Задача, поставленная Министерству образования Программой деятельности правительства Республики Беларусь на 2011—2015 гг., об увеличении экспорта услуг в сфере образования в три раза, на первый взгляд, кажется утопичной. Ведь уже сейчас в белорусских вузах занимается 10 486 студентов из 84 стран (более 2 % от общего числа обучающихся в вузах). Задействованы возможности международных договоров о сотрудничестве в сфере образования (69), прямых межвузовских договоров (свыше 1800), налажено сотрудничество с белорусской диаспорой за рубежом. Поэтому заинтересовать большее количество иностранцев приехать в Беларусь за знаниями — все равно что решить уравнение со многими неизвестными. И все же решение здесь имеется. Причем в ряде случаев без выделения значительных дополнительных финансовых средств.

Для примера возьмем наших ближайших соседей – граждан России, которые желали бы учиться у нас. В Российской Федерации учебный год завершается в то время, когда в Беларуси уже идет тестирование, что не позволяет российским выпускникам принять участие во вступительной кампании в белорусские вузы. К нам едут те, кто окончил школу годом ранее. Белорусские выпускники в лучших условиях – могут пробовать свои силы в вузах обоих государств. Во многом по этой причине в государственных вузах республики сейчас учатся только 1899 россиян, в то время как в российских вузах – более 10 тысяч белорусских граждан. И если мы ставим цель увеличить число студентов из других стран, то следует вначале привести в соответствие национальные Правила поступления в высшие и средние специальные учебные заведения с зарубежными, скорректировав сроки приема документов в вузы.

Мы поставили задачу, чтобы каждый выпускник школы, тем более вуза, свободно владел разговорным иностранным языком. Но почему оставили в стороне от этой проблемы преподавателей?.. Ведь совершенно очевидно, что для повышения привлекательности белорусских вузов на международном рынке образовательных услуг жизненно необходимо преподавание в вузе на двух языках (русском—английском или белорусском—английском). Конечно, преподавание на английском языке требует нового учебно-методического сопровождения курса лекций, разработки новых учебных программ. А это серьезные материальные и интеллектуальные затраты. Но так давно поступают многие зарубежные вузы для привлечения студентов из-за рубежа. Кроме того, такие вузы получают большую прибыль от образовательных услуг, устанавливая стоимость обучения на английском языке в 2—4 раза выше, чем при обучении на языке государственном.

Есть еще вариант: открывать в большем количестве в других странах мира курсы по изучению наших государственных языков для лиц, которые собираются продолжить учебу в Беларуси. Наши университеты должны расширять сферу своей деятельности путем организации лицеев за рубежом, где предусматривается обучение не только на русском, но и на местных языках. Увеличение числа площадок на базе иностранных вузов также один из перспективных путей закрепления белорусских вузов на рынках образовательных услуг.

Для повышения престижа национальных вузов белорусские преподаватели должны чаще выезжать за рубеж читать лекции. В свою очередь вузы также должны в большей степени привлекать для работы иностранных преподавателей. Для чего правительству необходимо дать возможность университетам (за счет их же прибыли!) осуществлять оплату труда иностранных преподавателей по приемлемым для них расценкам.

Чтобы вуз был привлекательным для иностранцев, о нем должно быть как можно больше информации в Глобальной сети. Ведь репутация любого вуза на мировом рынке образовательных услуг связана с его информационной открытостью. Однако анализ показывает, что более половины белорусских вузов слабо позиционируют свои образовательные услуги на международном рынке, недостаточно для этого используют возможности Интернета и скупо предоставляют информацию на основных европейских языках, в частности английском. Парадокс, но студенты наших вузов лидируют на международных конкурсах (соревнованиях и олимпиадах) по ряду дисциплин и предметов, а между тем белорусские университеты отсутствуют в первой сотне рейтинга высших учебных заведений мира, и только из-за того, что о них слабо знают за пределами страны.

