Катерина КУЗЬМИЧ, / Катерина КУЗЬМИЧ

Мультфильмы - любимое и самое доступное развлечение для детворы. Сегодня существуют целые каналы, круглосуточно транслирующие исключительно мультипликационные фильмы. Вот только все ли можно смотреть детям? На форумах мамочки живо обсуждают: какие же мультики можно показывать детям? Уж не пора ли составлять черный список особенно жестоких мультфильмов? "Комсомолка" обсудила эти вопросы с ведущим психологом отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования Натальей Сакович.

"Смотрим вместе с детьми"

- Мои дети избалованы кабельным телевидением - "Теленяня", "Карусель", "Николодион", "Тиджи". А когда идут интерактивные мультики, в доме стоит шум и гам - они поют, прыгают, кричат вместе с героями, - рассказывает мама двоих детей Инна. - Самое интересное, что наши старые советские мультики не смотрятся запоем, и иногда даже просят переключить, если видят надпись "Студия кукольных фильмов". Дочка говорит, что они страшные, гнетущая музыка, темные краски. Зато все диснеевские мультики и сериалы - за уши не оттащишь, зависают надолго. "Еще хочу! Поставь еще! Ну еще один" - и так до бесконечности.

- Если дети не любят смотреть советские мультики, расспросите их, почему. Может, дело не только в цвете и музыке, может ребенку не нравится герой, его действия или в целом сюжет мультика. Посмотрите мультфильм вместе, а потом обсудите его с ребенком. О чем он? Чем понравился или не понравился? Может, вскроется куда более важная проблема? - объясняет психолог.

- Я в шоке, моя дочка с 9 месяцев смотрит "Маша и медведь" не отрывая взгляд, на одном дыхании, - удивляется молодая мама Вика. - Если она сидит на кухне и услышит заставку, которая доносится из другой комнаты, она срывается с места и на четвереньках несется к телевизору, смотрит, улыбается, разговаривает. Даже 3-летний сын песенку подпевает из этого мультика.

- В "Смешариках", "Лунтике", "Маше и медведе" много философских универсальных смыслов. Эти новые российские мультики - хороший вариант объяснения некоторых элементарных вещей, которые для ребенка в новинку, а для взрослого кажутся обыденными. Анимация в них - яркая, радужная. И главное - юмор, который понятен и смешон не только ребенку, но и взрослому. Если вы видите, что ребенку нравится тот или иной герой, значит, он идентифицируется с ним. То, что происходит с этим героем по сюжету, отражает волнующую ребенка тему. Как правило, детей привлекает то, что связано с их переживаниями.

- Вечером дома уже несколько месяцев подряд одна и так же история. Ребенок приходит из детского сада и требует включить один мультик. Почему дети готовы пересматривать одно и то же постоянно? - интересуется мама трехлетнего мальчика.

- А разве вы не готовы бесконечно пересматривать "Операцию "Ы" или "Бриллиантовую руку"? На самом деле причин, почему мы пересматриваем любимые картины или мультики, несколько.

Во-первых, мультфильм может отражать проблемную ситуацию, в которой ребенок находится, или его переживания. Пересматривая многократно сюжет, ребенок косвенно проживает волнующую тему - и ему становится легче, он ее понимает и принимает. Вторая причина - мультфильм как ресурс позитивных эмоций. Ребенок получает визуальное и аудиальное удовольствие. Музыка, образы, движение, главный герой - вот причина этого "почаще".

"Не запрещать, а правильно выбирать мультфильм"

- "Спанч Боб", "Симпсоны", "Дом монстр", "Кошмар перед Рождеством", "Шрек", "Человек Паук", "101 далматинец", "Сезон охоты" нужно занести в черный список, - говорит мама троих детей Оксана. - В одних много насилия, они страшные, а в других нет тонкого юмора и доброты.

- Я не вижу смысла составлять белый и черный список мультфильмов. По такому принципу тогда надо запретить Андерсена "Девочку со спичками", Гауфа "Корабль призрак" и "Отрезанная голова", Гофмана и его "Подземных троллей". Они намного страшнее, чем "Дом-монстр", "Труп невесты" или "Кошмар перед Рождеством".

