Мария Ковальчук,

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси может прекратить свое существование и войти в состав Министерства строительства и архитектуры в качестве департамента. Уменьшит ли такая реорганизация количество жалоб населения на услуги ЖКХ и кто будет с ними разбираться, выясняет "Завтра твоей страны".

Уровень комфортности проживания белорусов во многом зависит от того, в каком состоянии находится жилищно-коммунальная сфера. В Беларуси ЖКХ – отрасль затратная. Государство ежегодно выделяет значительные суммы на ее финансирование.

В 2008 году на эти цели было израсходовано более 3,1 трлн рублей, в 2009-м - 3 трлн рублей. Но становится ли от этого обслуживание жилого фонда лучше, а капремонты – более качественными и менее длительными?

Надо ли такое министерство стране?

Как отмечает руководитель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, жилищно-коммунальный сектор лидирует по числу претензий на некачественные услуги.

Это подтверждает и опрос населения, проведенный в рамках проекта "Формирование эффективного потребителя жилищно-коммунальных услуг", который реализовывался Белорусским обществом защиты потребителей при поддержке Всемирного банка.

- Во время анкетирования выяснилось, что недовольных много, и каждый второй из них пробует защитить свои права. Вот почему в исполкомах и подчиненных им жилищно-эксплуатационных службах по-прежнему велик поток жалоб от населения, - рассказывает ассистент директора проекта Ирина Жихар. 

В 2009 году, по данным замминистра ЖКХ Геннадия Ляпунова, с жалобами и обращениями за различными справками в службы жилищно-коммунального хозяйства страны обратились свыше 2 миллионов человек.

Между тем к 2015 году ожидается переход на стопроцентную оплату белорусами содержания жилья.

Вопрос о том, "надо ли это министерство стране", прозвучал в прошлом году на заседании Комитета государственного контроля.

На протяжении последних шести лет КГК неоднократно указывал на факты бесхозяйственности и нерационального использования государственных ресурсов в сфере ЖКХ. В доказательство громоздкости структуры отмечалось, что организации жилищно-коммунального хозяйства находятся в двойном подчинении. В части нормотворчества они подчиняются Минжилкомхозу, а по исполнению своей деятельности – местной власти: городским, районным, областным исполкомам.

- А ответственность за проведение государственной политики в области защиты прав потребителей согласно Закону "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" возложена на Министерство торговли, - поясняет Ирина Жихар.

По ее словам, нередки ситуации, когда жалобы, направляемые в Минжилкомхоз, передавались на рассмотрение в исполком.

- Получается, Минжилкомхоз только и может, что дать совет или разъяснение по каким-то техническим вопросам, - делает неутешительный для коммунальщиков вывод Ирина Жихар.

Сфера деятельности белорусского Министерства жилищно-коммунального хозяйства широка: предоставление потребителям комплекса жилищно-коммунальных услуг, жилищный фонд, тепловое и водно-канализационное хозяйство. Однако руководитель первого в Беларуси частного ЖЭСа Виктор Клименко категоричен в своем мнении.

- В Минжилкомхозе много хороших специалистов, но, на мой взгляд, штат из 59 человек для той работы, которую они выполняют, не нужен, - говорит специалист.

В Латвии департамент ЖКХ состоит из 5 человек

Виктор Клименко изучал опыт работы жилищно-коммунальных служб Литвы, Латвии, Германии.

- В этих странах нет Министерства ЖКХ. Есть департаменты при других ведомствах. Например, в Латвии - при Минэнергетики, - рассказывает руководитель частного ЖЭСа. - И в этом департаменте работает 5 человек, которые занимаются исключительно подготовкой нормативной базы. А иную рутинную работу выполняют другие ведомства. Например, в Рижской городской думе есть отдел городского хозяйства. И если возникают вопросы по качеству обслуживания, его сотрудники готовят пакет документов для обращения граждан в суд, но сами не выступают арбитрами в споре с коммунальными службами.

