Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  2. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  3. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  4. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  5. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  6. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  7. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  8. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  9. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  10. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  11. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  12. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  13. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  14. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  15. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  16. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  17. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  18. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  19. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  20. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  21. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  22. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  23. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  24. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  25. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  26. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  27. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  28. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  29. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  30. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти


Ольга Лойко,

Невнятным имиджем Беларуси решили заняться всерьез. Мало того, что страну, расположенную в центре Европы, плохо знают за пределами постсоветского пространства, так и соседи часто примитивно ассоциируют Беларусь с диктатурой и партизанами. С таким имиджем бороться за инвестора весьма непросто. Пути выхода обсуждаются 25-26 ноября в Минске на Первом международном форуме "Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов".
 
Очевидно, что быстро получить чудо-рецепт радикального улучшения имиджа от кого-то из маркетинговых гуру не удастся. Как отметил руководитель проектов фонда "Институт экономики города" и доцент ГУ "Высшая школа экономики" Денис Визгалов, "в маркетинге территорий нет единого универсального подхода: все идут, кто как может, интуитивно, иногда наступая на одни и те же грабли". "Главный вопрос: если в мире есть территории-бренды, то означает ли это, что из территории можно сделать бренд?" - добавил российский эксперт, заверив, что это вполне возможно.
 
При этом важно не забыть, что суть маркетинга территории – в продвижении интересов этой территории. "То есть это не продвижение территории в информационном пространстве, не бомбежка мировой общественности информацией о том, как у нас все здорово, а системное, хитрое продвижение интересов территории. Но перед тем как их продвигать, нужно понять, в чем они состоят. И тут начинается самое главное, ведь интересы у всех сторон весьма различаются, и интересы района и города часто не совпадают с интересами страны: все хотят дешевую электроэнергию, но никто не хочет АЭС по соседству", - отметил Визгалов.
 
Он также подчеркнул, что маркетинг территории – не дело власти, это дело всех и каждого. "Из нашего отношения к стране, внешнего вида, рассказов о стране складывается имидж всей страны. И практика показывает, что как только территория начинает заниматься системным продвижением своего имиджа, своих знаковых проектов, это категорически позитивно влияет на население. Они начинают по-другому относиться к своему городу, региону, градус местного патриотизма повышается. И только ради этого стоит заниматься маркетингом – даже если в страну массово не поедут туристы и инвесторы", - убежден эксперт.
 
Российские эксперты уверяют, что у Беларуси достаточно возможностей для улучшения имиджа страны, в том числе при помощи знаковых событий (достаточно вспомнить недавнее детское "Евровидение" или грядущий чемпионат мира по хоккею), производственного туризма (здесь могут пригодиться и БелАЗ, и шахты Беларуськалия), демонстрации белорусских прелестей в кино (российские телесериалы и т.п.).

Денис Визгалов также обратил внимание на проведенный им накануне поездки в Минск мини-соцопрос. У большинства опрошенных коллег ассоциации с Беларусью были вполне положительные, причем на удивление много было гастрономических (бульба, драники, молоко, грибы, сметана и т.д.). Правда, на вопрос о белорусских уникальностях большинство опрошенных привычно назвали Лукашенко и партизан.    
 
Эксперты обращают особое внимание на то, что к теме странового имиджа важно подойти профессионально. "В отношении маркетинга территорий, вроде, все можно сделать практически и без денег. Но хуже всего не когда на маркетинг денег нет совсем, а когда они есть, но их очень мало. Тогда возникает большой соблазн слегка самопального маркетинга, непрофессионального, что очень бросается в глаза", - отметил профессор Российской академии государственной службы Александр Панкрухин.
 
Без улучшения имиджа Беларуси сложно рассчитывать на рост притока иностранных инвестиций. И начинать тут придется с мелочей. Как отмечал пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных, у предприятий страны есть проблемы и с сайтами, особенно с их англоязычными версиями, и с уровнем владения иностранными языками.
 
"МИД на постоянной основе проводит мониторинг веб-сайтов предприятий - основных экспортеров. Мы смотрим на сайты глазами иностранных покупателей, пытаемся оценить качество этих сайтов. Ситуация, мягко говоря, очень скромная. Скорее, хорошие англоязычные ресурсы можно встретить у дилеров, продающих нашу продукцию за рубеж, а не у производителей. Складывается ощущение, что и потенциал слабоват, и желания особого нет", - отметил Савиных, выступая в сентябре на мероприятии в рамках подготовки к форуму.
 
"Известен эксперимент, который был поставлен к совещанию у премьер-министра, когда мы сели и обзвонили 20 главных экспортеров страны, на английском пытаясь задать вопросы: "Говорите ли вы по-английски? Как я могу получить каталог вашей продукции?" и т.п. Результат был очень печальный. Фактически из 20 компаний только в 6 мы сумели найти людей, говорящих на иностранных языках. И то из шести в четырех это удалось путем неимоверных усилий, иностранный покупатель никогда в жизни бы не стал это делать. Но мы продолжали поиски уже из спортивного интереса", - поделился представитель МИД.
 
Так что складывается ощущение, что предприятия в принципе готовы работать на внешних рынках, но либо в странах СНГ, где можно использовать русский язык, либо через посредника. А в сфере услуг это еще сложнее. Так что государственных усилий тут недостаточно, нужна готовность примерить новый имидж и со стороны предприятий, и со стороны населения.
-20%
-50%
-12%
-40%
-44%
-30%
-25%
-10%
-10%