполкома. – В школах турникеты никакими нормативными документами не предусмотрены и за бюджетные деньги такие порталы не устанавливались. На это никогда не выделялось целевого финансирования. Кроме того, в Минске 250 школ и такую информацию надо собирать со всех школ, но для чего, если это не массовое явление? В Беларуси есть только отдельные экспериментальные школы, гимназии, в которых родители проспонсировали установку турникетов".
 
В управлении общего среднего образования Минобразования Беларуси также подтвердили, что на установку турникетов Министерство никаких санкций не даёт, т.е. не выдает на это специального разрешения, но и не запрещает его. "Если родители совместно с руководством школы хотят их установить, то они имеют на это право", - отметили там.
 
Например, в гимназии №2 г. Минска электронная система турникетов действует уже давно, рассказала TUT.BY заведующая по хозяйственной части этой гимназии Наталья Самохина.

"На самом деле турникетная система поднимает уровень безопасности в школах и является более действенной, чем просто контрольно-пропускная система, которая обычно действует, ведь посторонние люди никак не могут пройти внутрь школы, - говорит она. – Попасть внутрь можно либо по карточкам, либо вахтёр нажимает специальную кнопку, если видит сотрудника, и он может пройти без карточки. Единственная проблема в том, что дети часто карточки теряют и их приходится восстанавливать".
 
В гимназии №7 г. Минска отметили, что у них установлено постоянное видеонаблюдение по всему периметру: за тем, что происходит на территории учебного заведения, постоянно наблюдают сторожа. В гимназии также рассказали, что после взрыва в метро администрация приглашала в школу сотрудников МЧС, которые проводили лекцию на тему, как действовать, если вы заметили подозрительных людей.
 
"Мы бы тоже не отказались от дополнительных мер безопасности, ведь детей у нас очень много – 1 100 человек, - говорит и.о. директора СШ № 49 г. Минска Елена Киселёва. - Но чтобы установить турникеты, должно быть понимание у родителей, потому как нужны очень большие финансовые вложения. Пока у нас действует стандартная контрольно-пропускная система – когда любой, кто хочет попасть внутрь школы, оставляет свои данные в журнале для посетителей, который находится у вахтёра. Если посторонний не отметился, вахтер не имеет права его пропустить. Родителей мы просим ожидать своих детей в холле первого этажа, чтобы без надобности они не находились под дверями учебного класса".
 
Елена Киселёва также рассказала, что школа в ближайшее время планирует выдавать родителям справки, в которых будет написано, что они – родители учащихся именно в этой школе, - наподобие тех справок, которые выдаются школьникам для бесплатного проезда в общественном транспорте.
 
"После теракта мы даже стали просить учителей, чтобы без особой надобности не пускали учеников выходить во время уроков: 45 минут взрослый ребенок может выдержать. Ведь учитель несет персональную ответственность за учеников, которые находятся и на уроке и которые во время него выходят. Если нет специального наблюдения - мало ли что может произойти, -ответственность будет нести всё равно учитель".

В СШ № 196, к примеру, турникетов тоже нет, однако, как рассказала TUT.BY заведующая по учебной части Алеся Дащинская, действует усиленный контрольно-пропускной режим: родителей просто не пускают внутрь школы по внутреннему распоряжению директора. По уставу школы, отметила завуч, школа может вводить свои меры безопасности.
 
"Разрешено входить только родителям первоклассников. Если же родитель хочет срочно увидеть ребёнка, то он может ему позвонить по мобильному и попросить спуститься вниз".

При этом, отмечает главный инспектор Минобразования Владимир Поддубский, "конечно, хочется, чтобы меры безопасности были в комплексе – чтобы проводилась и методическая, и профилактическая работа, и техническое оснащение. Если попечительский совет в учреждениях образования нашёл на это финансовые средства, то турникеты можно устанавливать, но пока все, что касается техники, производится за счёт родителей".
 
Сколько стоит установить в школах настоящую систему безопасности?

Представитель инженерно-внедренческого предприятия, занимающегося продажей оборудования комплексных систем безопасности, Анатолий Лешик рассказал TUT.BY, что сейчас существует множество разработок программного обеспечения (ПО) специально для школ. Благодаря этому ПО, школьник не просто, используя карточку, проходит внутрь школы. В память системы вносится список учеников и сотрудников, который и позволяет системе идентифицировать входящего и выходящего. Есть возможность отправлять SMS-сообщение родителям школьника всякий раз, когда ученик заходит и выходит из школы. Если школьник должен находиться в школе с 8.00 до 16.00, то "смыться" не получится, потому что родителям придёт оповещение, и, в случае чего, они будут знать, что их ребёнок пошёл "куда-то не туда".
 
"Это же ПО предусматривает видеоидентификацию: сравнивается лицо того, кто только что использовал пропуск, с имеющимся в базе. Ведь обычный пропуск может забрать кто-то другой, - рассказал Анатолий Лешик. – Программой также предусмотрено, что пропуск нельзя выбросить в окно, чтобы по нему прошел другой человек".
 
Но у нас такими системами, увы, не пользуются. Даже те турникеты, которые сейчас установлены в заведениях страны, нацелены только на распознавание "свой-чужой", т.е. карточкой провел – значит свой, отмечает специалист. При этом цена обычного оборудования и такого – специально разработанного для школ, - по его словам, не сильно отличается.

По данным компании, самое "навороченное" ПО сейчас стоит около 4 млн рублей, сами турникеты – около 15 млн. Все это вместе с установкой и изготовлением карточек обойдется школе примерно в 30 млн рублей.
 
"Карточки тоже разные бывают: кто-то хочет обычные карточки, а кто-то браслеты, чтобы дети не теряли свои "пропуски", - говорит специалист. - Устанавливать просто видеонаблюдение – бессмысленно, поскольку наблюдать – не охранять, и это не добавит школе безопасности. На те же 30 миллионов можно поставить в среднем 10-12 камер. Если мы хотим по-нормальному охранять здание, то должно быть и видео, и доступ, и пожарная безопасность, и охрана".
 
При этом он подчеркнул, безопасность начинается с самого простого: когда в организациях, например, все сотрудники обязаны носить бейджи.

По его мнению, в наших учебных учреждениях нормального подхода к обеспечению безопасности нет.
 
"Школы у нас находятся на гособеспечении и не могут, к сожалению, себе позволить установку полноценных систем безопасности. Еще техникумы, институты, где учатся студенты-платники, могут. В Беларуси почему-то принято, что определять, какой в учреждение должен быть доступ, решает какой-нибудь начальник отдела снабжения. Но это же маразм! Если же это решать будут родители, то будет, например, как и с установкой домофонов: всегда найдется тот, кто будет против. Этим должны заниматься инстанции повыше", - отмечает специалист.