Высшая школа не только должна, но будет вынуждена реагировать и на демографические проблемы. У нас, как и во многих других странах, уменьшается традиционная для высшего образования группа молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. По прогнозам, в ближайшей пятилетке произойдет сокращение на 40 % выпускников общеобразовательных школ, и в 2015 году их количество составит менее 55 тысяч. Поэтому для сохранения контингента обучающихся нужно активнее привлекать иностранную молодежь из тех стран, где численность данных возрастных групп увеличивается, а потребности в образовании полностью не удовлетворяются. Сильно рассчитывать на европейскую молодежь, на мой взгляд, не следует. Ведь европейские вузы сами стремятся привлекать студентов со всего мира. Ориентироваться нужно на молодых людей Азии, Латинской Америки и африканского континента. Первые два региона мира находятся в преддверии демографической старости, а для Африки процесс старения вообще не характерен (доля лиц в возрасте 65 лет и старше в Европе – 16 %, в Азии и Латинской Америке – 7 %, в Африке – 3 %).

Вместе с тем белорусские университеты должны учесть и новые возможности, связанные с увеличением средней продолжительности жизни и улучшением здоровья людей. В глобальном масштабе ожидается, что процентная доля лиц в возрасте старше 60 лет в период с 2000-го по 2050 г. увеличится в два раза.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в мире меняется технологический уклад. Уже сформировано ядро нового, шестого уклада: нанотехнологии, молекулярная биология, генная инженерия, конструирование материалов и организмов с заранее известными свойствами. Ученые говорят, что будут востребованы технологи "по выращиванию запасных частей человека", специалисты по компьютерной безопасности, по искусственному интеллекту, по альтернативной энергетике и другим направлениям. Белорусские вузы тоже должны ориентироваться на подготовку студентов по этим направлениям.

Им также следует поспешить и за развитием информационных и коммуникационных технологий. Традиционные способы обучения в перспективе перестанут быть привлекательными не только для иностранной, но и для нашей молодежи. Ведь скоро вырастет мало читающее книги поколение, которое не будет помнить времени без Интернета и компьютерных игр. Конечно, пока количество программ, зависимых от сети и полностью он-лайн, составляет менее 5 % от всего набора обучающих программ. Но Интернет, цифровые библиотеки, использование ноутбуков, карманных компьютеров и других портативных устройств не могут не менять способы обучения людей, в том числе способы и технологии образования. Электронное обучение набирает силу среди образовательных программ: использование электронной почты, работа в режиме он-лайн, полное обучение он-лайн после учебы в университете. Хотя следует заметить, что многие исследователи наиболее перспективным считают смешанный способ обучения (традиционное и электронное).

Необходимо решить и ряд бытовых проблем, связанных с проживанием иностранных студентов в нашей стране. В зарубежных университетах (США, к примеру) предлагают на выбор три варианта: дают место в общежитии, помогают снять квартиру или селят в семьи. У нас, к сожалению, последнее не практикуется вообще. Кроме того, по традициям некоторых иностранных государств, мужчина должен жить в комнате один, а не с другим молодым человеком (!). В наших общежитиях случается, что четверо, а то и пятеро студентов живут в одной комнате. Есть проблемы и с организацией питания для студента-иностранца в соответствии с традициями его родины (религиозными верованиями).

Становится очевидным, что увеличение количества иностранных студентов в Беларуси возможно только при решении комплекса вопросов. Но что это даст нашей стране?.. Если прагматично, то ежегодное пополнение государственного бюджета значительными суммами, исчисляемыми миллионами долларов (в среднем каждый студент-ино­странец тратит у нас ежегодно, включая плату за обучение, билеты и т.д., около 10 тысяч долларов). Не сбрасываем со счетов и занятость профессорско-преподавательского состава. Но важен не только материальный доход. Ведь иностранные студенты в Беларуси – это еще и международный престиж страны, статус отечественного образования. С иностранными гражданами, которые получили образование у нас, впоследствии легче устанавливать контакты по различным направлениям межгосударственной деятельности. Поэтому усиление конкурентоспособности белорусских вузов, проявляющееся в притоке иностранных студентов, следует рассматривать и как фактор укрепления национального суверенитета. 

Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

0067150