Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Ирина Орлова,

Разработать программу по повышению радиационной грамотности населения - такое предложение прозвучало во время скайп-конференции "25 лет Чернобыля. Уроки и актуалии" в посольстве Украины в Беларуси. В ней приняли участие эксперты из Беларуси, Литвы и Украины.

Опыт аварии на Чернобыльской АЭС продемонстрировал как плохое информационное обеспечение населения со стороны властей, так и низкий уровень радиационной грамотности населения. Один из участников конференции вспомнил, например, как мальчишки на велосипедах ездили в Чернобыль посмотреть на то, как горит станция, совершенно не представляя себе уровень опасности.

И сегодня в Беларуси мало кто знает не только, как пользоваться дозиметром, но и как он выглядит, какие данные показывает. По разрозненным и порой очень ограниченным данным каждому отдельно взятому человеку сложно определить, насколько опасным является для него нахождение вблизи очага радиационного заражения или вдали от него, а также безопасны ли продукты питания, которые он употребляет в пищу.

Информация о радиационном фоне считается открытой. При желании ее можно получить в Министерстве по чрезвычайным ситуациям или в Минприроды.

Но поскольку Беларусь собирается строить атомную электростанцию, эти знания должны быть не просто открытыми или доступными, но и обязательными для изучения на различных ступенях образования и повышения квалификации ответственных работников. Если уж сегодня белорусам говорят, что без атомной энергетики у человечества нет будущего, то население должно так же четко знать правила радиационной безопасности, как, например, противопожарной.

Эксперты считают, что дополнительные знания не будут приводить к панике при малейшем повышении уровня радиации. Как раз наоборот: если бы люди были осведомлены о том, какие дозы и в каких случаях являются опасными, то не бегали бы и не скупали йод, опасаясь, что радиация от японской Фукусимы дойдет до Беларуси.

Давать начальные знания о радиационной безопасности нужно уже в школах. Кстати, совсем недавно представители Министерства по чрезвычайным ситуациям заявили о необходимости вернуть в белорусские школы обязательное изучение предмета "Основы безопасной жизнедеятельности". По словам заместителя начальника управления надзора и профилактики МЧС Руслана Лихоманова, МЧС совместно с МВД и Минздравом такие предложения подготовило и направило в Министерство образования. Руслан Лихоманов надеется, что с учетом последних событий, происходящих в Беларуси и мире, в Министерстве образования осознают необходимость обучения всех детей правилам поведения в экстремальных ситуациях и предмет ОБЖ снова станет обязательным для изучения. Остается добиться того, чтобы вопросы радиационной грамотности стали обязательным компонентом данного предмета. 
0058648