Марина Шкиленок,

Бизнес-леди для Беларуси – не такая уже и редкость. Однако все еще встречаются скептики, которые считают, что место женщины – возле плиты и детской кроватки. Как изменяется отношение к женщинам в бизнесе? С какими проблемами сталкиваются деловые женщины в своей работе? Где можно научиться правильно организовать и вести свое дело?

На эти и другие вопросы в нашей студии отвечала Марина Рощина, директор "Репутационного агентства "Шаги к успеху", член Координационного Совета женской предпринимательской сети. www.imageconsult.by.


 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Бизнес-леди для Беларуси не такая уж и редкость, но тем не менее, некоторые скептики считают, что место женщины – у детской кроватки и у плиты. Каково отношение к женщине в бизнесе?

Подобное мнение является отголоском стереотипного мышления, поскольку женщине свойственна не только роль хранительницы очага, любящей жены и заботливой матери, но и такая социально значимая роль, как женщина-предприниматель. Здесь все зависит от готовности самой женщины и ее выбора – насколько она готова и хочет иметь независимость и быть предпринимателем.

Беларусь ратифицировала многие международные договоры по исключению дискриминации прав женщины. Уже в третий раз принимается Национальный план гендерного развития в Беларуси. Как показало исследование по вопросу условий ведения бизнеса и их влияния для женщин, которое проводилось в 2009 году одним из региональных отделений Международной организации труда, со стороны мужчин доминирует мнение, что как юридически, так и фактически права женщин соблюдаются. Женская аудитория ответила на этот вопрос искренне и правдиво: мужчины и женщины равны в юридических правах, но фактически дискриминация присутствует. Достаточно посмотреть каталог кадрового агентства, в котором есть определенные требования и к мужчинам, и к женщинам. Они не оперируют такими понятиями, как профессионализм, квалификация, уровень образования, а используют гентерные подходы. Я считаю это неправильным. Однако тенденции к изменению уже есть.

Сегодня общественная организация "Женское независимое демократическое движение", в которой я состою, представляет собой сеть, включающую в себя более 120 женщин-предпринимателей. В 2009 году мы провели уже третий форум для женщин-предпринимателей Очень активную поддержку нам оказывает Департамент предпринимательства.

Почему женщины идут в бизнес? В 90-е годы это было необходимостью: уровень жизни был достаточно низким, многие женщины начинали заниматься предпринимательством и становились "челноками". Сегодня ситуация изменилась?

По данным социологического исследования, которое проводилось в 2009 году среди женщин, проживающих в Минске, а также Минской, Витебской и Гродненской областях, основной причиной ухода в бизнес в 90-е годы был поиск средств к существованию. На тот момент бизнес только зарождался.
Современные женщины выдвигают причиной ухода в бизнес необходимость самореализации. Вторая причина – страх безработицы. Кроме того, женщины, имеющие постоянное место работы, вдруг открывали для себя рыночные ниши, где могли найти себя и зарабатывать. Третьей причиной была названа возможность свободно планировать свой день и, соответственно, больше времени уделять детям, семье и совмещать функции женщины-предпринимателя и женщины-матери.

В какой сфере женщина чаще всего себя реализует?

Здесь сложно что-то сказать, не ссылаясь на статистику. Около 68% занимает сфера услуг – парикмахерские салоны, SPA-салоны, различные консалтинговые компании. Около 20% занимает сфера торговли и около 12% - сфера производства.

Наверняка вы не понаслышке знаете о трудностях, с которыми приходится сталкиваться женщине при организации собственного бизнеса. Можно ли как-то их классифицировать?

С трудностями в ведении бизнеса сталкиваются как женщины, так и мужчины. По большому счету, начать собственное дело – это полбеды. Одна проблема заключается в том, что бывает достаточно сложно решиться и принять решение – для этого необходимо обладать определенными личностными характеристиками, быть уверенным в себе и своих навыках, в своем профессионализме, уметь создать эффективную команду. Вторая проблема заключается в умении удержаться на рынке. Известно, что из всех созданных бизнесов всего лишь 10-15% остаются "в живых". И успех здесь зависит не от принадлежности к полу, а от того, насколько человек прочувствовал рынок и насколько он соответствует его правилам. Отбор ведет именно рынок, и в результате побеждает сильнейший.

