Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Татьяна Тюхай,

Фото: "Рэспубліка"
Фото: "Рэспубліка"
Замминистра внутренних дел Евгений Полудень уже рассказал журналистам, каким образом модернизируют систему безопасности в столичном транспорте. Но даже существующие правила пользования и столичным метрополитеном, и правила автомобильных и прочих перевозок разрабатывались в том числе для обеспечения общественной безопасности. Сегодня TUT.BY решил "пробежаться" по основным правилам поведения на транспорте. Оказывается, правила пользования метро, принятые в 1992 году, работают по сей день. А вот про трамваи и троллейбусы почему-то забыли, так и не приняв за последние 19 лет для них отдельного нормативного акта.  
 
За 19 лет из правил пользования общественным транспортом исчезли льготы, изменились условия провоза багажа
 
Большинство пунктов правил пользования метрополитеном, принятые еще в 1992 году, актуальны и по сей день. Тогда Минский городской совет народных депутатов утвердил Правила пользования городским пассажирским транспортом (трамваями, троллейбусами, автобусами и метро) в городе Минске. Если правила, касающиеся метро, действуют до сих пор, то для наземного городского пассажирского транспорта принятый документ уже не работает. Хотя основные пункты правил пользования как метро, так и автобусами, трамваями, троллейбусами дублируют друг друга.
 
Так, сегодня в Минском метро, как и 19 лет назад, можно "бесплатно провозить:
 
- детей до семилетнего возраста;
- птиц и мелких животных в клетках;
- одну пару лыж, удочку или ружье (каждое – в чехле)".
 
С собой может быть "не более чем две вещи ручной поклажи (портфель, сумка, корзина и т.д.) - параметрами не более чем 60х40х20 см, а также сверток параметрами не более 100 см и диаметром до 10 см и вещь длиной до 150 см". А вот если сумма ручной поклажи превышает 120 см в трех измерениях, то за нее придется заплатить по тарифу. Заплатить придется также за "сверток длиной более 100 см и диаметром более 10 см" и любые вещи длиной более 150 см.
 
Все, что превышает 200 см в сумме трех измерений, брать с собой в метро нельзя. Этот запрет касается также предметов длиной более 170 см и диаметром более 15 см и всего, что длиннее 200 см. Кроме того, запрещается провозить "вещи, которые колются, и легко бьются (ёлки, лыжи, коньки без чехлов или надлежащей упаковки), а также животных" (за исключением разрешенных мелких). Ставить багаж и детей на сидения вагонов также нельзя как в метро, так и в наземном транспорте.
 
По эскалаторам и платформам запрещено бегать, а на ступеньках эскалаторов еще и нельзя сидеть (сравните с глубоким киевским или питерским метро:).
 
Кроме того, закон запрещает:
 
- курить на станциях и в вагонах;
- провозить опасные для пассажиров взрывчатые и ядовитые вещества и предметы, бытовые газовые баллоны;
- портить приспособления и оборудование вагонов метрополитена и вагонов;
- ходить по железнодорожным путям;
- пользоваться магнитофонами, радиоприемниками, музыкальными инструментами;
- осуществлять "какой-нибудь торг без письменного разрешения начальства метрополитена".
 
В метро (этот момент был также зафиксирован в правилах, касающихся наземного транспорта, - в 1992 году) нельзя проходить нетрезвым, а также с багажом, в обуви и одежде, которые могут испачкать пассажиров. Отдельным пунктом фигурирует запрет на пронос в метро мороженого. Вандализм как в метро, так и автобусе, разумеется, также наказуем.
 
Любопытно, что в официальном документе 1992 года говорится о возможности бесплатно провозить "мелкий садовый инвентарь", а также "детские велосипеды, санки и коляски". Право на провоз взрослых велосипедов в документе не закреплено. Смотрите условия провоза ручной клади и запаситесь чехлами.
 
Любопытный пункт правил касается наполняемости вагонов метро: "Машинисты электропоезда обязаны при наполнении вагонов до нормы ограничивать вход пассажиров в них".
 
"Правила пользования Минским метрополитеном вывешены в вестибюлях на каждой станции", - отметили в Минском метрополитене.
 
"О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров"
 
Права и обязанности пассажиров в общественном автомобильном транспорте регулирует сегодня постановление Совета министров №972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров", утвержденное 30 июня 2008 года.

- В этом документе прописаны все обязанности и права как пассажиров, так и перевозчика, заказчика и других лиц, - сообщил директор УП "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов.
 