В белорусском Министерстве ЖКХ, по словам Виктора Клименко, буквально все чиновники завалены жалобами и обращениями граждан, но в то же время до сих пор нет, например, четкой формулировки, что такое обслуживание домов. Хотя именно от этого зависит стоимость услуг в жировках, которые получают граждане.

В то же время председатель правления Республиканского социально-просветительского общественного объединения "Совместное домовладение" Эдуард Латушко обращает внимание на момент, который коренным образом отличает работу белорусского Минжилкомхоза от аналогичных западных структур.

- Техническое регулирование вопросов эксплуатации фонда действительно можно переложить на плечи Минстройархитектуры, - согласен специалист. – Но в сфере деятельности белорусского Минжилкомхоза лежат и бюджетные ассигнования – субсидии, адресные дотации, которые требуют определенной методологии, согласования с Минфином, Минэкономики. И если на ведомстве лежит такая ответственность, то оно должно быть представительным – переговоры с министром не должен вести начальник департамента.

Неиспользованный шанс

Эдуард Латушко считает Министерство жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени заложником ситуации. С одной стороны, власти заявляют о революционных преобразованиях в системе ЖКХ, говорят о том, что к 2015 году белорусы будут оплачивать 100% стоимости коммунальных услуг, а с другой - тормозят частные инициативы, недооценивают роль собственников и совместных самоуправлений.

- Любое министерство связано с государственной политикой, - говорит Эдуард Латушко. - Минжилкомхоз не может взять и отпустить цены, например, на коммунальные платежи. Ведь нужны веские обоснования, поскольку такой шаг может вызвать протест в обществе. Все документы министерство согласовывает в Совмине. Я на наше министерство смотрю как на часть системы.

Эксперт убежден: надо разобраться в работе министерства, реформировать его деятельность, возможно, сократить штат.

- Однако по удобству работы и по презентабельности существование министерства - лучший вариант, особенно с учетом перехода к рынку, – считает Эдуард Латушко. – Слияние только добавит головной боли Минстройархитектуры, а департамент ЖКХ не сможет реализовать те задачи, которые сегодня выполняет министерство.

Ирина Жихар готова поспорить с такой позицией. Она считает, что у Минжилкомхоза был шанс проявить себя, но тот его не использовал.

- Министерство могло бы стать главным двигателем реформы ЖКХ, - убеждена эксперт "Завтра твоей страны". – В 2003 году Совет министров утвердил Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года и несколько важных постановлений. Процесс развития отрасли набирал обороты, был востребован европейский опыт, активизировалось создание товариществ собственников, ЖСК. Но в 2004 году все эти процессы, требующие серьезного экспертного и управленческого участия, были свернуты, а министр ЖКХ в своих интервью публично заявил, что реформа закончена.

Сегодня, по мнению Ирины Жихар, потребитель жилищно-коммунальных услуг как был в полной зависимости от государства, так и остался.

- Сохраняется старый подход: повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг при действующей фактически монопольной системе управления жилищным фондом, - констатирует эксперт.

Ирина Жихар приводит такой пример. Закон "О защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг" предоставляет потребителям для решения споров относительно качества ЖКС такую возможность, как независимая экспертиза, но из 557 опрошенных в рамках проекта "Формирование эффективного потребителя жилищно-коммунальных услуг" ни один не использовал такой шанс.

- Безусловно, реформа ЖКХ нужна. Только проводить ее надо грамотно, - резюмирует эксперт.

Ирина Жихар также настаивает на том, что обсуждать возможную трансформацию Министерства ЖКХ должны не только представители госаппарата, но и общественность - потребительские организации, объединения собственников.

- ЖКХ – это отрасль, которая затрагивает интересы каждого жителя Беларуси. Игнорировать общественность в этих вопросах, в том числе и при реструктуризации министерства, не следует, - уверена эксперт "Завтра твоей страны". 

-35%
-30%
-25%
-5%
-15%
-25%
-10%
-40%
-20%
-15%
0070465