Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Мария ДРУК,

Единой статистики по числу забытых в транспорте и общественных местах вещей никтоЗабывают даже… грудного ребенка не ведет. Равно как нет в белорусской столице и специализированного бюро находок, где дожидались бы своих владельцев утерянные шапки, перчатки и плееры. Вместо этого во многих организациях, чья деятельность так или иначе связана с массовыми скоплениями граждан, есть камеры хранения. Чаще всего под этим выражением скрываются обыкновенные полки в обыкновенных шкафах. Их содержимое изучила корреспондент "Р".
 
Что имеем - не храним…

Стоит отметить, что бюро находок в нашем привычном понимании еще сравнительно недавно было в Минске - при производственном управлении "Мингорэлектротранс". Просуществовало оно более полувека, но в 2003 году его расформировали. Говорят, что в бюро обращалось по 10-15 человек в день, зато число хранящихся вещей можно было по пальцам перечесть - в основном пропажи попадали в руки тех, кто их не возвращал. Так, с 2000 года по 2003-й в бюро поступило лишь 7 находок - мужская и женская сумки, 2 портмоне, старый будильник и паспорта. Для сравнения: в середине 1990-х приносили по 5-7 предметов ежедневно.
 
В наше время невнимательным гражданам, обронившим зонтик в автобусе, советуют не унывать и обращаться на диспетчерские станции - вдруг повезет. Правда, чаще всего диспетчеры разводят руками, когда слышат о пропавших зонтиках или пакетах. "С периодичностью раз в месяц приносят к нам водители мобильные телефоны, сумки с вещами, зонтики и ключи. Даже строительный уровень однажды нашли, но хозяин быстро спохватился. А еще по имени в забытых нотных тетрадях мы вычислили ребенка-владельца. Да, пришлось обзвонить несколько музыкальных школ, но зато вернули тетрадь школьнику", - вспоминают в столичном автопарке № 5. А вот пакет со спортивными брюками уже почти год ждет в депо своего хозяина.
 
Как говорят диспетчеры автопарка, основной контингент рассеянных составляют женщины. "Оба пола хороши, - возражают в одной из служб такси Минска. - Недавно молодые родители забыли на заднем сиденье грудного ребенка. Следующие пассажиры заметили спящего малыша, сказали водителю, он - нам. Разыскать супругов удалось только через 2 часа. Похоже, не всполошись мы, они бы еще долго могли не вспомнить, что кого-то не хватает".

За 12-часовую смену диспетчерам забывчивые клиенты звонят как минимум 10 раз. Чаще всего ищут они мобильные телефоны. Потерять его не редкость - пассажиры то положат его мимо кармана, то ненадежно спрячут аппарат. Как говорят водители, если заметят выпавшую трубку, незамедлительно сообщают об этом операторам. Оставить ее себе - только ненужными проблемами обзавестись. Все случаи находок регистрируются в журнале, если, конечно, до водителя телефон не присвоят себе другие пассажиры.
Вспоминают обычно о забытых предметах в понедельник, а теряют их в выходные. Наплыв зонтиков, перчаток, шарфов (и даже капюшонов и курток) приходится на начало осени. Второй пик - зима. "Находили в салоне и мангал, и красивое вечернее платье. Сейчас 15 вещей дожидается своих владельцев, среди них много водительских прав и других документов. Храним до тех пор, пока не заберут, - говорит диспетчер службы такси Ирина. - Правда, пакет с куриными окорочками пришлось выбросить - водитель ездил с ним несколько дней и не мог понять, откуда в машине необычный запах. А когда открыл багажник, продукты уже испортились".
 
…Потерявши - платим?

Метро - не такси, установить владельцев утерянных часов, плеера, золотой сережки и веб-камеры практически невозможно. Всего же в прошлом году в подземке было найдено лишь 10 бесхозных предметов. Хранятся они либо на полке в шкафу у дежурного по станции, либо у милиции в ящике. "Забытые на станциях дипломаты, телефоны и украшения практически сразу возвращаются, если о них вскоре вспомнили. На "добрых" людей надеяться не приходится. Был у нас один такой: принес контролеру утерянные фирменные очки, но пока тот вызывал сотрудника милиции, парня и след простыл", - разводит руками начальник службы движения КУП "Минский метрополитен" Григорий Якимков.
 
Правда, однажды удалось вернуть цифровой фотоаппарат, украденный в одной из пригородных электричек. В тот день в метро работало много сотрудников ОМОНа, и воришка, похоже, решил, что разыскивают его. Фотоаппарат обнаружили на сиденье, а владельца потом вычислили по содержимому карты памяти.
 
Зато на железнодорожном вокзале каждый день находок хоть отбавляй. Так, только в январе нынешнего года в здании Центрального вокзала, в ячейках камеры хранения и поездах невнимательные граждане оставили 128 предметов. Среди них - сумки с одеждой и постельными принадлежностями, 17 учебников. Описанные и опломбированные вещи месяц ждут хозяев в камере хранения для крупногабаритных вещей. Но лишь за пятой частью из них возвращаются, предварительно уплатив за каждые сутки Br 800. Оставшиеся сумки и чемоданы передаются на дорожный склад реализации. Позже там собирается комиссия из представителей Мингорисполкома и комиссионных магазинов. Вместе они решают, что из забытых вещей еще можно продать, дабы хоть как-то компенсировать расходы за хранение.
 
Спаси и сохрани

Сколько денег было в забытых кошельках постояльцев, в минских гостиницах не считали. Равно как и не оценивали стоимость оставленных по невнимательности колец и сережек. Самой дорогой вещью называют планшетный компьютер, который через неделю забрал посол одной из иностранных держав.

"Гость может попросить оставить рубашку до следующего его визита, а может разрешить ее и выбросить. В первом случае она будет лежать в специальной камере хранения. Там уже больше десятка вещей ждет своих хозяев", - объясняет правила гостиничного бизнеса администратор трехзвездочного отеля Наталья. - Если же, к примеру, потеряно зарядное устройство от мобильного телефона, то мы можем оставить его - будем давать пользоваться другим постояльцам. Если вещь нужна владельцу срочно (например, ключи от дома), высылаем за счет получателя". Но в гостиницах стараются работать по следующему алгоритму: пока постоялец рассчитывается за стойкой, горничная проверяет номер на наличие забытых предметов.
 
В гостиницах чаще всего забывают банные принадлежности, косметику, одежду и подаренные сувениры.

В читальных залах Национальной библиотеки оставляют мобильные телефоны и бумаги. Но еще не было случая, чтобы пропажи не нашлись, - выручают более внимательные читатели и камеры слежения. А вот маленький, но очень важный листочек или визитку могут и не увидеть. "Тогда работникам библиотеки приходится просматривать каждый бесхозный исписанный клочок, - замечает заведующий хозяйственным отделом Национальной библиотеки Леонид Кривцов и добавляет: - Следует бережно относиться к своему имуществу".
0058648