Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


22 февраля в "Народной воле" было напечатано письмо жителя г.Барановичи Семена Корунца. Автор подчеркивал: "Я считаю, что нашему народу пора перестать стесняться того, что он будет знать зарплату госслужащих: президента, депутатов и других. Наоборот, народ должен знать, сколько он платит им как нанятым работникам. Думаю, что знать зарплату высокопоставленных госслужащих не только не является чем-то порочным, "заглядыванием в чужой карман", но и необходимо для того, чтобы определить достойный уровень оплаты их труда. Именно народ как хозяин страны должен был бы устанавливать чиновникам -- наемным работникам -- зарплату, а не передоверять им брать такую зарплату, какую они посчитают нужной..."

В приписке, сделанной от редакции, было сказано, что письмо С.Корунца печатается как официальный запрос на имя главы Администрации президента Республики Беларусь У.Р.Латыпова. Мол, вся информация по заработной плате госслужащих высоких рангов, полученная от Урала Рамдраковича, будет оперативно напечатана на страницах "Народной воли".

К сожалению, не дождались мы от главы Администрации президента каких-либо сведений. Зато днями редакция получила от инкогнито... Указ президента Республики Беларусь за №620 и датированный 24 декабря 2002 года. А называется он так -- "О совершенствовании оплаты труда должностных лиц". Согласитесь, любопытный документ? Хотя, обратите внимание, подписан он 24 декабря прошлого года, но в силу вступил 1 декабря, т.е. задним числом.

Содержащаяся в нем информация не была предусмотрена для широких масс, о чем свидетельствует пометка "Для служебного пользования". Нехорошо как-то получается. Ведь кто, как не налогоплательщики -- белорусские граждане, за счет которых и содержится госаппарат, имеют право знать, сколько зарабатывают "слуги народа". Тем более что за границей подобного рода информация открыта и ни для кого не является тайной. Впрочем, за цивилизованным миром мы с 1994 года, как известно, не идем.

Однако вернемся к документу. В нем, в частности, говорится, что заработная плата чиновников состоит из должностных окладов, надбавок за классные чины (классы, квалификационные классы, воинские и специальные звания), за выслугу лет, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде, а также премий.

Приведенная структура должностных окладов чиновников строго иерархична. Самый высокий среди всех чиновников оклад имеет, естественно, президент. А.Лукашенко определил себе 530 тысяч рублей в месяц, что эквивалентно примерно 285 долларам или 2,5 средним заработным платам рабочих и служащих. Однако не следует забывать, что глава государства находится на полном государственном обеспечении, что позволяет ему время от времени делать красивые жесты, как-то: отдать свою зарплату на какую-нибудь благотворительную цель. К тому же ни для кого не секрет, что огромные деньги проходят вне бюджета, они практически не контролируются ни парламентариями, ни общественностью.

У идущего вторым в списке премьер-министра оклад ровно на двести тысяч рублей меньше и не дотягивает даже до символичных 200 долларов. Правда, как гласит пункт 2 Указа, должностные оклады чиновников по решению президента могут увеличиваться на 85 процентов лицам, вошедшим в состав Совета министров, и руководителям местных исполнительных и распорядительных органов за высокие достижения в системе государственного отраслевого (функционального) управления. А с учетом, как говорилось выше, всевозможных надбавок и премий набежит вполне приличная сумма.

По этому списку можно даже проследить предпочтение А.Лукашенко по отношению к тем или иным должностным лицам. По сути ключевые для президента позиции отображены в третьей, четвертой и пятой группах должностей. Примечательно, что в одну группу попали такие разношерстные фигуры, как глава Администрации президента, госсекретарь Совета Безопасности, председатель Комитета госконтроля, генпрокурор, председатель Нацбанка, управделами президента и первый заместитель премьер-министра.

А вообще список составлен достаточно странно. Так, например, работа пресс-секретаря президента оценивается (исходя из размеров окладов) выше начальника Службы Безопасности и большинства министров. Последние, к слову, разделены на три категории. В первую попали министры иностранных дел, по налогам и сборам, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, труда и соцзащиты, финансов, экономики, юстиции. Во вторую -- министры внутренних дел и обороны. Кроме них, в компанию силовиков включены также председатели трех государственных комитетов -- КГБ, таможенного, погранвойск и упомянутый уже начальник СБ президента. Большинство же министров определены в группу с окладом в 227 тысяч. Туда же попали председатель Белтелерадиокомпании, депутаты Палаты представителей, члены Совета республики и председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Что касается размеров окладов председателей областных и Минского городского исполкомов, то они находятся на уровне заместителей премьер-министра, первых замов главы Администрации президента, заместителей председателя Советов республики и Палаты представителей -- 262 тысячи рублей. У председателей областных и Минского городского Совета депутатов оклад на 31 тысячу меньше. Главы же районных администраций в Минске имеют оклад в размере 219 тысяч рублей, а в других городах -- 204 тысячи.

Когда знакомишься с официальными окладами высоких госчиновников, то и впрямь можно прослезиться. Действительно, что такое для президента 530 тысяч рублей! Или для премьер-министра 330 тысяч. А оклады министров внутренних дел, обороны, председателя Комитета госбезопасности, Комитета пограничных войск, Таможенного комитета, начальника Службы Безопасности президента Республики Беларусь вообще загадочны -- всего 244 тысячи рублей. Но это, как говорят в народе, для отвода глаз. Если прикинуть к этим цифрам еще 85 процентов, то получается совсем иная картина! То есть оклад президента может приближаться к миллиону, премьер-министра -- превышать шестьсот тысяч рублей.

Но мы же теперь знаем, что есть еще надбавка за "выслугу лет, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде". Кстати, все это распространяется не только на лица, должности которых перечислены в приложениях 1--3 к вышеназванному Указу, а также для первых заместителей председателей Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда, заместителей председателей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда, судей Конституционного суда. Правда, в этом случае надбавки определены в размере не 85 процентов, а 50 процентов.

Нельзя забывать и то, что все госчиновники имеют классность -- от высшего, затем первого и до двенадцатого. А это означает, что к должностным окладам тех, кто имеет высший класс, нужно приплюсовать еще 150 тысяч рублей, к окладам тех, кто аттестован на первый класс, -- 120 тысяч рублей. И так далее.

И это еще не все. В Указе №620 есть такой пункт: материальная помощь лицам, должности которых перечислены в приложениях 1--3 к настоящему Указу, оказывается в размере трех должностных окладов один раз в календарном году и выплачивается, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

Запутались с подсчетами? У нас та же проблема. А если взять еще надбавки за воинские и специальные звания, плюс использование служебного транспорта в личных целях (а без этого не обходится), проживание в госдачах с льготной оплатой, кое-какие иные накрутки, то можно слезу вытирать -- не голодают наши высокие чиновники. Их благосостояние -- это не благосостояние тех, кто зарабатывает в месяц 70--100 тысяч рублей и ждет зарплаты два-три месяца. Их благосостояние -- это не благосостояние тех, у кого пенсия 90 тысяч рублей и меньше.

Впрочем, нехорошо считать деньги в чужом кармане. Хотя, стоп -- деньги, которые выплачиваются чиновникам, это, в первую очередь, деньги налогоплательщиков. И они имеют право их считать. Как и требовать соответствующей отдачи. А вот с этим в нашей стране не совсем нормально. Налогоплательщик держит на своей шее огромнейшую армию чиновников. К сожалению, жизнь большинства людей не улучшается, а ухудшается.