На практике же базовые правила, представленные как в постановлении Совмина, так и в документе 1992 года аналогичны. За 19 лет из "прав и обязанностей" исчезли льготы, а также изменились некоторые условия провоза багажа.
 
На основании этих правил перевозки перевозчики обязаны делать выписки правил перевозки пассажиров, которые размещаются в подвижном составе – как метро, так и автобусах, троллейбусах, трамваях, отметил В.Шкуратов. Именно выдержки из этих правил сегодня размещаются в салонах автобусов.
 
Две сумки и фотоаппарат
 
Любопытно

По правилам 1992 года заходить в транспорт через передние двери по закону имели право лишь определенные категории граждан:

-пассажиры с детьми до 10 лет;
-беременные женщины;

-"инвалиды с явными признаками инвалидности";

-инвалиды войны при предъявлении удостоверения инвалида;

-лица, "имеющие право контроля за работой общественного пассажирского транспорта".
Таким образом, согласно постановлению 2008 года, бесплатно можно провозить:
 
- одно место маломерной ручной клади (не более 60х40х20 см или до 120 см (по сумме трех измерений) и массой не более 20 кг);
- а также "одну сумку, папку или мешок для предметов личного обихода и документов размерами до 40х20х10 см или суммой трех измерений не более 70 см и массой не более 5 кг";
- личные вещи - такие, как носимая одежда, зонт, мобильный телефон, фотоаппарат, портативная видеокамера, трость.
 
Кстати, по правилам 1992 года, бесплатно можно было провозить не более двух предметов ручной клади (портфель, сумка, корзинка, сверток и т.д.) габаритами до 60х40х20 см. Сейчас габариты 60х40х20 см может иметь только одна сумка, вторая не должна превышать сумму трех измерений в 70 см. Также за 15 лет сократили максимальный вес провозимого "добра" за бесплатно: раньше, если судить по объемам, (они как раз подпадают под определение маломерной ручной клади) этот вес составлял 40 кг, сейчас, не считая зонта или фотоаппарата, к примеру, - только 25 кг.
 
Все, что сверх нормы, – перевозится по тарифу, причем, это не должно быть больше одной маломерной ручной клади (не более 60х40х20 см или 120 см в сумме трех измерений, максимальная масса – 20 кг).
 
Бесплатно в пути с собой можно иметь мелких домашних животных (собак, кошек и др.) и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках "с водонепроницаемым адсорбирующим дном при условии ответственности пассажира за соблюдение норм безопасности и санитарных норм".
 
"В нерегулярном сообщении с согласия автомобильного перевозчика при выполнении условий обеспечения безопасности пассажиров и экипажа можно провозить собаку крупной породы (высота в холке более 50 см). При этом пассажир должен быть не моложе 16 лет, а если собака потенциально опасной породы, то пассажир должен быть совершеннолетним", - говорится в постановлении Совмина.
 
В правилах также закреплено, что нужно уступать "специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста". А при проезде стоя нужно держаться за поручень.
 
Нельзя размещать на сиденьях ручную кладь, курить в транспорте и находиться в грязной одежде.
 
Любопытно, что в новых правилах указано, что члены экипажа транспортного средства (а это водитель и кондуктор) обязаны предупреждать "пассажиров о предстоящей проверке билетов и оказывать содействие контролирующим лицам в осуществлении контроля".
 
Для троллейбуса и трамвая нет правил?
 
Получается, что отдельного нормативного акта по правам и обязанностям пассажиров трамваев и троллейбусов сегодня не существует. То есть пассажиры наземного электротранспорта ездят без правил? На этот вопрос корреспонденту TUT.BY ответили в Министерстве транспорта и коммуникаций так: "Здесь необходимо смотреть ряд актов – закон "О защите прав потребителей", Гражданский кодекс". Однако, в законе "О защите прав потребителей" о транспорте ничего не сказано вообще. Вместе с тем, как отметили и в Минтрансе, и в УП "Столичный транспорт и связь", правила, которые были приняты в 1992 году, формально сегодня не действуют. 
 
***
 
Нарушители правил привлекаются к административной ответственности. "Если нарушитель отказывается заплатить штраф и у него нет документов, которые удостоверяют его личность, а также нет свидетелей, которые могут дать необходимые сведения о нем, он может быть доставлен в отделение милиции для выяснения личности и составления протокола", о чем говорится на сайте Минского метрополитена. 
0058648