Что же касается особенностей вхождения в бизнес для женщин, то я считаю, что им немного сложнее это сделать, нежели мужчинам, по ряду причин. В первую очередь это касается природных характеристик, поскольку женщины более мягкие и ответственные. Женщине сложно принять рисковое решение, хотя для бизнеса умение рисковать является очень важным фактором.

Следующее, с чем приходится сталкиваться в бизнесе – это отсутствие доверия к предпринимателю в целом. На данный момент мы находимся еще в начале пути, когда государство только-только поняло роль и значение предпринимательства. Задача государства заключается в поддержке позитивного образа предпринимательства и использовании инструментария, который существует во всем цивилизованном мире и которым государство пользуется для стимулирования предпринимательской деятельности.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться женщинам-предпринимателям, – это трудная доступность финансовых средств. Как правило, финансовые ресурсы сосредоточены в руках мужчин. Когда начинающая женщина-предприниматель приходит в банк, не имея при этом кредитной истории, то банк обычно относится к ней с недоверием и далеко не всегда идет навстречу.

Очень важным на данный момент является развитие в Беларуси таких инструментариев, как микрокредитование, развитие гарантийных фондов, когда государство выступает непосредственным гарантом, третьим лицом при реализации успешных инвестиционных проектов, выдвигаемых предпринимателем.

Также появляются у нас и бизнес-инкубаторы по поддержке бизнеса. Для женщин-предпринимателей бизнес-инкубаторы являются площадкой, где объединяются люди разных сфер бизнеса. А объединившись, они становятся партнерами, благодаря чему у них появляется возможность обмена опытом. Также это площадка, которая на льготных условиях позволяет разместиться и платить арендную плату на первых этапах в меньших размерах, нежели это было бы в рыночных условиях. Это большая подмога для бизнеса.

В целом предпринимателям помогает Центр поддержки предпринимательства, различные образовательные проекты при общественных организациях, которые, к сожалению, финансируются донорскими международными организациями.

Прямого финансирования со стороны государства, увы, нет. Но, в любом случае, существуют определенные субсидии, например, субсидия Фонда социальной защиты населения. Также существуют и кредитные союзы, в которых финансовые средства получить гораздо легче, нежели в банке.

А как к женщинам-предпринимателям относятся чиновники? Там также присутствует недоверие? 

Чиновники являются исполнителями определенных законодательных актов и правил, которые определяются государственной политикой. Соответственно, отражение отношения к предпринимателю в обществе в целом откладывает отпечаток и на отношение чиновника.

Возможно, какие-то единичные случаи дискриминации женщин на местах имеют место быть, но скорее всего, такое отношение можно объяснить какими-то личностными характеристиками чиновников. Безусловно, есть и определенные проблемы в общении, но все это преодолимо.

Как сама женщина ощущает себя в бизнесе? В зависимости от сложившейся ситуации иногда можно ли прибегнуть к каким-то ухищрениям или женским уловкам? Или такое поведение недопустимо в бизнесе?

Здесь все сугубо индивидуально: бывают хитрости и со стороны мужчин. А если рассматривать хитрость с точки зрения умения просчитать следующий шаг своего партнера, то я считаю это конкурентным преимуществом. А если таким преимуществом владеет женщина, то она стоит на шаг ближе к успеху. Здесь мы можем плавно перейти к такому аспекту проблемы, как не всегда серьезное отношение со стороны мужчин к женщине-руководителю или женщине-предпринимателю. Но это следует рассматривать через призму такого явления, как первое впечатление, задачей которого является быстро сориентироваться в ситуации. В принятии нашего решения нам помогают те стереотипы, под воздействием которых мы живем на протяжении всей своей сознательной жизни. Если мужчина был воспитан в обществе, где всегда считалось, что главной ролью женщины является роль хранительницы очага и матери, то, безусловно, при первой встрече с женщиной-руководителем он будет оценивать ее с позиции, пропагандируемой его роли. Мужчина будет оценивать женщину-руководителя с точки зрения привлекательности и других стандартов женской красоты. На самом деле это лишь первое впечатление, которое действует первые 10-15 минут. Остальное необходимо уже доказывать.

