Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Виктор ЛИСТОПАДОВ,

Через несколько дней в Беларуси начнется регистрация абитуриентов на прохождение Централизованного тестирования. Результаты прошлогоднего вступительного испытания более чем скромные. Это делает все более актуальной тему качества образования в средней школе.

На ЦТ не пустят абитуриентов в шапках

Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов 26 апреля на круглом столе в Минске напомнил, что списывать на ЦТ не дадут. Не позволят и держать связь с кем-либо за пределами аудитории с помощью различных передающих устройств.

Весь арсенал абитуриента на ЦТ - паспорт и ручка. Тем, кто сдает химию и физику, позволят еще взять калькулятор.

- В этом году правила проведения тестирования и количество заданий не изменились. Нельзя проносить на тестирование мобильные телефоны. Введен запрет являться в аудиторию в головном уборе: под ним может быть спрятано средство передачи информации, -- поясняет Николай Феськов.

Пить воду можно будет только за пределами аудитории. Это, по словам контролеров знаний, связано с тем, "что один воду пить будет, другой -- с этикетки формулы списывать".

Абитуриентам не хватает слов

Нельзя сказать, что РИКЗ вовсе не беспокоит качество знаний абитуриентов.

- Словарный запас нынешних абитуриентов меньше, чем был 10-15 лет назад. Современные выпускники школы, например, не знают таких слов, как "телеграмма" и "ямщик". Это свидетельствует о том, что дети не читают классических произведений, -- констатирует директор института.

В публикации "Настаўнiцкай газеты", где анализировались итоги централизованного тестирования 2010 года, отмечается, что, даже выписывая слова из текста, абитуриенты допускают грубейшие орфографические ошибки. Например, 168 человек написали слово цифра через "ы", а 16 - слово ощущение через "ю".

У абитуриентов по-прежнему вызывает затруднение необходимость определить, является ли слово общеупотребительным (от 40 до 53% ошибок). Например, не считают общеупотребительными слова изящная (вещица) 52,7% абитуриентов; сердитые (морозы) - 52%; недолговечная (деталь) - 50,5%; гармония (мира) - 53,7%.

Белорусские школьники не умеют считать, прямо как европейские

В Беларуси отмечается тенденция ухудшения вычислительных навыков абитуриентов.

- Вычислительные навыки у абитуриентов падают повсеместно. Об этом говорят и наши коллеги из Украины, Казахстана, Голландии. Многие считают, что ухудшение вычислительных навыков - это нормально и связано с тем, что школьники активно пользуются техническими средствами, - отмечает Николай Феськов.

Вместе с тем в централизованном тестировании по математике в 2010 году приняли участие 115 834 человека. Средний балл выполнения экзаменационной работы - 21,76. Отметим, что математику, в отличие от русского языка, сдавали только те абитуриенты, у которых она является профильным предметом.

Например, было такое задание. Найти неверное неравенство:

1) -2,5 < 0;

2) -5 > 1;

3) -1 < -4;

4) 2 > -1;

5) 43 < 44

Сравнение натуральных чисел и обыкновенных дробей изучают в средней школе в 5-м классе, сравнение отрицательных чисел - в 6-м классе, сравнение степеней - в 8-м классе. Выбрать неверное неравенство не смогли 17% тестируемых.

Еще пример. Требовалось найти значение выражения с дробями. Всего лишь у 52,33% тестируемых выработан навык вычислений.

В централизованном тестировании по физике в 2010 году приняли участие 51 219 человек. Средний тестовый балл по предмету составил 18,1. Средний тестовый балл, полученный абитуриентами прошлых лет, - 15,06.

Низкие баллы на ЦТ - дорога на платное обучение

Если подойти к результатам ЦТ с точки зрения сиюминутной выгоды, то чем они ниже, тем больше студентов окажется на платном отделении. Вузам это на руку.

Например, вот проходные баллы на факультетах естественно-научного профиля БГУ по специальностям: "компьютерная безопасность" - 340 (в 2009 году - 358); "актуарная информатика" - 338 (355); информатика - 326 (320); экономическая кибернетика - 318 (341). Понятно, что шанс стать студентом бюджетного отделения есть только у тех абитуриентов, кто набирал за ЦТ по каждому предмету 80-90 баллов, то есть у отличников. Всем остальным - дорога на платную форму обучения или в ссузы и ПТУ.

Что-то не так с нашим образованием

Между тем Евгений Ливянт, учитель с 20-летним стажем, зарабатывающий теперь репетиторством, называет результаты тестирования удручающими. 

- Можно говорить о падении общего уровня школьного образования. На уровне подготовки школьников сказывается падение уровня учительства, перегруженность учеников. В мире информация удваивается каждые два-три года, и мы должны за этим как-то успевать. Однако мозг остается прежним. Значит, выход - научиться различать, что важно и что не очень. Такие навыки необходимо закладывать в школе, - считает педагог.

Евгений Ливянт подчеркивает: результаты тестирования в целом такие, что возникает вопрос - может, все-таки что-то не так в системе образования? По мнению репетитора, пока проблема недостаточной подготовки школьников замалчивается и если не поднимать ее сейчас, то в ближайшее время ситуация в образовании может стать еще хуже.

- Деньги на образование в свое время были выделены, реформы проведены. Теперь ни на какие серьезные изменения система не пойдет. С учетом сложностей в экономике вообще трудно предположить дополнительные финансовые вливания в образование, - прогнозирует эксперт.

Евгений Ливянт отмечает, что финансирование необходимо осуществлять на основе анализа, поскольку в противном случае средства уходят в никуда.

А что делать сегодня родителям, которые хотят дать детям высшее образование?

- Копить деньги, - советует репетитор. - Чтобы ребенок поступил в престижный вуз, ему необходимо заниматься дополнительно.

По его прогнозам, через пять-семь лет, когда из средней школы уйдут учителя прежней закалки, уровень образования станет еще ниже. Между тем государства, совершившие рывок в экономике, например, Южную Корею, Сингапур, Японию, объединяет как раз то, что на образование было потрачено огромное количество средств.  
0058648