Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Елена АЛИМОВА,

С приходом весны велосипедисты и мотоциклисты заполнят дороги городов и сел. Хоть и нечасто в городе можно встретить людей на велосипедах, но все же есть и те, кто не мыслит жизни без двухколесного друга. Для них велосипед – смысл жизни.
 
К таким веломанам относится и Владимир Романович, который ездит на велосипеде на работу, что в центре Витебска, и напрямую столкнулся с проблемой нехватки в нашем городе велодорожек и велопарковок. Чтобы власти областного центра обратили внимание на эту проблему, Владимир думает провести в Витебске акцию в поддержку своей идеи.
 
Владимир Романович, велосипедист:

– Эта идея родилась потому, что в последнее время количество людей, желающих пересесть на велосипед, все возрастает. Долгое время у нас считалось, что человек на велосипеде – это либо сельский житель, либо спортсмен. А в городе люди боятся выезжать на велосипеде, потому что опасаются попасть под колеса машины на дороге или совершить наезд на пешехода на тротуаре.

Согласитесь, мало приятного в ситуации, когда идешь по тротуару, а на тебя мчится велосипедист. Но ему приходится двигаться по тротуару, потому что, когда он едет по метровой обочине в направлении движения транспорта, его теснят автобусы, машины, а предъявить какие-то претензии сложно – положенный по правилам метр обочины не обозначен, и очень сложно доказать, что автомобиль пересек эту границу.

Я считаю, что появление велодорожек и, как обязательное дополнение, велопарковок позволит людям активнее пользоваться двухколесным транспортом. А это – и здорОво, и экономично, и экологично, и снизит количество ДТП с участием велосипедистов. К тому же, если в городе сделают велодорожки и велопарковки, это еще и привлечет множество велотуристов. Можно разработать веломаршруты по историческим местам.

Идея была подсмотрена в Европе, где четко разграничены потоки движения: есть отдельные полосы для автомобильного транспорта, тротуары для пешеходов и специальные велодорожки. А велопарковки там уже давно стали обязательным конструктивным элементом в местах скопления людей, возле каждого уважающего себя торгового или развлекательного центра.

Цель нашей акции – не переделать весь город, мы понимаем, что бюджет ограничен. Мы хотим предложить властям начать с прорисовки на проезжей части положенного велосипедисту метра там, где нет возможности сделать велодорожки. И поставить дорожные знаки "Велосипедная дорожка". В итоге постепенно будет воспитываться культура и взаимное уважение участников дорожного движения.

За комментариями мы обратились в горисполком и ГАИ.
 
Александр Мамаев, главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства Витебского горисполкома:

– Отсутствие велодорожек и велопарковок я хорошо прочувствовал на себе, потому что являюсь большим поклонником велосипедного движения. Жду с нетерпением, когда немножко потеплеет и подсохнет, потому что сам, когда позволяет погода, передвигаюсь, где только можно, на велосипеде. И знаю прекрасно, каково это ехать по оживленной дороге вдоль обочины.

Есть государственная программа по формированию здорового образа жизни, в рамках которой предусмотрено создание условий для велосипедных дорожек. И по мере строительства новых объектов эта программа учитывается: отводятся специальные места для велосипедного движения и возле новых, в частности торговых, объектов предусматриваются места для безопасной парковки велосипедов.

Европа это уже прошла, а мы сейчас столкнулись с тем, что в центре города из-за стесненных условий сделать велодорожки невозможно. По долгу службы я был несколько раз в Германии, где в центре крупных городов делаются велодорожки там, где позволяет ширина тротуара. Есть существующая застройка, ее нельзя расширить, да и заузить проезжую часть нам никто не позволит в условиях все повышающейся автомобилизации. Гарантированно заузить крайнюю правую полосу в пользу велосипедиста тоже нельзя, потому что регламентирована ширина полосы движения для проезда транспорта. Остается или аккуратно двигаться по тротуару, или еще более аккуратно двигаться по крайней правой полосе движения вдоль обочины в пределах метрового коридора – водители обязаны считаться с велосипедистами. Но полностью ограничить этот метр в центре города, наверное, невозможно.

В микрорайонах новой застройки все планируется с чистого листа, в том числе и велодорожки – и в Билево, и в будущем микрорайоне Лучёса, и в Сокольниках.
На проспекте Победы в перспективе сделать велодорожки также реально – там это позволяет ширина тротуаров. Но, насколько мне известно, конкретных проектов и выделения средств на эти цели пока не было. Может быть, когда будут профинансированы более актуальные проекты, дойдут руки и до велодорожек.
Вообще, конечно, нужно развивать велосипедное движение. К сожалению, у многих славян есть комплекс: мол, ездить на велосипеде – несолидно. Хотя в той же Европе и бизнесмены ездят на велосипедах на работу, и пенсионеры, и прочие.

Дмитрий Жур, начальник отделения дорожной инспекции управления Госавтоинспекции УВД Витебского облисполкома:

– Если говорить от имени Госавтоинспекции, то мы обеими руками "за". Потому что такой конструктивно выделенный элемент, как велосипедная дорожка, имеет меньше точек конфликта с остальными участниками движения – с машинами, пешеходами. Но строительство любых объектов в городе входит в компетенцию горисполкома и далее проходит согласование в Госавтоинспекции. Если будет дельное предложение, почему бы его ни поддержать?

Что касается велопарковок, в этом я вообще не вижу никаких проблем. Стоимость их невелика, и установка велопарковок возле торговых или развлекательных центров уж точно не разорит ни один из них.

СПРАВКА "ВП":

Как сообщили в областной ГАИ, на территории Витебска за последние три года произошло 18 ДТП с участием велосипедистов: 1 человек погиб и 17 получили травмы различной степени тяжести.
 
Из общего количества данных аварий в 8 ДТП были виноваты сами велосипедисты, по собственной вине погиб 1 человек и 7 были травмированы.
В связи с тяжестью последствий ДТП с участием велосипедистов, а также в целях повышения транспортной дисциплины данной категории участников дорожного движения, Госавтоинспекция напоминает правила эксплуатации велосипеда.
 
Правила для велосипедистов:

Важно помнить, что при движении по дороге в темное время суток и (или) при недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет, а с каждой боковой стороны – световозвращатели оранжевого цвета.
 
Велосипед должен иметь исправную тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, должен быть оборудован зеркалом заднего вида.
 
При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой.
 
И самое главное – запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица лицам моложе четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).
 
Единый день безопасности дорожного движения под девизом "Колес меньше – опасности больше!", посвященный профилактике дорожно-транспортного травматизма с участием мотоциклистов, скутеристов, велосипедистов пройдет в Беларуси 29 апреля.