Елена Нестерович,

В Бресте разрушают кукольный театр. Маленькое здание, знакомое и по-своему родное почти каждому брестчанину, нещадно сносят. В интернете появляется все больше и больше критических замечаний в адрес городской администрации. Вскоре среди еще довоенной застройки появится новое здание кукольного театра из металла и стекла, которое, как считают жители города над Бугом, совершенно выбивается из архитектурного ансамбля улицы Ленина.

Решение о реконструкции "Тэатра лялек" было принято еще в 1993 году. Через три года брестский архитектор Валерий Кескевич совместно с директором и художественным руководителем Брестского кукольного театра Михаилом Шавелем пришли к обоюдному согласию. По словам Валерия Кескевича, главного архитектора проекта, в новом здании учтены все пожелания идейного вдохновителя брестских кукловодов.

Сам архитектор уверен, что решение странное, но уместное:

- Старое здание обветшало настолько, что его нужно было сносить. Я считаю, что если все время строить в том же ключе, что и раньше, возвращаться назад, вниз, то можно опуститься очень сильно. Мы идем по контрастному, странному пути, но идем. Вопрос рассматривался на различных уровнях – городские власти и архитекторы меня поддержали. Год назад ведомственная экспертиза рассмотрела проект и дала добро. Главной же целью была постройка удобного, современного здания, сердцем которого будет сцена. Проект мы буквально рожали в муках, но от идеи художественного руководителя театра мы не отступили ни на шаг.

Здание, приютившее под сводами актеров-кукловодов, было построено еще в начале тридцатых годов прошлого столетия в стиле польского конструктивизма и изначально не было рассчитано на театральные действа. Со временем появились различные пристройки, в семидесятые была реконструирована сцена, но дом берестейских кукольных сказок все равно не дотягивал до нужного уровня.

Михаил Шавель, директор и художественный руководитель брестского кукольного театра, смелым проектом доволен.

- В здании, которое сейчас идет под снос, был минимум технических возможностей. Фактически ничего не было. Размеры вообще не соответствовали. Например, зал был рассчитан на сто восемьдесят человек, когда фойе вмещало в себя одновременно только четвертую часть от общего числа зрителей. На каждого актера приходилось по 2 квадратных метра пространства. Зал был некомфортным для всех: летом жарко, зимой холодно. Сейчас же все будет предусмотрено, например, разноуровневая подъемная сцена и максимальное удобство как для актеров, так и для зрителей. Хотя внешне, конечно, предыдущее здание камерного театра было со своим шармом.

Фото: Вменяемый Брест






 
Энтузиазм автора проекта и директора кукольного театра разделяют далеко не все. В плане функциональности, возможно, все замечательно, но внешний вид театра будущего, макет которого уже несколько лет кочует по просторам интернета, смущает многих, в том числе и людей, причастных к застройке города. Главный специалист по архитектуре ОАО "Брестпроект" Валентин Гопиенко считает архитектурное решение не совсем верным:
 
- Вопрос нового здания рассматривался и получил утверждение. Мы отправляли документы в комитет по охране исторического наследия, и там нам тоже дали добро. Но сугубо мое личное мнение таково: некоторые вещи делаются не так, как надо. А как нужно – долгий и сложный разговор.
 
Сложившуюся ситуацию комментирует Ирина Лавровская, доктор урбанистики и архитектуры, член общественной наблюдательной комиссии по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси:
 
- Среди зданий постройки девятнадцатого века и тридцатых годов двадцатого новое здание словно гвоздь в стене. Этот технократический проект будет вырываться из общего облика, не формировать его, а разрушать. Нам нужно очень бережно относиться к архитектурному наследию, беречь его и пестовать. Этот театр очень агрессивно смотрится на фоне остальной застройки. Здание само по себе хорошее, но нужно было подумать о гармонии с окружающим пространством.
 
Ирина Лавровская считает, что деятельность современных градостроителей похожа на поведение некультурного человека в толпе, который активно работает локтями, распихивая всех остальных. Но в то же время отмечает, что подобная тенденция - это проблема не только Бреста или республики, но и всего постсоветского пространства.



Что касается простых жителей, то от проекта нового дома кукольных спектаклей они не в восторге. Например, жж-юзер astartic пишет в своем блоге (орфография и пунктуация автора сохранены):
 
"Соглашусь с тем, что старое здание было уже обветшавшим и маленьким для театра. Но ставить такой хайтек в районе старой застройки - очевидный фейл. Это похоже на соседство Музея спасенных ценностей и многоэтажного здания статистиков. Как извращаются фотографы, чтобы снять музей, не задев эту многоэтажку. На одной из открыток поступили проще - замазали в фотошопе. Возможно я ошибаюсь, но соседство таких разных зданий не украшает наш город".

Музей спасенных ценностей в Бресте

Градостроители же, судя по всему, так не считают.
-20%
-10%
-10%
-35%
-11%
-10%
-12%
0067154