В любом случае в бизнесе все зависит от обоих партнеров. Если женщина для себя выбирает инструментом воздействия личное обаяние и если у нее это получается, она достигает своей цели, то это ее выбор. Но если женщина будет строить свою стратегию в бизнесе только на этом, то это будет ошибочным выбором, потому что рано или поздно партнер поймет, что за приятной внешностью должно стоять нечто большее.

Не стоит забывать и о том, что мужской бизнес очень жесткий: мужчины всегда нацелены на результат, поэтому они прекрасно понимают, что если они имеют дело с профессионалом, то независимо от того, кто он – мужчина или женщина, красивый или нет, - они получат выгоду и смогут выиграть вместе. Сегодня нет конкурентной борьбы, а есть партнерство.

Для того чтобы женщина смогла принять участие в мужском бизнесе, ей необходимо закалить свой характер. Можно ли этому научиться и где?

Закалка характера – это задача для каждого из нас. Но нужно это далеко не всем. Кому-то, возможно, надо остаться мягкой, пушистой и нежной. То есть мы снова сталкиваемся с проблемой выбора. И если же такая необходимость все-таки есть, то процесс совершенствования себя для бизнеса происходит практически каждый день. Научиться же этому очень сложно: придется идти к этому шаг за шагом, изо дня в день. Падая и поднимаясь, человек постепенно закаляется и принимает решение – устраивает ли его этот путь, или же он выберет для себя иное поле деятельности.

Существует и разница в мужском и женском стилях управления. Есть огромное число женщин-предпринимателей с мужским подходом, которым присущи жесткость, нацеленность на определенный результат – прибыльность и дистанцированный подход к персоналу. Женский стиль управления более гибкий, что также неплохо, поскольку умение адаптироваться к изменяющейся ситуации в современном мире является несомненным плюсом. Если мужчина может себе позволить авторитаризм в управлении, то женщина более склонна к демократическому стилю. Но так бывает не всегда: есть мужчины, которые в своем руководстве используют женский стиль управления предприятием.

Что же касается обучения профессиональным навыкам – менеджменту, основам маркетинга, то здесь все зависит от сегментации. Если человек только начинает задумываться над тем, чтобы начать собственное дело, то здесь на помощь могут прийти общественные организации. Очень интересный в этом плане проект открыл Белорусский государственный университет. Мое агентство является партнером школы основ предпринимательства, где обучают школьников и студентов, которые действительно хотят начать свое дело и у которых уже есть готовые идеи.

Для людей, которые уже в бизнесе и которые хотят себя совершенствовать, существуют программы-тренинги. Например, Репутационное агентство "Шаг к успеху" одним из путей к успеху для своих заказчиков и потребителей видит путь через бизнес-обучение. Мы предлагаем ряд образовательных программ, связанных с развитием лидерских навыков, с клиентоориентированностью бизнеса. Весной мы готовим большой проект с привлечением зарубежных экспертов, направленный на обучение именно женщин-предпринимателей.

Для женщин, которые уже давно работают в бизнесе и которые хотят улучшить свое положение, сегодня есть очень много различных бизнес-школ, в том числе и бизнес-школ MBA, которые есть как в Беларуси, так и в соседних странах. Здесь главное – определиться, выбрать то, что тебе нужно и идти вперед.

Что бы вы посоветовали женщинам, желающим заняться своим бизнесом?

В первую очередь, я бы им посоветовала определиться – действительно ли они хотят этого очень сильно. Если же сила желания все-таки велика, то нужно рискнуть и пойти вперед, попробовать себя. Будьте уверены в себе, своих силах и возможностях. И, конечно же, таким женщинам я желаю поддержки близких, без которой достичь успеха и быть гармонично развивающейся личностью очень сложно.
 
{banner_819}{banner_825}
-15%
-15%
-50%
-20%
-80%
-10%
-20%
-20%
-20%
-15%
-10%