Невнятным имиджем Беларуси решили заняться всерьез. Мало того, что страну, расположенную в центре Европы, плохо знают за пределами постсоветского пространства, так и соседи часто примитивно ассоциируют Беларусь с диктатурой и партизанами. С таким имиджем бороться за инвестора весьма непросто. Пути выхода обсуждаются 25-26 ноября в Минске на Первом международном форуме "Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов".
Очевидно, что быстро получить чудо-рецепт радикального улучшения имиджа от кого-то из маркетинговых гуру не удастся. Как отметил руководитель проектов фонда "Институт экономики города" и доцент ГУ "Высшая школа экономики" Денис Визгалов, "в маркетинге территорий нет единого универсального подхода: все идут, кто как может, интуитивно, иногда наступая на одни и те же грабли". "Главный вопрос: если в мире есть территории-бренды, то означает ли это, что из территории можно сделать бренд?" - добавил российский эксперт, заверив, что это вполне возможно.
При этом важно не забыть, что суть маркетинга территории – в продвижении интересов этой территории. "То есть это не продвижение территории в информационном пространстве, не бомбежка мировой общественности информацией о том, как у нас все здорово, а системное, хитрое продвижение интересов территории. Но перед тем как их продвигать, нужно понять, в чем они состоят. И тут начинается самое главное, ведь интересы у всех сторон весьма различаются, и интересы района и города часто не совпадают с интересами страны: все хотят дешевую электроэнергию, но никто не хочет АЭС по соседству", - отметил Визгалов.
Он также подчеркнул, что маркетинг территории – не дело власти, это дело всех и каждого. "Из нашего отношения к стране, внешнего вида, рассказов о стране складывается имидж всей страны. И практика показывает, что как только территория начинает заниматься системным продвижением своего имиджа, своих знаковых проектов, это категорически позитивно влияет на население. Они начинают по-другому относиться к своему городу, региону, градус местного патриотизма повышается. И только ради этого стоит заниматься маркетингом – даже если в страну массово не поедут туристы и инвесторы", - убежден эксперт.
Российские эксперты уверяют, что у Беларуси достаточно возможностей для улучшения имиджа страны, в том числе при помощи знаковых событий (достаточно вспомнить недавнее детское "Евровидение" или грядущий чемпионат мира по хоккею), производственного туризма (здесь могут пригодиться и БелАЗ, и шахты Беларуськалия), демонстрации белорусских прелестей в кино (российские телесериалы и т.п.).
Денис Визгалов также обратил внимание на проведенный им накануне поездки в Минск мини-соцопрос. У большинства опрошенных коллег ассоциации с Беларусью были вполне положительные, причем на удивление много было гастрономических (бульба, драники, молоко, грибы, сметана и т.д.). Правда, на вопрос о белорусских уникальностях большинство опрошенных привычно назвали Лукашенко и партизан.
Денис Визгалов также обратил внимание на проведенный им накануне поездки в Минск мини-соцопрос. У большинства опрошенных коллег ассоциации с Беларусью были вполне положительные, причем на удивление много было гастрономических (бульба, драники, молоко, грибы, сметана и т.д.). Правда, на вопрос о белорусских уникальностях большинство опрошенных привычно назвали Лукашенко и партизан.
Эксперты обращают особое внимание на то, что к теме странового имиджа важно подойти профессионально. "В отношении маркетинга территорий, вроде, все можно сделать практически и без денег. Но хуже всего не когда на маркетинг денег нет совсем, а когда они есть, но их очень мало. Тогда возникает большой соблазн слегка самопального маркетинга, непрофессионального, что очень бросается в глаза", - отметил профессор Российской академии государственной службы Александр Панкрухин.
Без улучшения имиджа Беларуси сложно рассчитывать на рост притока иностранных инвестиций. И начинать тут придется с мелочей. Как отмечал пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных, у предприятий страны есть проблемы и с сайтами, особенно с их англоязычными версиями, и с уровнем владения иностранными языками.
"МИД на постоянной основе проводит мониторинг веб-сайтов предприятий - основных экспортеров. Мы смотрим на сайты глазами иностранных покупателей, пытаемся оценить качество этих сайтов. Ситуация, мягко говоря, очень скромная. Скорее, хорошие англоязычные ресурсы можно встретить у дилеров, продающих нашу продукцию за рубеж, а не у производителей. Складывается ощущение, что и потенциал слабоват, и желания особого нет", - отметил Савиных, выступая в сентябре на мероприятии в рамках подготовки к форуму.
"Известен эксперимент, который был поставлен к совещанию у премьер-министра, когда мы сели и обзвонили 20 главных экспортеров страны, на английском пытаясь задать вопросы: "Говорите ли вы по-английски? Как я могу получить каталог вашей продукции?" и т.п. Результат был очень печальный. Фактически из 20 компаний только в 6 мы сумели найти людей, говорящих на иностранных языках. И то из шести в четырех это удалось путем неимоверных усилий, иностранный покупатель никогда в жизни бы не стал это делать. Но мы продолжали поиски уже из спортивного интереса", - поделился представитель МИД.
Так что складывается ощущение, что предприятия в принципе готовы работать на внешних рынках, но либо в странах СНГ, где можно использовать русский язык, либо через посредника. А в сфере услуг это еще сложнее. Так что государственных усилий тут недостаточно, нужна готовность примерить новый имидж и со стороны предприятий, и со стороны населения.