Плохо, когда родители позволяют смотреть даже по детскому каналу все подряд - вот черный список! Этого делать нельзя, - говорит Наталья. - Однозначную ошибку совершают родители, которые включают малышу мультик, ориентированный на подростков. Он до конца не понимает момент трансформации, например, как в "Человеке-пауке", но чувствует много загадок и тайн, которые его привлекают. А когда есть много вопросов - это фиксируется в сознании ребенка. Дальше родители начинают подогревать его интерес, покупая игрушки, постельное белье с человеком-пауком, заказывая торт в виде любимого героя. Так получается, что родители сами культивируют интерес, и вот это опасная ситуация. Мы имеем девочек принцесс и Барби или мальчиков Человеков-пауков и Бэтменов. И кто тут виноват: мультик или сами родители? Но как бы нам ни хотелось не показывать "Бэтмена" или "Человека-паука", эти мультики очень отражают наше время. Мы же не можем жить только на советской классике. Кстати, в советском "Ну, погоди" и американском "Том и Джерри" постоянные драки, но их же дети смотрят с удовольствием и смеются.

Мультики "Труп невесты" и "Кошмар перед Рождеством" построены по принципу парадоксального предписания или доведения чего-либо до абсурда. Их, конечно, нельзя смотреть малышам, они адресованы подросткам и взрослым, потому что в них много глубинного смысла и символизма. Чтобы исследовать темы страха и смерти, нужно попасть в этот страх и приблизиться к смерти. Такие мультфильмы помогают косвенно снять напряжение, связанное со страхами смерти.

"Что было, когда меня не было?"

- Я поставила крест на мультиках, где есть смерть. Дети не должны видеть, как кто-то умирает, - поделилась с нами мама 5-летней девочки Ольга.

- Проблема сейчас стоит в том, что многие родители усиливают дезадаптацию детей в мире через ограничения драматического опыта, даже запрещая смотреть мультики. Мультик должен нести определенную информацию о жизни, об отношениях людей. В 4 - 6 лет у ребенка впервые возникают размышления о том, что такое смерть, что было, когда меня не было? И как раз такие мультики позволяют малышу идентифицировать себя с главным героем и сопереживать. Таким образом, ребенок через мультик получает опыт, который в жизни он получить не может. Главное, чтобы мультфильм соответствовал возрасту ребенка, был понятен.

- А я своим детям запрещаю смотреть канал Джетикс. Там сплошные драки и аниме, - жалуется мама 4- и 7-летних мальчишек. - Дети после этих мультиков становятся неуправляемыми.

- Аниме - это мультики не для детей, а для подростков и взрослых. В них достаточно серьезное художественное произведение переложено в анимацию. Тут, скорее, вопрос возраста и понимания той культуры.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Выбираем мультики:


- для маленьких детей до 3 лет - мультики-потешки, про животных, коротенькие и не перегруженные информационно. Хорошо, если основанные на песенках или стишках;

- для детей старше 3-х лет можно добавлять мультики с сюжетами про друзей, про отношения со сверстниками, про победу над страхами. В них не должно быть непонятных ребенку этого возраста образов и отношений (абстрактное мышление еще не развито). То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать;

- для школьников нужны сюжеты с приключениями и превращениями, про дружбу и предательство, про выбор и ответственность;

- для подростков и юношей важны истории и сюжеты про ценности жизни, про страхи и смерть, победу жизни над смертью и добра над злом, про любовь и отношения с противоположным полом, возможны абстрактные содержания и экзистенциальные сюжеты.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

10 мультиков, которые стоит смотреть детям:


"Умка"

"Малыш и Карлсон"

"Простоквашино"

"Приключения Винни Пуха"

"Крошка Енот"

"38 попугаев" и другие про Мартышку, Слоненка, Удава и Попугая

"Приключения домовенка Кузеньки"

"Приключения кота Леопольда"

"Дядя Степа-милиционер"

"Собачка Соня"

"Смешарики"

"Корпорация монстров"

"Русалочка"

"История игрушек"

"Бэмби"

"Дамбо"
 
{banner_819}{banner_825}
-45%
-70%
-20%
-25%
-50%
-20%
-30%
-35%
-20%
-35%
-10%